На Волге: пароходы и суда на старых фотографиях

люди сошли по трапу купатся

Волжские суда, пароходы (и теплоходы) и прочие плавсредства на старых фотографиях и открытках. Часть фото из архива Владимира Самарцева.

Немного из истории судоходства на Волге:

Веками по Волге суда ходили лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге. Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х — начале 1820-х годов, они принадлежали помещику Д. П. Евреинову. Также существовали два волжских парохода, которые принадлежали князю Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский. Становление пароходства на Волге замедлилось из-за монополии шотландского предпринимателя Карла Бёрда до 1842 года, и за этот период на Волге было построено всего 16 пароходов.

В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолётъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Пассажирские речные перевозки долгое время считались невыгодными, в первую очередь из-за длительности путешествия на пароходах и высокой стоимости проезда. Только после существенного повышения мощности паровых машин на Волге появились достаточно быстрые по тому времени пароходы. В Самаре первый регулярный пассажирский рейс состоялся 16 апреля 1860 года.

Каждая компания судовладельцев имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу они принадлежат. В частности, пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» — «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Но, без сомнения, меньше всех размышляли над именами своих судов владельцы самарского пароходного общества «Миссури» — они попросту присвоили каждому из них собственные фамилии. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». Уже потом, чтобы хоть как-то приблизить имена своих судов к американской топонимике, в этой же компании решили назвать три новых парохода «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара».

Однако уже вскоре наступил кризис пароходного промысла на Волге. В 1875 году на реке работало около 600 пароходов, и пассажирские компании стали сильно страдать от взаимной конкуренции. Многие компании стали работать себе в убыток, едва-едва покрывая расходы на топливо. В результате стоимость пароходных перевозок упала, некоторые общества полностью разорились и были вынуждены за бесценок продавать суда и прочее имущество.

В 1918 году суда частных пароходств национализированы. В советское время на Средней Волге было создано 2 крупнейших государственных пароходства — ВОРП (Волжское Объединенное Речное пароходство) с центром в г. Горький и «Волготанкер» с центром в г. Куйбышев. Первое время (до 1930-х годов), а в отдельных случаях (до 1970-х годов) этими (и другими государственными) транспортными организациями использовались суда дореволюционной постройки. Так, например, сразу после национализации общества «Кавказ и Меркурий» в 1918 г., один из его теплоходов «Бородино» был спешно переименован в «Товарищ Раскольников». В 1939 г. он стал называться «Товарищ Микоян», но в 1948 г. получил старое название «Бородино». В 1954-1955 гг. теплоход серьезно модернизировали, после чего он плавал до 1976 г., когда был списан и поставлен на прикол у стенки Казанского речного порта.

В годы Великой Отечественной войны на Волге действовала Волжская флотилия, которая осуществляла военные перевозки, а на Верхней Волге и у Сталинграда обезвреживала мины и принимала участие в нескольких сражениях.

Косовые на Волге.

parahody korabli staraia fotografiia 01

Переправа через Волгу.

parahody korabli staraia fotografiia 02

Волга, на буксире, издание К. Головкина в Самаре.

parahody korabli staraia fotografiia 03

Самара, вид на Волгу.

parahody korabli staraia fotografiia 04

Затон в Самаре.

parahody korabli staraia fotografiia 05

Волга, пароход «Межень» №16 (год постройки — 1884, год списания неизвестен). На нём бывал император Николай II с семьёй.

parahody korabli staraia fotografiia 06

Волга, пароход «Межень».

parahody korabli staraia fotografiia 07

Волга, пароход «Миссисипи».

parahody korabli staraia fotografiia 08

Волжская №8 дноочистительная машина «Грязнуха».

parahody korabli staraia fotografiia 09

Волга, у пристани общества «Кавказ и Меркурий».

parahody korabli staraia fotografiia 10

Волга, пароход общества «Самолёт» «Князь Владимир святой».

parahody korabli staraia fotografiia 11

Волга, группа пассажиров на пароходе.

parahody korabli staraia fotografiia 12

Волга, пассажирский пароход общества К и М («Кавказ и Меркурий»).

parahody korabli staraia fotografiia 13

Виды Волги, отход парохода.

parahody korabli staraia fotografiia 14

Волга, пароход «Пётр Великий».

parahody korabli staraia fotografiia 15

Волга, буксирный пароход.

parahody korabli staraia fotografiia 16

parahody korabli staraia fotografiia 17

parahody korabli staraia fotografiia 18

Волга, мимо Жигулей.

parahody korabli staraia fotografiia 19

Волга, «в горах».

parahody korabli staraia fotografiia 20

Баржи на Волге.

parahody korabli staraia fotografiia 21

Волга, пароход «Гончаров» общества «Самолёт».

parahody korabli staraia fotografiia 22

Караван на Волге.

parahody korabli staraia fotografiia 23

Волга, нагрузка баржей.

parahody korabli staraia fotografiia 24

Самара, берег близ дачи Аннаева.

parahody korabli staraia fotografiia 25

Волга, пароход общества «Кавказ и Меркурий» «Фельдмаршал Суворов».

parahody korabli staraia fotografiia 26

Волга, пароход общества «Кавказ и Меркурий» «Фельдмаршал Суворов».

parahody korabli staraia fotografiia 27

Волга, пароход «Александр II», фотограф А.П. Васильев в Самаре.

parahody korabli staraia fotografiia 28

Волга, пароход «Геннадий Ратков Рожнов» общества «Самолёт».

parahody korabli staraia fotografiia 29

Волга, пароход «Александр» общества «Русь».

parahody korabli staraia fotografiia 30

Самара, пароход «Нижегородец».

parahody korabli staraia fotografiia 31

Волга, пароход общества «Самолёт».

parahody korabli staraia fotografiia 32

Волга, пароход «Пушкин», фотограф А.П. Васильев в Самаре.

parahody korabli staraia fotografiia 33

Пароход «Царевич».

parahody korabli staraia fotografiia 34

Пароход «Император Николай II».

parahody korabli staraia fotografiia 35

Волга, пароход общества К и М.

parahody korabli staraia fotografiia 36

Теплоход «Царьград», позже переименован в «Урицкий».

parahody korabli staraia fotografiia 37

Волга, пароход «Цесаревич Николай».

parahody korabli staraia fotografiia 38

Волга, пароход «Пётр Великий».

parahody korabli staraia fotografiia 39

Буксирный пароход «Самара».

parahody korabli staraia fotografiia 40

Волга, пароход «Дворянка».

parahody korabli staraia fotografiia 41

Пароход «Парижская коммуна», а слева буксир «Беднота».

parahody korabli staraia fotografiia 42

Пароход «Кремль».

parahody korabli staraia fotografiia 43

Волга, буксир «Украинец» рядом с селом Батраки (ныне г. Октябрьск), 1927 год.

parahody korabli staraia fotografiia 44

Пароход «Василий Лебедев-Кумач».

parahody korabli staraia fotografiia 45

Волга, пароход около пос. Моркваши (ныне г. Жигулёвск), 1930-е годы.

parahody korabli staraia fotografiia 46

Волга, пароход «К.С. Станиславский», фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы (построен в 1909 г., списан в 1973).

parahody korabli staraia fotografiia 47

Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы.

parahody korabli staraia fotografiia 48

Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы.

parahody korabli staraia fotografiia 49

Волга, пароходы «Павел Бажов» и «Вера Фигнер» у речного вокзала Казани, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

parahody korabli staraia fotografiia 50

Фотографии разместил тольяттинский фотограф Кондратьев Вадим.