На ВАЗе трем медведям не ужиться

Минувший год получился для Волжского автозавода непростым (недостаточные объемы продаж, убытки, массовое сокращение персонала), причем многие специалисты уверены, что в 2015-м ситуация не улучшится, поскольку падение рубля должно спровоцировать скачок цен на автомобили. На днях мы встретились с ветераном завода Юрием Целиковым, попросив его поделиться мнением по поводу вазовских перспектив, а также и впечатлениями от первого года работы Бу Андерссона.

По теме: Президент АвтоВАЗа: «Некоторые не хотят, чтобы я здесь работал»

– Юрий Кузьмич, на декабрьской встрече с журналистами президент АВТОВАЗа заявил, что нынешний кризис в какой-то степени выгоден заводу, поскольку ударит прежде всего по иностранным компаниям, некоторые из них будут вынуждены уйти с российского рынка. Что вы думаете по этому поводу?

– Думаю, не стоит успокаивать вазовцев тем, что с рынка исчезнут иномарки, особенно на фоне плавного вытеснения с рынка автомобилей под брендом «Лада» и ухода из своей ценовой ниши. Помните, как Владимир Путин сказал, что русский медведь своей тайги не отдаст? Так вот, я перефразирую и скажу, что несколько медведей в одной берлоге (то есть в ценовой нише) не уживутся, особенно если один из них русский, другой француз, третий японец, а руководит этой вазовской берлогой швед… Либо нас в 2015 году окончательно загонят в медвежий угол, либо произойдут серьезные изменения в руководстве завода, связанные с международной обстановкой. На мой взгляд, при нынешних бесперспективных методах управления (в них есть тактика, но отсутствует стратегия) Волжский автозавод не избавится от своих убытков, и 2015 год будет тяжелее предыдущего.

– Какие-то не слишком оптимистичные сценарии…

– Ну мы же с вами понимаем, что произошло. Раздербанили единый коллектив, превратив АВТОВАЗ в группу автосборочных заводов, искусственно показывая высокую производительность. Разве что-то поменялось у нас на конвейере?  Нет. Просто избавились от некоторых производств и теперь отчитываются о том, что количество выпускаемой продукции на одного работника увеличилось. А на производстве «Б ноль» вообще работают в три смены, это позволяет говорить о том, что там собирают на треть больше машин, чем на других линиях. Это же все игры.

– Ровно год, как Бу Андерссон возглавил Волжский автозавод. Какие основные эпизоды его деятельности вы могли бы выделить?

– Он был абсолютно прав, когда заявил, что часто оказывается в неподходящем месте в неподходящее время. Попади он в Россию году этак в 2006-м – был бы дважды героем (сначала в Нижнем Новгороде, а потом в Тольятти), однако за последние девять лет (с момента прихода на АВТОВАЗ москвичей) резервы были разворованы, так что сейчас шведу очень тяжело. По сути он попал на корабль, идущий по сильно штормящему морю.

По сравнению с людьми, возглавлявшими завод в период с 2006 по 2009 годы (то есть с Есиповским, Алешиным и Артяковым), Бу Андерссон – просто замечательный специалист. По некоторым направлениям превосходит он Игоря Комарова, правда, швед не избежал тех же самых ошибок, что и его предшественник. Касается это прежде всего взаимоотношений с поставщиками. Если помните, команда предыдущего президента увеличила срок оплаты за поставки комплектующих до 40 дней, а Бу Андерссон хотел поднять эту планку еще выше – до 60 дней, мало заботясь о том, что российские поставщики и так еле дышат. Далее. Еще при Комарове стали увеличивать долю закупок комплектующих за рубежом, а с приходом Бу Андерссона этот процесс пошел более активно. Сейчас примерно пятая часть комплектующих производится за границей, а с ростом курса доллара это может означать только одно – увеличение стоимости продукции.

Про поднятие бумажек и наведение порядка в сортирах говорить не буду, поскольку считаю туалетный пиар весьма сомнительным. Охарактеризую Бу Андерссона так. Он очень сильный управленец, но не мудрый руководитель крупнейшего автомобильного завода. До Виктора Полякова и Валентина Исакова ему еще пахать и пахать, да и Владимира Каданникова я ставлю выше. Если бы у него еще были такие возможности, как у Есиповского, Алешина и последующих руководителей, завод бы в те годы процветал.

