На улице Автостроителей мы насчитали 61

Новости Тольятти augustnews.ru

Вместе с читателями мы продолжаем удивляться огромному количеству торговых точек, где можно купить алкоголь и в частности разливное пиво.

Наш город уже в шутку сравнивают с Прагой, правда, если честно: текущие реками пенные напитки – это единственное, что роднит Тольятти со столицей Чехии, да и то если не брать в расчет качество продукции.

Прогулявшись по улицам Центрального и Комсомольского районов (об этом писали в прошлых номерах «Вольного города»), мы решили обратить внимание на самый густонаселенный – Автозаводский, причем улицу выбрали с характерным названием – Автостроителей. Впрочем, судя по увиденному, ее смело можно переименовывать в честь пивоваров…

Вообще, точки по продаже разливного стали появляться в районе еще со времен прошлого кризиса (2009-2010 годов) когда некоторые из сокращаемых вазовцев получали субсидии и открывали на них подобные разливайки. Большой начальный капитал здесь не нужен, а городская администрация палки в колеса не ставила, поощряя любые законные виды предпринимательской деятельности. Сейчас мы достигли пика пивного бизнеса, а количество предложений уже давно превышает спрос, однако предприниматели не сдаются – делают из магазинчиков жалкие подобия кафе, предлагают посетителям не только выпить пива, но и бесплатно поиграть в нарды. Помню, в одном из подобных заведений даже теннисный стол установили и мишень для дартса повесили. Подчеркнем: играть и метать люди начинали уже в изрядном подпитии…

Возвращаясь к улице Автостроителей, стоит сказать, что ее протяженность – около трех километров. Не так много, однако по количеству алкоточек она заметно превосходит центральную магистраль Старого города. Мы насчитали 61 (37 с одной стороны и 24 – с другой), правда, в это число включены все сетевые продуктовые магазины. Большинство отмеченных объектов находятся в пределах 10-20 метров от самой улицы, однако мы учитывали и те, что расположены на удалении в 50-100 метров. Кроме того, в наш список попали торговые точки на пересечении с другими улицами (Свердлова, Дзержинского, 70-летия Октября), так что юридически не все из них могут быть приписаны к Автостроителей, хотя сути это не меняет. Специально сообщаем нюансы, поскольку могут найтись формалисты, которые поставят под сомнение объективность исследования. Кстати, мы не учли 8 кафе и ресторанов, где также можно заказать алкоголь.

Что касается непосредственно точек по продаже разливного пива, то их набралось 37, причем натыканы они достаточно кучно – по 3-4 возле каждой остановки или торгового центра.

Много это или мало? Давайте вооружимся калькулятором и разделим 3 000 метров (длина улицы) на 37, получается цифра 81 – именно на таком расстоянии (условно) расположены друг от друга разливайки на Автостроителей. Так о какой пропаганде здорового образа жизни может идти речь?

Возле рынка «Новинка» есть достаточно популярный среди народа пивной ларек (не могу такие места называть магазинами), где постоянно скапливается очередь. Цены здесь не задирают, так что отбоя от желающих нет, причем примерно каждый четвертый-пятый покупатель, исходя из наших наблюдений, – это женщина. Вот и на этот раз среди жаждущих отведать днем пенного напитка были замечены две дамы средних лет.

– Свет, так сколько брать будем? – спросила одна.

– Ну я не знаю… Если Артем с Дашкой будет, то давай пять по полтора…

Вмешиваться в беседу я не стал, хотя в уме прикинул, что брать они собираются 7,5 литра. Если на четверых, то получается чуть меньше, чем по два литра. Впрочем, это был даже не вечер…

Здесь же обратил внимание на еще один интересный момент. Все знают, что запрещено наливать пиво в пластиковую тару, вместимость которой более полутора литров. Однако мы увидели прямо на полу огромные мешки с двух- и трехлитровыми бутылками.

– Вам куда налить? – спросила продавщица у очередного покупателя.

– А в двухлитровую нельзя?

– Можно, но вы ее сами берете…

Что значит фраза «Берете сами», так и осталось загадкой, поскольку мужчина выбрал полторашку. Жаль, а то, возможно, она и налить бы ему самому себе позволила…
Кстати, тут же неподалеку перекупщики торгуют всякой рыбкой – сушеной, копченой, вяленой… У одного из прилавков слышу такой диалог:

– Почем кета?

– По 490 за килограмм. Очень вкусная.

– Это на сколько ж одна рыбка потянет? Рублей на 500? А можно половинку?

– Как это половинку? Нет, нельзя. Хотя… Вот, берите ту половину, которая с хвостом!

– Почему я должен платить за рыбий хвост по 490 рублей за кило?

– Вот народ! Всем без хвоста надо!

Я не стал дожидаться, чем дело кончится, хотя аргумент покупателя показался достаточно убедительным.

Улица Автостроителей пролегает вдоль шести кварталов, однако больше всего точек мы насчитали в 12-м и 15-м. К примеру, на углу улиц Автостроителей и 70-летия Октября есть гараж, где когда-то собирались девушки легкого поведения, а теперь как грибы после дождя стали появляться магазинчики разливного пива. Они здесь расположены через каждые 30-40 метров, причем ни по дизайну, ни по сортам пенного ничем друг от друга не отличаются. Некоторые, правда, в борьбе за клиентов стали торговать квасом, лимонадом и сомнительными слабоалкогольными напитками типа сидра или разливного шампанского. Честно признаюсь, не пробовал и не хочу.

Пока гулял, поймал себя на мысли, что большое количество точек – это не только пропаганда алкоголизма, но и риск купить просроченное пиво. Ведь чем выше конкуренция, тем дольше продается содержимое кеги. Продавец, конечно, может сказать: «Извините, несвежее», но вряд ли это сделает. Разве что если кто-то из знакомых придет за пивом…

В заключение скажу, что несколько киосков по продаже разливного давно закрыты, а один (у дома № 82), вскрытый и разграбленный вандалами, превратился в общественный туалет. Произошло это еще в 2016-м, однако внимания на бывший торговый объект не обращают ни его владельцы, ни городские власти. Впрочем, если вспомнить, сколько в Тольятти разграбленных, полуразрушенных или сожженных строений (в «Вольном городе» даже была специальная рубрика – «Места, за которые стыдно»), становится понятно, что в этом плане мы безнадежно застряли в 90-х годах, когда киоски и магазинчики открывались без оглядки на эстетику, а порой и на законность. Слово для этого есть хорошее – бардак!

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»

Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 41 (1169) 20.10.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362