Надеются на Климовский мост

Особая экономическая зона «Тольятти» не готова финансировать дороги города.

19 марта комитет Самарской губернской думы по промышленности, связи и торговле и Координационный совет по стратегическому развитию г.о. Тольятти провели в мэрии совместное заседание, где предметно изучили перспективы дальнейшей реализации федерального проекта по созданию в окрестностях Автограда особой экономической зоны. Напомним, документальная подготовка этого государственного проекта началась еще в 2010 году, а в ноябре 2012 года на территории будущей ОЭЗ в районе села Ягодного вбили первую сваю.

По словам генерального директора особой экономической зоны «Тольятти» Алексея Пахоменко, за два истекших года застройщики сдали в эксплуатацию одну из трех очередей промышленной площадки, где в 2014 году уже заработало первое производство. Всего в настоящий момент на территории ОЭЗ зарегистрированы 17 российских и зарубежных компаний-резидентов, специализирующихся на выпуске автокомпонентов, а также на химической, фармацевтической и целлюлозно-бумажной промышленности. Все они в 2014 году перечислили в бюджет губернии свыше 230 млн руб. налоговых отчислений, вложили в федеральный проект 3,5 млрд руб. собственных инвестиций и создали около 2000 временных и постоянных рабочих мест по различным специальностям. Но все это – только начало. Как сообщил участникам заседания Алексей Пахоменко, в перспективе уже имеющиеся резиденты планируют создать в особой экономической зоне еще около 5000 рабочих мест и инвестировать в промышленно-производственную площадку порядка 19 млрд руб. Впрочем, и эти цифры, судя по всему, могут существенно вырасти. Дело в том, что на этой неделе в особую экономическую зону «Тольятти» был подан природный газ. И поскольку основной энергетический ресурс для организации производства на площадке ОЭЗ появился, руководители проекта рассчитывают на появление новой волны резидентов в различных промышленных отраслях. Для их размещения в особой экономической зоне уже стартовало строительство второй очереди, а целиком площадку, состоящую из трех очередей, планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году.

По мнению депутатов губернской думы, тысячи новых рабочих мест плюс сотни миллионов налоговых отчислений в региональную казну – это весьма привлекательная перспектива. Но и у этой медали есть оборотная сторона. Прежде всего, полагает заместитель председателя комитета по промышленности Александр Дроботов, активное развитие особой экономической зоны должно сопровождаться серьезными вливаниями в ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог Тольятти, на которые сейчас возлагается вся транспортная нагрузка ОЭЗ. Причем соответствующие расходы, уверен депутат, должна нести сама промплощадка, а не областной, и тем более не городской, бюджет. Правда, у Алексея Пахоменко на этот счет иное мнение. Глава ОЭЗ напомнил, что проектные инвестиции в инфраструктуру особой экономической зоны «Тольятти» составляют в общей сложности 13,6 млрд руб. Однако деньги на внешние дороги за границами ОЭЗ в этих многомиллиардных инвестициях никогда не закладывались. Также Алексей Пахоменко напомнил, что в ближайшие годы в Самарской области все-таки планируют построить мост через Волгу в районе Климовки, который возьмет на себя основной автомобильный трафик ОЭЗ и тем самым разгрузит улично-дорожную сеть самого Тольятти.

– Таким образом, мы понимаем, что вопрос с логистикой в районе особой экономической зоны остается пока открытым, – резюмировал Александр Дроботов. – Даже если проект по строительству Климовского моста и будет успешно завершен, то это очень далекое будущее. А особая экономическая зона начнет работать в полном объеме уже в ближайшие годы. И вся логистика промплощадки в этот период будет осуществляться не через Климовский мост, а через существующие пути доставки в Тольятти. Значит, этот вопрос нужно отрабатывать. Городу необходимо давать возможность реабилитации, потому что мы не можем еще и эту новую промышленную площадку величиной с АВТОВАЗ нагрузить на существующие дороги Тольятти, которые уже стоят в пробках.

