Набережная Тольятти: Если не успеем, то деньги уйдут

Удивительно, но публичное обсуждение концепции набережной Автозаводского района почти не вызвало интереса у горожан. В малом зале ДКИТ, где проходило это мероприятие, собрались лишь журналисты, архитекторы да группа «моржей», которые очень переживают, что запланированная реконструкция может каким-то образом затронуть их многолетний клуб.

– Важно понимать, что мы пока обсуждаем не проект, а лишь идеи, отображенные в трех концепциях, – сразу же подчеркнул руководитель управления архитектуры и градостроительства мэрии Аркадий Шишкин.

Все презентации похожи в одном: нижний уровень набережной, где сейчас ходят люди и ездят автомобили, нужно сделать полностью пешеходным, при этом выделив полосу под велодорожку. Что касается транспорта (как личного, так и общественного), то дорога для него предусмотрена выше. То есть, оставив машину на парковке, человек спустится по одной из многоступенчатых лестниц (они и сейчас есть, но в полуразрушенном состоянии) и попадет прямиком на пляж.

Первая концепция, подготовленная творческим коллективом из пяти человек (среди них есть даже инженер-сантехник), предусматривает установку по всей протяженности набережной муниципальных павильонов, в основном состоящих из стекла. На фасаде каждого из них будут солнечные батареи в виде больших букв: Т, О, Л, Ь, Я, Т, Т, И. На первом этаже разместятся туалеты и душевые кабины.

– А вторые этажи можно в аренду сдавать, например под кафе, – сказал архитектор Сергей Талдыкин. – В этих же павильонах можно установить оборудование для спуска маломобильных категорий граждан прямо к воде.
Также концепция предусматривает создание бассейнов с фильтровальными станциями, которые отделены от акватории бетонными заграждениями.

– Геолога нет в вашей группе? – спросил кто-то из присутствующих у Талдыкина.

– Нет.

– Плохо! Значит, всё смоет!

Презентовать вторую концепцию вышел архитектор Александр Малахов – большой «друг» жителей 6-го квартала. Именно он является автором проекта многоэтажки, которую застройщик планировал впихнуть (а может, и до сих пор хочет это сделать) между домами № 57 и 59 по Московскому проспекту. На этот раз он предложил почти западноевропейский вариант набережной – с детскими площадками, аквапарком, закрытыми бассейнами, которые, впрочем, будут платными. Еще там предусмотрены небольшое здание речного вокзала с причалом для туристических теплоходов и реконструкция пешеходного моста. В общем, авторы дали разгуляться фантазии, виртуально перенеся немногочисленных присутствующих на пляжи Монте-Карло. Кстати, для воплощения в жизнь всех этих идей придется увеличивать ширину пляжа, то есть ломать существующие бетонные конструкции.

набережная в новом городе красивая

А потом вышел третий докладчик – Илья Фомин (он представляет проектную группу ПСК «Волга»), который вернул нас с небес на землю:

– Не стоит забывать, что мы ограниченны во времени. Деньги на реконструкцию набережной ожидаются из федерального и областного бюджетов (речь может идти о сумме до 7 миллиардов рублей, – прим. авт.), однако чтобы их получить, нужно к началу 2019 года иметь готовый проект, прошедший государственную экспертизу. Если не успеем, то деньги уйдут и уникальный шанс будет упущен. То есть у нас есть чуть больше полугода – мало для такого объекта. В связи с этим мы решили не предусматривать масштабных капитальных строений, которые потребуют увеличения как сроков проектирования, так и финансирования.

Именно третья концепция получилась более реалистичной, хотя и там предусмотрены некие зеркальные объекты, в которых предполагается разместить кафе, душевые, туалеты, пункты проката спортивного инвентаря. Основная идея – соединить велопешеходной дорожкой западный и восточный пляжи, а также сделать на протяженности набережной три остановки общественного транспорта. Также разработчики предусмотрели амфитеатр для проведения культурно-массовых мероприятий и так называемые сухие (то есть вмонтированные прямо в асфальт) фонтаны, которые так любит детвора во всем мире.

Почти никто из докладчиков не вспомнил про то, что сейчас набережная находится в полуразрушенном состоянии. Высказался один Александр Малахов, назвав причинами разрушение ливнесборных конструкций и волновое воздействие. Как избежать подобного в будущем – мы так и не услышали. Не обмолвился об этом и Николай Панкратов, хотя он и признался, что когда-то был директором организации, которая строила набережную. Отметил лишь, что все беды – оттого, что долгое время объект находился без присмотра.

– Есть большое желание, чтобы те архитектурные замыслы были сохранены по возможности, – сказал он, после чего немного покритиковал авторов. – Участок не защищен, так что волна на водохранилище в районе Тольятти достигает 4 метров 75 сантиметров. Поэтому устроить здесь причал и держать какие-то суда не получится. Их просто разобьет в щепки.

В свое время Виктор Поляков показывал подчиненным в мою сторону и говорил: «Помогайте ему, как можете. Потому что, когда мы на 100-летие со дня рождения Ленина выпустим первый автомобиль, финансирование прекратится». К сожалению, так и произошло, так что набережная осталась недостроенной.

скрин видео набережная автозаводский район

Настало время прокомментировать ситуацию «моржам», которые напомнили, что их организация существует уже 40 лет и что другой такой в городе нет. Мол, люди так дружат, что даже летом собираются, а зимой от желающих вообще отбоя нет.

Пожелания обещали занести в протокол.

– Я сам там живу и знаю, что на восточном пляже ничего строить нельзя. Там же сыпучие пески, – сказал один из наиболее активных участников встречи, Владимир Попов. – Нужно сначала всё обследовать. Давайте прямо завтра поедем, а то всё сползет у вас прямо в реку.

Другой активист стал ругать ГЭС, из-за которой у нас вода цветет и берега размывает:

– Никаких бассейнов не останется, потому что вода высокая. Нужно работать с руководством гидростанции, приводить свои доводы. Они боятся, что в случае сильных сбросов воды Самару затопит, а мы тут страдаем из-за этого.

В итоге договорились до того, что ГЭС – это вчерашний день и от них надо избавляться. В общем, опять дали волю фантазиям.

Прокомментировал увиденное и бывший главный дизайнер города Геральд Кривощеков, правда, многих он расстроил, заявив, что сама по себе Волга – вторична и нужно в достаточном количестве строить искусственные бассейны.

– Пляж надо вообще вычеркнуть, потому что там никто не купается. От силы две-три недели в год.

– Какие бассейны? – попытался кто-то ему возразить. – Река у нас есть… великая.

В заключение выступил член союза дизайнеров Николай Кузнецов:

– У нас тут маленький интеллектуальный праздник. Может, благодаря этой встрече склероз отодвинем или болезнь Альцгеймера. А если по сути… Нет в зале специалистов по туризму, экологии, другим направлениям. Только «моржи» молодцы. А с архитектурой у нас вообще не всё хорошо.

Вдоволь наговорившись, стали расходиться, и лишь Владимир Попов продолжал настаивать, что всё предложенное авторами концепций непременно будет смыто. На каком варианте в итоге остановится компания-проектировщик – узнаем через несколько месяцев.

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»

Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 10 (1189) 16.03.18
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362