На Сергия капусту рубят

    8 октября – Сергий. «На Сергия капусту рубят. Капустки» (Даль).

    Капустки – это не только девичьи капустники-посиделки, а воистину бабий праздник, этакий воскресник радостного труда.

    Вот как прежде-то было. Мы с отцом, прежде чем ему уйти на работу, натаскаем с огорода во двор (на соломку!) целую гору пузатых кочанов (иные для меня даже неприподъемные были). И вот, управившись со стряпней, во двор выходит стайка молодых женщин во главе с хозяйкой – моей покойной ныне матушкой. А во дворе установлено уже полутораметровое корыто. И закипела работа! Даже еще хлеще скажу: закипела бабья, прости меня, Господи, болтовня!

    В трех, а то и в пятиведерных корытах на засолку рубили ее не в одиночку, а сообща, «миром». Группой родственниц и соседок. Сначала в одном дворе, потом в другом, и так, почитай, всю неделю.
    И на всю эту неделю село превращалось в табор или базар. Стук тяпок о рубленые липовые корыта заглушался песнями, частушками. И конечно же, смехом и разговорами.

    Чуть не забыл: вторую десятиведерную кадушку капусты заготовляли на продажу. Тогда в магазинах ее не продавали, а дач почти не было. Так что квашеной капусткой жителей Самары, Жигулевска и даже Чапаевска обеспечивали мои земляки с Самарской Луки. А капустка-то была белая-белая, ядреная-ядреная – как те шутки, под которые она заготовлялась!

    «Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября)». Слава Богу, так редко случается.

    А вот как по осенним приметам судили о предстоящей зиме:

    «Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме».

    «Много желудей на дубах – к лютой зиме».

    «Поздний листопад – к продолжительной зиме».

    «Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла».

    «Большие муравьиные кучи с осени – на суровую зиму».

    «Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме».

    10 октября – Савватий-пчельник (пчеловод).

    Конец пчелиной девятины. Начало ее было на Зосиму (2 октября). «Пчеловоды в этот день не только сами молились святому Савватию, но и побуждали к этому своих детей. Пчелиный промысел на Руси считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведности (как живые стоят передо мной лица дедушек Павлов Захарова и Галкина, деденьки Яши Костина и других аскульских пчеловодов – добрые-добрые!), а дети до двенадцати лет безгрешные, потому и «молитва их признается очень угодною Богу»: «Дай, Господи, чтобы пчелки водились, мед носили и не умирали!» – так, повторяя за родителями слова молитвы, шептали крестьянские дети на всех наших пчельниках, крестясь и кланяясь перед образом соловецких чудотворцев».

    У Даля далее: «На Савватия убирают улья в омшаник».

    13 октября – Григорий.

    «На Григория жгут старую солому из постелей, набивая новою» (Даль).

    Григорий – это канун Покрова, начало свадеб и радостей супружества.

    Мудро поступали предки наши! За год-то в старой соломе сколько всяческих микробов скапливалось (видимо-невидимо!). И вот всех их вместе с соломой в печку, в огонь – туда им и дорога! Насколько это гигиеничнее и здоровее – ежегодно менять солому в матрацах, чем годами, а то и десятилетиями пролеживать ватный, пуховый или синтетический!

    Анатолий Солонецкий, газета «Ставрополь-на-Волге»

    салат из капусты в стеклянной миске

    фото: edinstvennaya.ua