– Вы часто приводите в пример период руководства заводом Владимира Каданникова. Знаю, что вы с ним в хороших отношениях, однако не могу не добавить ложку дегтя. Именно при Каданникове мне довелось работать на ВАЗе в цехе 45-3. Так вот, пахали как проклятые (в том числе и по субботам во вторую смену), а получали сущие крохи…

– Как бы печально это ни звучало, но в современной России честный и законопослушный человек всегда будет бедным – при любом президенте страны и руководителе завода. Посмотрите, как разросся город в 90-е, коттеджи в окрестностях стали расти как грибы. Очень много людей кормилось вокруг автозавода, а вот у трудового коллектива он фактически был украден. Кстати, у меня есть две строчки, почти по Евтушенко:
Те, у кого завод украден,
в отместку тоже стали красть…

– При нынешнем курсе валют зарплата простых вазовцев едва ли переваливает за 300 евро. Не думаю, что даже в самых бедных странах континента (Румыния, Сербия, Албания) кто-то будет работать на автомобильном заводе за такие деньги…

– Думаю, что рано или поздно этому придет конец. Знаете, у Бу Андерссона есть такая фраза, над которой я всегда смеюсь: «Скоро, если хорошо и честно работать, мы будем жить лучше»… Так и хочется спросить: вы-то будете, а остальные?

– Как думаете, верно ли поступил Бу Андерссон, решив выдать премию в 26 тысяч рублей тем, кто отработал полный год, не болел и не отпрашивался по каким-либо надобностям?

– Он, видимо, внимательно читал Библию, хорошо усвоив одну из фраз – разделяй и властвуй… Этим он и занимается, внося дополнительное напряжение среди работников. Между тем нужно помнить, что порой достаточно сотни, а то и десятка недовольных, чтобы конвейер остановился по той или иной причине. У людей появляется желание вредить. То есть это совершенно безголовый метод руководства… На поточно-массовом производстве настроение коллектива должно быть спокойным за счет прозрачности и справедливости. Ты наказывай тех, кто прогулял, поощряй тех, кто хорошо работает, но основную систему не меняй! Люди должны видеть, за что его коллега получил больше него самого. Когда же начальники начинают поощрять своих друзей и собутыльников, выписывая им премии из фонда мастера, а честные работники остаются в стороне, в коллективе возникает буча.

– Не могу не спросить про ваше отношение к отказу завода от содержания собственной библиотеки…

– Больная тема, ведь речь идет не только о библиотеке как таковой, а о памяти. Это проблема нравственности. Руководство библиотеки Автограда просило передать им фонды, но до Бу Андерссона эти просьбы, видимо, не доходили. Мало того, можно было раздать эти ценнейшие книги по школам, да и простые ветераны завода с удовольствием разобрали бы их по домам…

Я считаю, что подчиненные подставили Бу Андерссона. Вдумайтесь, из более чем 600 тысяч единиц хранения только 17,5 тысячи передали в машиностроительный колледж… Это ведь всего три процента… Смешно. Нужно было создать специальную комиссию и провести инвентаризацию библиотечного фонда. И если бы не статья в «Известиях», благодаря которой появился шанс на спасение уникальных книг, так бы все это и спустили на тормозах…

– Каков лично у вас процент доверия Бу Андерссону?

– Когда он пришел на АВТОВАЗ, было 95 процентов, потом, после личного общения в центре дизайна – пятьдесят, а сейчас – не более двадцати…

– Что же произошло у вас при личном общении?

– Во-первых, он рассказывал откровенные сказки. Но главное, что Бу Андерссон поручил через переводчика, чтобы ему организовали личную встречу со мной, однако в итоге со мной никто не связался. На той несостоявшейся встрече я хотел озвучить предложения от двух бывших вице-президентов АВТОВАЗа – Александра Зибарева и Владимира Кучая, касающиеся возможных путей выхода из кризиса. Так вот, раз меня не пригласили на встречу. Я озвучу свои мысли здесь.

Нужно собрать руководителей профсоюзных комитетов всех заводов-поставщиков и договориться о возрождении программы продаж автомобилей работникам, производящим детали для АВТОВАЗа по специальной цене и по программам «30 на 70» и «50 на 50», когда часть оплаты за автомобиль вносится сразу, а оставшиеся деньги – в рассрочку без процентов. В свое время эти программы очень сильно помогали нашему заводу. Это выгоднее, чем из-за плохого спроса отправлять рабочих в вынужденные отпуска. Еще нужно отменить запрет на право перепродажи этих льготных машин. Главное – реализовать продукцию, и все закрутится, рынок активизируется.

