«Надеюсь, что пришел конец дорожному аду длиною в двадцать лет»

стоит большая пробка на М-5 Жигулевская ГЭС
фото: соцсети

На Жигулевской ГЭС – очередной дорожный ремонт: закрыли две из четырех полос до конца августа. Казалось бы, перекрыли две полосы, а транспортный коллапс – у половины жителей региона. Потерпите как-нибудь, отнеситесь с пониманием – обратились дорожники и чиновники к горожанам.

В итоге огромные многочасовые и многокилометровые заторы образовались на мосту и далеко за его пределами. По 5-6 часов горожане стояли в глухих пробках без воды. На следующий день подвоз живительной влаги всё же организовали.

Заложники трассы

Мои бабушка с дедушкой живут в одном из сел Шигонского района, а мы – в Тольятти. Они в свое время не захотели переезжать в город за нами, перевесили блага сельской местности: уютная двухкомнатная квартира с выходом на свой огород и речка Уса через улицу. А когда они стали совсем старенькими, попросили нас, внуков, не волновать их переездами.

Поэтому в гости, нет, уже не в гости, а помогать езжу каждую неделю и порой не один раз. Часто выходит, что мчусь туда и по два раза, через бесконечные пробки и летний зной… Поездки выпадают и на выходные, и в пятницу, когда народ после работы устремляется к своим фазендам на берегу Волги.

Вы представляете, что такое быть в глухой пробке по несколько раз в неделю на протяжении практически двадцати лет? Нет? А я – да. Уже знаю, где объехать, сколько по времени переждать, а потом гнать до объезда через Жигулевск или Александровку. Ощущение, что живу в шумной Москве с их пробками на МКАДе.

Много лет не ругаю обочников, тех, кто объезжает пробки по обочине и пылит. Частенько это я сама, поэтому будьте терпимее на дорогах.

С ремонтом ГЭС ситуация не то что усугубилась, она просто вышла из-под контроля и превратилась в ужас. Люди в сети писали посты помощи, например, пассажиры рейсового маршрута:

– Автобус стоит в пробке уже три часа около Валов, движение парализовано, не двигаемся вообще, ни воды, ни еды. Рейс «Балаково – Тольятти». В дороге находимся уже шесть часов, сели в Хвалынске, а некоторые пассажиры едут вообще с Балаково. Просим помощи.

В заложниках затора оказалось очень много народу. Водители большегрузов, дачники, жители соседних сел и деревень, отдыхающие из других регионов, которые едут по трассе М-5 через ГЭС с морей.

Удачное время для ремонта выбрали чиновники и дорожники! Причем ГЭС чинят и чинят постоянно. Там и так движение медленное, а если просто кто-то сломается или ДТП, не дай бог, закипит легковушка. Всё! Моментальный затор.

– Мы решили продавать дачу, больше нет моральных сил и нервов ездить по пробкам до ягод и реки, – жаловалась подруга. – Без шуток говорю. У нас многие в СНТ выставили свои участки на продажу из-за многочасовых пробок…

Этот дорожный коллапс, в принципе, происходит каждые выходные, и если ездить по навигатору, то увидеть можно заранее.

У сестры дача на Копылово, вот что она написала в тот день:

– Ползем от Комсомольска до полуострова два часа, пробка была уже на улице Громовой, у «Ленты», стоим, всё глухо. Ладно, у нас кондиционер в машине, воды и печенья взяла детям, а как тем, кто без кондиционера? Жара, 35 градусов, люди изможденные, напротив нас стоит 137-я газель, в Жигулевск люди едут с работы. Когда они приедут? Ночью? А если кому-то плохо станет? Как «скорая» доберется? Это даже не издевательство над гражданами, не могу подобрать слов. Зачем так делать и для чего?

автомобильная пробка на Жигморе
фото: соцсети

Видеоролик от Азарова

Новый губернатор Вячеслав Федорищев на следующий день сделал заявление, что Климовский мост скоро откроется. А фуры, препятствующие движению, велено останавливать и дороги перекрывать. Дальнобойщиков теперь пускают по определенным часам, но с появлением и открытием нового моста проблемы вроде уходят вместе с большегрузами…

закрыто движение для большегрузов
фото: «Вольный город Тольятти»

Пока новый губернатор делился планами и собирал экстренные совещания в правительстве, старый глава региона выложил в сеть неоднозначной ролик на дорожную тематику. Дмитрий Азаров в белой рубашке ехал сам за рулем (!) и приговаривал: как здорово просто ехать, ехать, а не стоять.

Мягко говоря, странная позиция, с элементами злого сарказма. Ведь пробки были на протяжении всего его присутствия в области, и он ни разу не приехал, не постоял в ней. Встать на ГЭС на пять часов с народом! Как вам?

