В 90-е годы было много «кидалова» на квартиры, начиная от черных риелторов, которые подделывали свидетельство о праве собственности на квартиру или опаивали перед сделкой владельцев квартир психотропными веществами, подмешанными в чай или кофе.
Затем наступили 2000-е, и государство начало наводить порядок в этой сфере. Регистрационная палата перестала быть монополистом, и из нее сразу исчезли всевозможные взяточные посредники и гигантские очереди.
Появились МФЦ, Госуслуги и другие институты, призванные облегчить процесс работы с недвижимостью. Затем в течение примерно пяти лет после всех этих реформ на рынке недвижимости царила иллюзия порядка. Купить-продать квартиру стало делом нескольких часов, и кажущаяся легкость и зарегулированность процедуры привела к тому, что мы имеем сегодня: к чудовищному всплеску мошенничества в сфере недвижимости…
Со стороны организованных преступных группировок, сообществ черных риелторов и просто мошенников-одиночек стал использоваться удивительно разнообразный инструментарий отъема квартир у граждан. А учитывая, что стоимость самой завалящейся «однушки» сегодня стартует от двух миллионов рублей, навар от квартирного мошенничества выражается в шестизначных цифрах.
В ход снова пошли классические схемы, известные еще в 90-е, но теперь подаваемые под новым соусом: использование мошенниками своего «черного» нотариуса, подкуп сотрудника МФЦ, использование коррупционных связей в органах.
К старым проверенным схемам мошенничества добавились новые элементы: использование мессенджеров, Интернета. Также приметой времени стало то, что люди, потерявшие недвижимость, не могут добиться от органов правопорядка элементарного: возбуждения уголовного дела, привлечения виновных к ответственности, оперативных и результативных следственных действий, передачи дела в суд.
В редакцию «Тольяттинского навигатора» обратилась жертва очередной аферы. На примере ее ситуации можно снять обучающий документальный фильм, который будет хорошей иллюстрацией ненаказуемости мошенников, волокиты со стороны органов правопорядка. Он ярко покажет и другие общие места современных безрезультативных расследований мошеннических преступлений в нашем городе.
«Обычная» сделка
Надежда В. решила купить квартиру. Действовала традиционно, четко придерживаясь всех обычных и обязательных действий, которые осуществляются при покупке квартиры. Надежда открыла популярный сайт интернет-объявлений и тщательно изучила все имеющиеся предложения. Нашла понравившийся вариант, связалась с продавцом по указанному контакту. Продавец подтвердил, что квартира действительно продается. Договорились о дате, чтобы посмотреть жилье. Квартира понравилась, и женщина решила ее приобрести.
Дальше последовали многочисленные стандартные процедуры, предшествующие сделке купли-продажи. Вместе с риелтором Надежда проверила квартиру «на чистоту». Была заказана выписка из ЕГРН. Из нее следовало, продавец Иван Н. является единственным собственником квартиры, правда, владел ею всего-то около месяца. До него хозяином квартиры был некий Раис П. Недолгий срок владения квартирой продавец объяснил тем, что купил ее из предпринимательских целей, чтобы заработать на перепродаже. Иван Н. охотно шел на контакт, всегда был на связи, неоднократно и в любое время по просьбе покупателя показывал квартиру, открывал ее своим ключом, отвечал на любые вопросы о состоянии жилья, об имеющейся задолженностями по «коммуналке», торговался. Дверь квартиры не имела следов взлома или замены замка. Словом, ничего не предвещало беды…
Надежда максимально ответственно подошла к организации сделки и дополнительно обратилась к еще одному риелтору, которая занимается конкретно проверкой документов. После проверки на юридическую чистоту по базе Росреестра оказалось, что квартира на улице Спортивной, 8, не находится под обременением, не заложена, не проходит по делам банкротстве или судебным тяжбам. Продавец не женат, поэтому согласия супруги на продажу не требуется. Также проверяли предыдущую сделку и видели, что эта сделка была первичная. Заказали выписки из ЕГРН о переходе права собственности от Раиса П. (первый хозяин квартиры) к Ивану Н. (нынешнему владельцу). Все документы в порядке. Словом, опять «все хорошо, прекрасная маркиза»…
Продавец и покупатель согласовали дату сделки. По предложению риелтора Надежда выдвинула условия для ее заключения: в день подписания договора она отдала продавцу под расписку только 100 000 рублей, остальную сумму (2 335 000 рублей) положила на аккредитив в банке. Таким образом Иван Н. мог забрать деньги за проданную им недвижимость с аккредитива в банке только в день, когда Росреестр выпиской из ЕГРН подтвердил бы, что квартира перешла в собственность Надежды В. Продавец согласился после консультации с другом Антоном, который, по его словам, «связан с недвижимостью», поэтому помогает советами. Надо сказать, что этот «друг Антон» принимал непосредственное участие в процессе продажи квартиры, но всегда по телефону.
И на этом этапе все прошло хорошо: государство сделку зарегистрировало, выписка ЕГРН подтвердила право собственности новой владелицы, продавец забрал из банка свои миллионы и передал ключи. Сделка состоялась, никаких претензий у продавца и покупателя к друг другу не было.
А дальше начался жесткий, отмороженный беспредел…
Гром среди ясного неба
Полноценной хозяйкой квартиры Надежда В. была недолго, лишь успела погасить коммунальные долги, оставшиеся от предыдущего владельца. На этих условиях ей была сделана небольшая скидка в цене.