Бу Андерссону надо бы показать пример всему менеджменту и получать зарплату в разумных пределах, а остальную часть откладывать на заводской депозит. Взять свои деньги они смогут тогда, когда АВТОВАЗ начнет получать прибыль. Одновременно это будет их удерживать от увольнения.

– В недавнем интервью столичным телевизионщикам Бу Андерссон заявил, что зарабатывает 50 тысяч долларов в месяц, что по нынешнему курсу составляет примерно 3 миллиона рублей. Много, конечно, но не соответствует появившейся ранее информации о зарплате в миллион рублей в день…

– Контракт с Бу Андерссоном никто не читал, и неизвестно, какие там условия. Вспомните, как Артяков при увольнении с завода получил полтора миллиарда рублей. Так вот, по неофициальной информации, если нынешний президент добивается даже мизерной прибыли для завода, то получит солидный бонус, размер которого может доходить до 10 миллионов долларов в год. Так что его нынешняя зарплата – не что иное, как карманные расходы…

Кроме того, стоит задать Бу Андерссону следующие вопросы: кто платит за гостиницу, в которой он живет, за услуги телохранителей, переводчиков, горничной? Кофе он пьет за свой счет или все оплачивает Волжский автозавод? Необходимо произвести монетизацию льгот Бу Андерссону.

Кстати, мне стыдно за нынешнего президента, который уже пять лет работает в России, однако до сих пор не выучил язык и ходит с переводчиком. Если при трудоустройстве в любую крупную российскую компанию требуется знание английского языка, то почему бы не сделать обязательным знание русского для тех иностранцев, которые руководят предприятиями в нашей стране. Знаю, что коммунисты как раз вышли с подобной инициативой, предложив устраивать для таких топ-менеджеров, как Бу Андерссон, экзамен по русскому языку. Будет интересно посмотреть, сдаст ли он наш ЕГЭ…

– Полтора месяца остается до того дня, когда в Тольятти (и не только) будут отмечать 100-летие со дня рождения Виктора Полякова. Уже известна программа мероприятий и приедет ли из Москвы кто-то из близких первого гендиректора завода?

– Возможно, его внучки… К сожалению, вдова Виктора Полякова, Татьяна Николаевна, умерла летом 2013 года, затем не стало его дочери Людмилы, а в августе 2014-го скончался сын Владимир…

Я недавно ездил в Москву за документами, нотариально заверенными внучкой и снохой Виктора Николаевича, которые дали согласие на присвоение лицею № 76 его имени. Там уже создают музей Полякова, готовятся к установлению мемориальной доски, которое должно быть приурочено как раз ко дню рождения Виктора Николаевича, то есть к 3 марта. Что касается других мероприятий, то определенности пока мало. У городских властей своя программа, причем мне неизвестно, утверждена она или нет. Желательно, конечно, чтобы в школах и институтах прошли уроки памяти, поскольку имя этого человека неразрывно связано с историей всего города. Ветераны (в первую очередь те, кто контактировал с Виктором Николаевичем) однозначно соберутся, съездят на кладбище, потом возложат цветы к памятнику у заводоуправления, ну а после посидят в каком-нибудь кафе, пообщаются, помянут тех, кто не дожил…

Напомню, что согласно подписанному Игорем Комаровым приказу 3 марта на АВТОВАЗе – день ветерана, так что мы надеемся и на участие Бу Андерссона.

– Так получилось, что мы сегодня ни разу не коснулись жизни города…

– Да, я вот тут подумал, что, к сожалению, городские власти проигнорировали озвученную мной еще год назад идею, касающуюся установки специальных знаков, предусмотренных ПДД и регламентирующих стоянку транспорта на левой и правой обочинах дорог по четным и нечетным числам. Это могло бы серьезно помочь с расчисткой улиц от снега, но, видимо, мэр и его заместители не сильно озабочены решением проблемы.

А вообще, город живет нормальной для таких условий жизнью. Могло быть хуже. Стремление Меркушкина пропиариться в Тольятти очень хорошо помогло Андрееву в плане ремонта дорог, строительства и в других сферах. Знаю, что многие недовольны работой мэра, но поймите: он – как тот музыкант, который играет так, как может. Совесть у Андреева есть, но приходится лавировать между ней и желанием людей, которым он чем-то обязан…

Юрий Целиков

Юрий Целиков. фото: tlt.ru

Беседовал Андрей Липов, газета «Вольный город»

фото: из открытых источников