На третий день затора с утра позвонил дедушка и рассказал, что в их сельские магазинчики перестали поступать хлеб и свежая молочная продукция. Понятно, что грузовички не могут пробраться. Пока едут по шесть часов, вся молочка портится при такой жаре.

Вам объяснить, что значит для девяностолетнего человека (дитя войны) остаться без хлеба на обед? Они в войну колоски считали, а свекла была единственным съестным блюдом в семье, страшно вспомнить его рассказы…

– Не рвитесь на части, переждем пробки, у нас запас хлеба немного остался. Но бабушке нужны йогурты и кефир…

Что делать? Ехать. Как в ролике бывшего губернатора: ехать, не стоять. Но сначала нужно было вернуться с работы. Со Старого города навигатор повел меня не на привычную улицу Газовиков, а на Новозаводскую, затем – Обводное шоссе, дорога на Самару, далее – поворот на Жигморе. Проехала мимо тубдиспансера и в частный сектор, через него к малому кольцу в пробку, где все глухо стояли. В итоге домой вместо привычных 15 минут добиралась около двух часов! Это еще по навигатору и в объезд пробки.

Когда рассказала бабушке, что Владимир Путин по видеосвязи открыл движение по свежему мосту «Обход Тольятти», она расплакалась:

– Всё думала: если что случится с нами, вы ведь не доедете, только к похоронам…

объезд тольятти открыли

Трасса «Обход Тольятти»

Двадцать лет дорожного ада позади? Мы надеемся, что водителям фур не жаль тысячи рублей за проезд без пробок с ветерком под 100 км в час. Им тоже не хочется стоять по 7-8 часов, ожидая, когда же кончится затор и можно будет ехать.

– Эта трасса сделает автомобильное движение в регионе более комфортным и безопасным, разгрузит от транспортных заторов дорогу на плотине Жигулевской ГЭС. Поможет полнее раскрыть экспортный, логистический, промышленный, туристический потенциал Поволжья. Мост возле Тольятти длиной более 3700 метров вошел в десятку самых протяженных инженерных сооружений России, – отметил Владимир Путин.

Автомобилисты, которые поедут по новой трассе «Обход Тольятти», пока смогут делать это бесплатно. До окончания ремонта на плотине – точно.

Стоимость будет зависеть от выбранного участка и типа транспортного средства. Пункты оплаты станут работать при въездах и выездах на магистраль. Оплатить проезд можно наличными, банковской картой, транспондером. Транспондер – гаджет, с помощью которого проезд оплачивается бесконтактно.

Для каждого вида оплаты выделены свои полосы. Ориентироваться можно будет по специальным знакам, которые видно издалека. На одном пункте – семь полос (три на въезд на обход Тольятти и четыре на выезд), на двух других – девять (четыре на въезд, пять на выезд). И на каждом одна полоса отведена для оплаты транспондером.

пункт взимания платы на трассе
фото: соцсети

Сам транспорт, которому разрешено движение по дороге, разделен на четыре категории. Главное, не запутаться.

Первая категория – высотой до двух метров – легковые автомобили, в том числе с прицепом, и мотоциклы. Стоимость проезда по первому участку для них – 180 рублей, по второму – 120, по третьему – 270.

Вторая категория (высотой от 2 до 2,6 метра) – легковые автомобили с прицепами высотой не более 2,6 метра, микроавтобусы и небольшие грузовики. Стоимость проезда по первому участку – 350, по второму – 240, по третьему – 550.

Третья категория (высотой более 2,6 метра) – средние грузовики и автобусы. Стоимость проезда по первому – 710 рублей, по второму – 480, по третьему – 1110 рублей.

Четвертая – большие грузовики, грузовики с прицепами и междугородные автобусы. Стоимость проезда по первому участку – 1060, по второму – 720, по третьему – 1660 рублей.

Предполагается, что новая трасса позволит разгрузить переправу через Волгу, решить проблему пробок на ГЭС и снизить поток машин на улицах нашего города. «Обход Тольятти» проходит мимо нескольких сел и деревень, потому предусмотрена целая система транспортных развязок. При этом не у всех населенных пунктов будет свой заезд на трассу, некоторым сельчанам придется делать крюк.

Как отметил в своем телеграм-канале Вячеслав Федорищев: задача на перспективу – продумать съезды с трассы для жителей, чтобы обеспечить для них удобную логистику.

Так что ждем съезды и собираемся прокатиться по новому мосту, все-таки историческое событие для города, да и в целом для региона. А для нашей семьи – надеюсь, что конец дорожного ада длиною в двадцать лет.

Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»

технический съезд в Шигонах
фото: соцсети