Накануне банкротства

Новости Тольятти augustnews.ru

Бу Андерссону могут помочь повторить судьбу Юрия Качмазова.

На прошлой неделе в интернете продолжился сбор подписей за т. н. национализацию ОАО «АВТОВАЗ». Была вброшена идея о выкупе у альянса Renault-Nissan акций предприятия за государственный счет. Под видом т. н. национализации может быть проведено банкротство АВТОВАЗа. Государственная корпорация (ГК) «Ростех», будучи крупным акционером и кредитором АВТОВАЗа, может от этого получить двойную выгоду: сможет вернуть себе полный контроль над производственной площадкой АВТОВАЗа, а также избавиться от необходимости возвращать государству средства, выделенные несколько лет назад на «спасение» АВТОВАЗа. Сегодня эта сумма превышает 50 млрд р. Новое юрлицо, которое возникнет на месте АВТОВАЗа, будет свободно как от долгов, так и от президента АВТОВАЗа Бу Андерссона (на фото).

Москва, Кремль, Путину

Формально размещенное на портале www.onlinepetition.ru обращение к президенту России Владимиру Путину представлено таким образом, что ничьих коммерческих интересов оно будто бы не преследует: «Просим Вас дать поручение правительству РФ по выводу ОАО «АВТОВАЗ» из-под контроля альянса Renault-Nissan. Renault-Nissan, являясь зарубежным производителем автомобилей, напрямую заинтересован в ослаблении позиций российского автомобилестроения. И действительно, с 2013 г., когда АВТОВАЗ перешел под контроль Renault-Nissan, продажи автомобиля Lada постоянно снижаются, некогда популярная в России марка вытесняется с рынка. Мы предлагаем государству выкупить долю акций Renault-Nissan и создать на базе АВТОВАЗа мощное современное предприятие, работающее в национальных интересах, выпускающее востребованную гражданами РФ конкурентоспособную продукцию».

Параллельно с этим появились разговоры, что на уровне совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» со стороны одного из мажоритарных акционеров может быть вынесен вопрос об обращении в суд с заявлением о самобанкротстве предприятия. О мотивах подобного рода действий поговорим позже, а пока вернемся к вопросу о том, кому из акционеров могло быть выгодно появление письма Путину.

Если рассматривать подобные произведения без отрыва от событий на АВТОВАЗе, то можно прийти к выводам о том, кому могут быть выгодны такие инициативы «низов». Авторы петиции, рассуждая о необходимости перевода АВТОВАЗа под контроль «правительства РФ и граждан России» почему-то не вспоминают, что у АВТОВАЗа есть второй крупный бенефициар – ГК «Ростех», генеральным директором которой является Сергей Чемезов. Но почему в письме Путину отсутствует просьба выкупить акции АВТОВАЗа в т. ч. и у Ростеха? Не под диктовку ли людей из Ростеха могло быть написано это письмо и начата процедура сбора подписей под ним?

Прагматичный Ростех

В то время, когда президентом предприятия был Игорь Комаров – ставленник Ростеха, ситуация на АВТОВАЗе тоже была далеко не самой хорошей. Но аналогичного рода писем Путину никто не писал.

И это притом что альянс Renault-Nissan уже тогда был акционером АВТОВАЗа. Более того, никто почему-то не просил уволить Комарова и выкупить акции у альянса. Почему же громкие критические заявления начали появляться в то время, когда президентом АВТОВАЗа стал Бу Андерссон? Да наверное, потому, что главной целью, которую поставил перед собой шведский президент АВТОВАЗа, стало переформатирование отношений с поставщиками комплектующих на АВТОВАЗ. По версии Андерссона, продукция, поставляемая на АВТОВАЗ, дорогая и некачественная. При этом многие крупные вазовские поставщики, такие как ОАО «АвтоВАЗагрегат» и заводы, находящиеся под управлением ОАО «Объединенные автомобильные технологии», находятся в орбите интересов Ростеха. Соответственно, инициативы Андерссона в первую очередь жестко били по интересам Ростеха.
Хотя, если бы не санкции со стороны европейских стран и США, наверное, Ростех не решился бы на конфронтацию с партнерами из альянса. Но в том-то и дело, что Ростех сильно потерял в доходах после ввода санкций. Следовательно, выпадающие доходы надо было чем-то компенсировать за счет возможностей внутренних рынков России. Гарантированный сбыт комплектующих на АВТОВАЗ – один из таких источников. Но, похоже, Бу Андерссон мешал реализовать светлые идеи.

