Знаковое событие для миллионов советских граждан произошло осенью 1970 года, когда в Тольятти стартовало массовое производство автомобиля ВАЗ-2101 (9 сентября). Первый экземпляр этой модели, ласково прозванной в народе «копейкой», собрали несколькими месяцами ранее — 19 апреля на только что построенном Волжском автозаводе.
Этот заднеприводный седан, созданный на основе итальянского Fiat-124, прошел серьезную модернизацию для эксплуатации в сложных дорожных условиях СССР. Конструктивные изменения оказались настолько удачными, что ВАЗ-2101 продемонстрировал невероятную выносливость и надежность. Многие автомобили служили своим владельцам десятилетиями без серьезного ремонта, преодолевая расстояния, сопоставимые с кругосветными путешествиями.
Всего за период с 1970 по 1983 годы с конвейера сошло более 2,7 миллионов экземпляров этой модели. «Копейка» кардинально изменила жизнь советских людей, став первым доступным личным транспортом для тысяч семей. Международное признание не заставило себя ждать — в 1972 году АВТОВАЗ удостоился престижной премии «Золотой Меркурий» за качество и надежность своей продукции.
Узнаваемый силуэт ВАЗ-2101 быстро превратился в культурный феномен, часто появляясь в кадрах советского кинематографа. Для многих жителей Самарской области и всего Советского Союза эта машина осталась символом целой эпохи, олицетворяя собой надежность и доступность.