В свою очередь, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко сообщил, что одним из ключевых вопросов, с которым правительство региона выйдет в парламент губернии в 2015 году, станет финансирование расходов на расширение автодороги Тольятти – Ягодное. По словам вице-губернатора, несмотря на то что данная структура финансирования на уровне Самарской области определена, деньги на дорогу до Ягодного в бюджете региона на 2015 год не заложены, хотя задача по расширению магистрали – крайне важный проект.

– Уже сейчас резиденты особой экономической зоны высказывают свои опасения относительно того, что, во-первых, такого объема строительных работ в Тольятти не было, наверное, со времен строительства автозавода, – пояснил Алексндр Кобенко. – А большой объем строительных работ – это и большой объем строительной техники, которая постоянно курсирует в районе экономической зоны. Там же начинают работать резиденты, у которых идет поставка материалов и комплектующих и вывоз готовой продукции. В связи с этим у резидентов есть опасения относительно загрузки дорог, ритмичности поставок и т.д. Тем более после запуска семи новых заводов, которые до конца этого года должны заработать на площадке особой экономической зоны, проблема расширения дороги Тольятти – Ягодное будет одной из ключевых.

Тем временем вице-мэр Автограда Алексей Бузинный поинтересовался перспективой включения территории особой экономической зоны в границы г.о. Тольятти. По словам первого зама, мэрия в свое время уже поднимала этот вопрос, поскольку не секрет, что в основном расходы на содержание социальной, дорожной и иной инфраструктуры, которой будут пользоваться работники ОЭЗ, лягут на плечи городского округа, а не Ставропольского района, где фактически функционирует промплощадка.

– С командой мэрии Тольятти мы неоднократно прорабатывали возможность включения особой экономической зоны в состав городского округа, – подтвердил Александр Кобенко. – Этот вопрос возникал еще два года назад, и сейчас он также имеет место быть. Мы понимаем, что инфраструктура Тольятти, конечно же, задействована в обеспечении функционирования особой экономической зоны. С другой стороны, мы понимаем, что есть сейчас определенная контраргументация и со стороны Ставропольского района, который тоже уже работает в направлении формирования такой инфраструктуры. Мы законодательно смотрели, каким образом возможно изменить границы муниципальных районов и городских округов. Для этого нужно согласие представительных органов власти. Но мы понимаем, что мы такое согласие от Ставропольского района впрямую не получим. Поэтому тему надо глубоко проработать. Я слышу аргументацию Тольятти, но ее надо подкреплять, в том числе документами. Надо проанализировать уже существующие рабочие места и те, которые будут создаваться в ближайшем будущем. У нас нет проблем собрать такую информацию с заводов, готовящихся к запуску в особой экономической зоне. И тогда мы четко будем видеть, какой процент персонала промплощадки проживает на территории Тольятти и пользуется его инфраструктурой. Мы также можем создать отдельную рабочую группу по данному вопросу, чтобы системно и аргументированно эту работу до конца довести.

Выслушав вице-губернатора, депутат губдумы Николай Ренц напомнил, что исследования, о которых заявил Александр Кобенко, тольяттинские власти уже проводили. «Мы знаем, в какие школы и детсады ходят дети работников особой экономической зоны. Мы знаем, в каких учреждениях здравоохранения работники и их семьи получают медицинское обслуживание. Мы знаем, по каким дорогам ездит персонал промплощадки. Я думаю, что у нас найдутся достаточные аргументы в пользу включения особой экономической зоны в границы г.о. Тольятти», – заключил Николай Ренц. В связи с этим депутаты постановили продолжить работу по изменению границ городского округа и по совету вице-губернатора решили создать рабочую группу либо на базе правительства Самарской области, либо на базе Самарской губернской думы.

Алексей Пахоменко

Генеральный директор особой экономической зоны «Тольятти» Алексей Пахоменко. Фото: “Площадь Свободы”

Юлия Романенко, газета “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников