Настоящий учитель: такое бывает только в кино

Алексей Фоломкин отказался от статуса и привилегий топ-менеджера ради места учителя в сельской школе.

В школу он пришел из большого бизнеса. Именно благодаря его организаторским способностям в Тольятти и других российских городах открылись и до сих пор работают магазины сетей «Летуаль», «Бегемот», а также «Гуляй центр» в ДК «Тольятти». Тем не менее успешной карьере топ-менеджера Алексей Иванович предпочел труд учителя информатики, технологии и проектной деятельности в школе села Ягодное. Успех, правда, от нашего героя не отвернулся, Алексей Иванович стал «Учителем года — 2014» в Самарской области и представлял наш регион на всероссийском профессиональном конкурсе.

Как всякий талантливый человек, Алексей Фоломкин мыслит нестандартно и даже парадоксально. По словам учителя, когда-то ему очень нравилось открывать магазины, такая работа требовала постоянного развития, давала встряску и драйв. Например, магазин федеральной сети «Бегемот» — это не менее 1000 квадратных метров торговых площадей, созданных с нуля под ключ за две недели. Города мелькали, как в калейдоскопе: Калуга, Курган, Ставрополь, Новосибирск. И вдруг страну накрывает финансовый кризис, бизнесменам перестали выдавать кредиты, а все сети развиваются, как правило, на кредитной основе. Топ-менеджерам предложили выбрать любую доступную должность внутри сети, Алексей Фоломкин стал работать начальником отдела продаж и очень скоро заскучал. Сидеть в офисе и заниматься отчетами, бюрократией ему не понравилась. Тогда от его любимой супруги Елены Васильевны, учителя физики и математики, и поступило предложение пойти работать в школу.

— Не могу поверить, что нормальная жена предложит мужу — успешному руководителю — пойти поработать в школу. Уровень зарплат ведь не сопоставим! Или я ошибаюсь?

— Если у человека есть творческая жилка, он всегда сможет заработать. Смотрите, что получилось. Я работал на открытии магазинов, это было связано с длительными командировками. Две недели меня не было, четыре дня я в дороге, только приехал — на очереди следующий город. За два года я отстроил восемь магазинов, невероятное количество тех же магазинов объехал с проверками. Да, я зарабатывал деньги, но постоянно был в разъездах, а у меня трое детей, и они меня не видели. Мы с женой посовещались и решили: надо что-то делать с этим. У меня два высших образования, одно из которых педагогическое, поэтому жена и пригласила меня в школу. Я думал целый год, помогая при этом жене вести внеклассную работу в ее пятом классе. В итоге пришел работать в сельскую школу.

— То есть все началось с любви к детям и разочарования при столкновении со школьными буднями не наступило?

— Я же не просто так пошел в пединститут, знал: буду учителем информатики. Окончил 57-ю школу в Тольятти, которую компьютеризировали чуть ли не первой в городе. В школе меня информатикой и заразили. Разочарования в любимом предмете не наступало никогда. Наоборот! Чтобы мужчина остался работать в школе, ему нужно обеспечить хорошую заработную плату. В наше время это можно сделать только путем увеличения нагрузки и внеурочными мероприятиями. Нагрузка у меня большая: в 3, 4, 8, 9, 10, 11 классах преподаю информатику, в 5, 6, 7, 8 классах — технологию, в 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 — проектную деятельность. Плюс еще два раза в неделю веду кружок, отвечаю за сайт школы.

ученики около учителя

Фото: “Площадь Свободы”

Я понял: есть тесная связь между прошлой работой в бизнесе и преподаванием в школе. При открытии магазина меня будто бросали в омут, и я пытался сам выплыть. То же самое произошло в школе — меня поставили преподавать в абсолютно разные классы, где каждый день непредсказуем. Я никогда не знаю, что меня ждет на работе. Например, Вася сломал компьютер, я его настраиваю. Или Вася не в настроении, а надо «включить» его в урок. Новые ребята пришли в кружок или в школу приехали учиться беженцы с Украины. Постоянно происходят десятки событий, вот это мне и нравится.

— Какова ваша цель как учителя?

— Компьютеры нравятся всем, моя цель — научить ребят применять информатику в жизни. Они умеют подключить и настроить компьютер, сеть, использовать программы, создавать видеоролики… да все что угодно.

