Начать проверять те сферы деятельности муниципалитета Тольятти, которые раньше были закрыты для аудита

девушка идет по улице

После изменений в федеральном законодательстве, которые позволили выделить контрольно-счетные палаты в отдельные юридические лица, в Тольятти началась перестройка местной КСП. Федеральный закон позволяет сделать контроль с ее стороны максимально независимым, но в Тольятти этими возможностями могут и не воспользоваться.

Формирующее событие

Как уже писала газета «Панорама Тольятти», в ближайшее время в Устав города внесут изменения, согласно которым тольяттинская Контрольно-счетная плата, являющаяся подразделением Тольяттинской городской думы (ТГД), станет отдельным юридическим лицом. Такое положение дел связано с вступлением в силу изменений в Федеральный закон № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Напомним, что во время разработки положения о КСП, которое принял предыдущий созыв ТГД, у депутатов уже была возможность сделать КСП отдельным юрлицом, однако большинством голосов «Единой России» было решено оставить ее в составе думы. Теперь законодательство исключает такую возможность, и теоретически КСП может стать независимым контролирующим органом. То есть начать проверять те сферы деятельности муниципалитета, которые раньше были закрыты для аудита.

Новое положение о КСП только разрабатывается, но уже прозвучало, что контроль может распространиться и на саму городскую думу, и на сферу муниципальных закупок, и на стратегические документы администрации. Одним из нововведений будет то, что в область контроля КСП попадет внутренний и внешний долг муниципалитета. Возможно, Тольятти наконец услышит правдивую версию того, как мы нарастили долги размером в сумму всех доходов муниципалитета.

Другими словами, структур и персон, которых могут задеть проверки КСП, потенциально становится больше. И в составе думы КСП давала массу поводов для расследований, публичных дискуссий и наказания различных должностных лиц администрации. Получив юридическую независимость и заинтересованного в самостоятельной политике председателя, КСП может стать опасной структурой для тех, кто привык ловить большую рыбу в мутной воде тольяттинской политики.

Как только закон вступил в силу, в кулуарах поползли слухи о том, останется ли на своем месте председатель КСП Екатерина Киселева. Вступление в должность Киселевой не было гладким, часть депутатов были против, и после ее утверждения думой подавали иск в суд, чтобы опротестовать ее назначение. Истцами были депутаты Роман Ершов, Надежда Макарчук, Дмитрий Колотурин и Алексей Сазонов. Они судились, так как думой был нарушен регламент ТГД. В частности, незаконно проведен второй тур голосования при назначении председателя КСП. Также отсутствовала поименная фиксация результатов голосования.

До Киселевой председателей КСП назначали чинно и бесшумно, но теперь нетрудно представить, что и в думе, и в администрации найдутся желающие подвигать фигуры, отвечающие за прозрачность работы с городским бюджетом, и не факт, что это будут депутаты. Финансирование КСП и дальше станет осуществляться из городского бюджета, но в каком порядке это будет происходить — решать тем, кого КСП контролировала и должна продолжать контролировать (см. комментарии).

Точка вместо должностей

Одновременно с поправками в Устав в городскую думу поступил пакет документов, в которых прописан новый кадровый порядок работы КСП. Думе предлагают утвердить новую структуру КСП, а также решить вопрос о том, как она в дальнейшем будет финансироваться. В свою очередь аналитики думы интересуются: а что стало со структурой КСП? В новых документах нет важных подробностей.

Открываем заключение аналитического отдела и видим, что из структуры КСП исчез блок, раскрывающий состав аппарата КСП. Из него удалили инспекторов, главных специалистов, ведущих специалистов, водителей, вахтеров и т. д. Вместо них после слова «Аппарат» поставлена точка. Аналитики стали спорить с такой схемой, доказывая, что структуру аппарата нужно представить в деталях (см. комментарии) — так, как это сделано во многих других городах. Иначе непонятно, как КСП собирается исполнять свои функции.

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» штатная численность КСП определяется правовым актом думы по представлению председателя КСП «с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа».

Предложенная структура оставляет вопрос, кто и как будет независимо исполнять функционал палаты, открытым.Сам подход к формированию структуры тоже настораживает. «У КСП нет деления на управления и отделы. Сейчас у меня работают 10 инспекторов, если их разделить на структурные подразделения, то эти подразделения будут небольшими с четкой специализацией у каждого инспектора. В сложившихся условиях это нецелесообразно» — пояснила свое решение Киселева.

Пока в думе готовили документы по переходу КСП в отдельное юридическое лицо, горожане пришли на публичные слушания и проголосовали против предлагаемых поправок в Устав города. Теперь авторам нового Устава придется принимать его с отрицательной общественной оценкой. И хотя основное недовольство участников публичных слушаний вызвали поправки, связанные с лесом, то, что происходит с КСП, так же достойно внимания.

Не исключено, что вместо развития независимости палату ждет деградация если не до уровня отделов, как это произошло с аналитиками и юристами думы, ранее работавшими в управлениях, то до уровня плохо обеспеченного кадрами и финансами юридического лица. Тогда обсуждать какую-либо персону, занимающую пост председателя, смысла нет: без адекватных кадров, полномочий и зарплат эта должность будет существовать для красоты.

Комментарии

Вадим Ерин, первый заместитель главы городского округа Тольятти:

Особое внимание обращает на себя тот факт, что в настоящее время в городском округе Тольятти отсутствует правовой акт, регyлирующий вопросы денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности в Контрольно-счетной палате городского округа Тольятти. В связи с чем внесение изменений в Схему №1012 в части признания утратившими силy строки 2.1.1 «Должности муниципальной службы, замещаемые на определенный срок полномочий», строки «Категория руководители», пунктов 62.1-62.З раздела 2.1 Схемы 1012 приведет к правовому вакууму, правовой неопределенности и, как следствие, к невозможности осуществления выплаты денежного содержания лицам, замещающим должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти. В связи с чем признание утратившими силу строки 2.1.1. должно осуществляться с одновременным принятием правового акта, регyлирующего вопросы денежного содержания лиц, замещающих муниципaльные должности в Контрольно-счетной палате Тольятти.

Денис Замчевский, начальник аналитического отдела Тольяттинской городской думы:

Исходя из принципов деятельности КСП, отраженных в ст. 4 Федерального закона № 6-ФЗ, а именно принципа открытости, считаем, что структура КСП должна быть открытой и развернутой. В подтверждение данного мнения в приложениях 1-7 к настоящему заключению приведены структуры КСП ряда городов городских округов. Решение Думы г. о. Самара от 30 августа 2011 г. № 127 «О Контрольно-счетной палате городского округа Самара» (в ред. решения Думы г. о. Самара от 15.07.2021 № 99); Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 11.10.1995 № 116 (ред. от 05.12.2007) «Об утверждении структуры Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга» и т. д. В ряде муниципальных образований структуры КСП представлены в развернутом виде.

Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области» № 25 (1031) от 25 октября 2021г.