Для воспроизведения дальнейших событий приведем непосредственно слова Надежды В.: «По прошествии некоторого времени мне позвонили из полиции и сообщили, что бывший собственник, а именно Раис П., не продавал эту квартиру моему продавцу Ивану Н., и соответственно, сделка недействительна. Сам Иван Н. приобрел эту квартиру в мае 2022 года и уже в июне 2022-го продал ее мне, на момент продажи квартиру и собственника проверяли риелторы по базе. Никаких претензий, ошибок и неточностей выявлено не было, о чем свидетельствует сам факт регистрации права собственности на эту квартиру. Тем не менее Раис П. обращается в Автозаводский суд Тольятти с иском о признании сделки между ним и Иваном Н., между мной и Иваном Н. недействительной, обосновывая это тем, что никогда не подписывал договора купли-продажи спорной квартиры и Иван Н. ему незнаком.
В феврале 2023 года решением Автозаводского районного суда исковые требования Раиса П. были удовлетворены. Соответственно, я осталась и без квартиры, и без денежных средств. В суде Иван Н. подтвердил, что обманул меня. Также он подтвердил, что фактически получил денежные средства в размере 2 300 000 рублей ни за что».
Простодушный аферист
На суде Иван Н. признал исковые требования Раиса П. и поведал суду очень любопытную историю: он, оказывается всего лишь сыграл роль собственника квартиры. По просьбе своего знакомого Антона, того самого, который постоянно консультировал Ивана. По легенде, Антон проживает в другом городе и сам просто не может постоянно приезжать в Тольятти, чтобы показывать квартиру всем желающим, а потом еще ходить по риелторским конторам, МФЦ, банкам и подобным необходимым учреждениям.
Антон «нарезал» Ивану Н. определенный круг заданий, в частности, 20 мая в МФЦ встретиться с якобы собственником квартиры (у которого, кстати, имелись все документы на продаваемую недвижимость) и подписать договор о купле-продаже. Является ли этот мужчина настоящим собственником жилья, Иван Н. не интересовался, его паспорт не смотрел и даже с ним особо не контактировал. Как вы, наверное, уже догадались, на сделку пришел не истец Раис П., а другой мужчина (двойник), очень похожий на него внешне, с правдоподобной копией паспорта (фальшивым документом) и имеющий абсолютно такую же подпись. Конечно, здесь возникает вполне закономерный вопрос – куда же смотрел сотрудник МФЦ, регистрирующий от имени государства сделку по фальшивому паспорту? И является ли этот сотрудник пособником преступления или даже членом ОПГ? Иван же, по его словам, о законности подобной сделки простодушно не задумывался.
А дальше от Ивана Н., выдававшего себя за собственника, требовалось следующее: разместить объявление о продаже квартиры на популярном сайте, показывать квартиру, выходить на сделку, забирать деньги за недвижимость, к которой он не имел никакого отношения. С Антоном он всё это время общался посредством сети «Телеграм», четко выполняя инструкции. Деньги (2 300 000 рублей) передал какому-то неизвестному молодому человеку в машине, модель и цвет которой тоже назвал Антон…
Уголовное дело
Конечно же, Надежда В. (мать-одиночка, к тому же приобретшая квартиру на кредитные средства) обратилась в полицию. По результатам ее обращения, а также по решению суда было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, так как Иван Н. совершил сделку, которую совершать не мог. Данные обстоятельства самим же Иваном Н. были признаны и в суде, и в правоохранительных органах. У дела имеется и дата, и номер КУСП (то есть оно зарегистрировано в книге учета сообщений о происшествиях). Но тут-то и начинается очередная серия странностей.
Приведем рассказ самой потерпевшей Надежды В. (кстати, достаточно долгое время она вообще пребывала в статуте «свидетеля»). «С августа мое заявление фактически остановлено без движения, и никакие процессуальные действия к нему не предпринимаются. Дело «гуляет» из одного отдела в другой, мои права как обманутого, добросовестного покупателя нарушены в полном объеме, и государство в данном случае не стремится встать на мою защиту. Иван Н. до сих пор не привлечен к уголовной ответственности. Расследование уголовного дела не просто затягивают, а вообще не ведут».
Но если вы думаете, что Иван Н. проходит по уголовному делу как подозреваемый, вы глубоко заблуждаетесь. Он — по странной логике полиции — проходит как свидетель, а значит, у Надежды В. нет даже малейшего шанса взыскать с виновника свои денежные средства.
Неутешительные выводы и закономерные вопросы
Когда знакомишься с подробностями этой истории, возникают многочисленные вопросы. Почему мошенник, который в суде признался в совершенном им преступлении, носит статус свидетеля, а не подозреваемого? Почему полиция не привлекла в качестве обвиняемых сотрудников государственных служб, выдавших гражданину (Ивану Н. в частности) свидетельство о праве собственности по подложным документам? Почему Надежда В. (добросовестный покупатель) вынуждена в одиночку бороться с системой, которая де-юре должна помогать ей?
По результатам многочисленных обращений потерпевшей в ответственные инстанции ей удалось добиться только одного: в конце марта 2023 года, спустя 8 месяцев после возбуждения уголовного дела, ей был изменен статус со свидетеля на потерпевшую.
Наталья Краснова, специально для «Тольяттинского навигатора»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 28.04.2023
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07