В то же время нужен был какой-то благостный информационный повод, благодаря которому можно было бы завуалировать собственные коммерческие интересы. «Праведный народный гнев», вызванный «непосильным гнетом» со стороны «иностранных интервентов», – прекрасный повод. Благо продолжающиеся т. н. оптимизация численности персонала АВТОВАЗа и повышение стоимости на товарные автомобили Lada стимулируют повышение градуса «народного» недовольства. При этом следует напомнить, что и оптимизация, и рост стоимости автомобилей имели место и при Комарове, но про это все, похоже, благополучно забыли.

По просьбе трудящихся

Сегодня слова о спасительной «национализации» звучат все громче. Однако и так в довольно непростой политической ситуации жесткий отъем предприятия у иностранных инвесторов мог бы привести к самым печальным последствиям для России на международной арене. Однако никто не отменял отношений между кредиторами и заемщиками, в данном случае – между ГК «Ростех» и АВТОВАЗом.

Согласно бухгалтерскому отчету АВТОВАЗа за 2014 г., долг АВТОВАЗа перед Ростехом на 31 декабря 2014 г. – 51,282 млрд р. Т. е. Ростеху вряд ли что-то мешает подать в суд иск о взыскании задолженности. Очевидно, выплатить этот долг АВТОВАЗ не сможет, соответственно, могла бы быть запущена процедура банкротства. Все в рамках российского законодательства. Законы для иностранцев превыше всего. И долг, который надо возвращать, тоже.

А теперь вернемся к вопросу о том, кто мог бы вынести на обсуждение совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» вопрос о самобанкротстве. Совокупный размер всех обязательств АВТОВАЗа превышает 100 млрд р. Из этого следует, что в случае начала процедуры банкротства Ростех станет доминирующим кредитором и сможет полностью контролировать ход процедуры. Что это даст Ростеху? Ведь в случае банкротства АВТОВАЗа он вряд ли вернет свои миллиарды.

В том-то и дело, что эти миллиарды – это деньги не Ростеха, а государства. Это часть тех самых 70 млрд р., которые в 2009 г. были выделены из федерального бюджета РФ в качестве помощи для вывода АВТОВАЗа из кризиса 2008-2009 гг. Часть этой суммы еще при Комарове удалось конвертировать в дополнительный выпуск акций АВТОВАЗа, часть суммы зачесть в обмен на вывод с АВТОВАЗа дочерних компаний и производственных активов под Ростех. К чему привели подобного рода операции, сегодня можно видеть на примере финансового положения в ООО «ВМЗ» (бывшее ПТО АВТОВАЗа). Но как быть с остальным 51 млрд р.?

Исчезновение ОАО «АВТОВАЗ» закроет проблему возврата долгов. В итоге банкротство будет названо процедурой финансового оздоровления. После этого Ростех сможет вновь с чистой совестью обращаться к правительству РФ с просьбой профинансировать мероприятия по выводу других подконтрольных себе заводов, коих по стране несколько сотен.
Кто-то из наиболее посвященных в дела правительства РФ лиц может сказать, что мнение председателя правительства РФ Дмитрия Медведева для команды Чемезова не слишком серьезное препятствие и что для получения очередных многомиллиардных траншей можно было бы забыть про долги АВТОВАЗа. Может быть, это и так, но важно помнить и о другом. Контроль над ходом процедуры банкротства АВТОВАЗа может позволить Ростеху получить наиболее ликвидное имущество АВТОВАЗа-производственные мощности. На них уже без участия Андерссона и партнеров из альянса менеджмент Ростеха может продолжить собирать автомобили с применением комплектующих, произведенных на заводах, дружественных Ростеху.

Нечто подобное начиная с 2009 г. можно было наблюдать на Ижевском автозаводе, где параллельно шло два процесса – производство автомобилей (было создано новое юрлицо – ООО «Объединенная автомобильная группа») и банкротство самого ОАО «ИжАвто». При этом виновным в доведении ИжАвто до банкротства был «назначен» бенефициар Группы «СОК» Юрий Качмазов, объявленный в международный розыск и заочно обвиненный в мошенничестве. В сегодняшней ситуации Бу Андерссон рискует повторить судьбу Качмазова. В этом случае Ростех выступит в роли «спасителя отечественного автопрома», действующего исключительно в «интересах трудящихся».

После передачи очищенных от долгов активов АВТОВАЗа сначала в новое юрлицо, а затем на баланс государства в зачет долга самого Ростеха перед бюджетом т. н. национализация, о которой просят «трудящиеся», будет реализована.

фото: chronograf.ru

Автор: Сейдамет Абреков, областной аналитический еженедельник «Хронограф»
источник: областной аналитический еженедельник «Хронограф» №35 (563) | 2 ноября 2015г.