— Успешность учителя, по-вашему, в чем заключается?

— Любую успешность надо подтверждать своими делами. Дети должны видеть, что и в селе учитель может многого достичь. И не обязательно учитель, любой человек. Моя задача — помочь ученику поступить в вуз на ту специальность, которую он хочет. Я должен его подготовить не просто к экзамену, но и к самой профессии. Мне повезло, что всю жизнь я был связан с компьютерами, работал программистом. Свои знания передаю детям. Победа в конкурсе и есть показатель успешности учителя и успешности детей.

— Инициатива участия в конкурсе была чья — ваша или администрации?

— Инициатива исходила от детей. Дети любят меня в школе, дети любят меня дома, уроки, которые я даю, необычные, нестандартные. Ребята не покупают учебников. Я составляю «Хелпи» (от английского глагола help — помогать) — это многоуровневая модульная инструкция, по которой дети учатся. «Хелпи» включает в себя теоретический блок, составленный из нескольких учебников, практические и творческие задания, а также ответы, чтобы ребята могли свериться.

От нашей школы я не первый участвую в конкурсе «Учитель года». Моя предшественница победила в Ставропольском районе, а зональный уровень не выиграла. Готовиться помогал ей я, точнее — целая команда, которая сформировалась вокруг конкурса и в которую вошли учителя, завучи, дети. Когда пришла пора очередного конкурса, я многое знал, ни в чем не сомневался, с удовольствием принял эту игру. Изучил огромное количество теоретического материала, различные философские, педагогические концепции и новые технологии. Инновации очень важны, нельзя победить, будучи обычным школьным учителем. В профессиональном багаже нужно иметь такое, что отличает тебя от всех. Моя фишка — уже упомянутые модульные инструкции. Вторая фишка — мой сайт, который вошел в 20-ку лучших учительских сайтов России. Третья фишка — инновация, созданная компанией «Майкрософт». Нашел новинку, не поверите, в Намибии. На иностранном сайте случайно увидел забавный ролик: сидят маленькие негритята, в руках у них мышки, дети что-то делают, а учитель просто смотрит. Выяснил, что программа называется «Mouse Mischief». Оказалось, она позволяет контролировать знания на любом этапе урока. Причем у всех учеников сразу. Разработка появилась в 2010 году, но почему-то ею никто не пользовался. Мы часто не замечаем того, что лежит на поверхности…

— Как вы представляете свое развитие? «Учитель года» — разве это не профессиональный «потолок»?

— У педагога нет пределов профессионального развития. Многие боятся пенсии, а педагог — нет, он до глубокой старости может работать. Самое главное для учителя — учиться! Информатика — такой предмет, который постоянно изменяется, каждый год появляются новые учебники, программы. Если за этим успевать, будешь развиваться сам и детей будешь развивать. У нас, например, сейчас актуален новый социальный проект «Цифровое неравенство», продолжающий тему «Электронный гражданин России». До 2015 года переходим на электронные услуги, начиная с записи к врачу, заканчивая оплатой коммунальных платежей. Мои старшеклассники совершенно бесплатно будут обучать жителей нашего села пользоваться электронными услугами.

— И последний вопрос: что в иерархии школьных предметов представляет собой информатика?

— Слуга всех наук. Нет без нее ни математики, ни русского языка, ни других предметов в эпоху полной компьютеризации. Журналы, дневники учеников — все в электронном виде. Я учу детей: компьютер — это только инструмент для достижения высокого профессионального результата независимо от того, кем вы будете работать. Компьютер должен быть в помощь, а не в нагрузку.
Алексея Ивановича я слушала с таким же восторгом, как когда-то героев бессмертной передачи «Очевидное-невероятное». Помните, там еще эпиграф был из Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг»? Благодаря своему парадоксальному мышлению Алексей Фоломкин не только победил в конкурсе «Учитель года» и получил от губернатора в подарок «Калину». В придачу к машине жителям села Ягодное была отремонтирована дорога, ведущая в город. Да-да, раньше она была узкая, с колеей, теперь стала широкой, ровной, глаз радует. Односельчане в благодарность за труд сами изготовили и вручили любимому учителю медаль. Согласитесь, не в каждом селе есть такие замечательные Учителя.

учитель с учиником

Фото: “Площадь Свободы”

Олеся Ангелина, газета «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников