На АВТОВАЗе зреет разочарование работой президента Бу Андрессона.
23 октября на АВТОВАЗе произошло сразу два громких события. Остановлены линии конвейера по сборке автомобилей «Калина» и «Гранта». Это случилось как раз в тот день, когда президент АВТОВАЗа выступил перед 6-тысячной аудиторией предприятия, ответив на ряд актуальных вопросов.
По данным «ПС», линия по сборке автомобилей была остановлена из-за недопоставок комплектующих. Сотрудники пресс-центра предприятия отказались предоставить информацию о наименовании комплектующих, поставщиках и причинах нештатной ситуации. В среде работников АВТОВАЗа по этому поводу гуляет две версии: первая — автопредприятие вовремя не заплатило поставщикам и вторая — чрезмерно жесткие условия производителя. Как считает председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев, причиной недопоставок может быть также работа АВТОВАЗа с посредниками, а не напрямую с производителем. «Остановки конвейера из-за прекращения поставок временно возникали и при других руководителях, еще с 90-х годов, — рассказывает лидер профсоюза. — На АВТОВАЗе это вполне обычное явление. Одна из коренных причин, на мой взгляд, — отсутствие прямых договоров с поставщиками. В свое время руководитель одного из предприятий-поставщиков по производству топливного оборудования рассказал, что они продают свою продукцию за бесценок, чего им едва хватает сводить концы с концами, зато посредник дерет столько, сколько поставщику хватило бы на все, включая полную модернизацию производства. Когда я объяснял это одному из бывших руководителей АВТОВАЗа, он сказал, что посредники необходимы, чтобы не делать лишнюю работу: заниматься поиском предприятий, переговорами и так далее. На мой взгляд, на деньги, сэкономленные на отсутствии посредников, АВТОВАЗ мог бы давно сделать шикарное подразделение по работе с поставщиками и сам бы вел всю эту работу».
Восстановить производство автомобилей на нитке, где собираются «Калина» и «Гранта», руководство АВТОВАЗа обещало 27 октября…
Новый для АВТОВАЗа формат массового общения с коллективом руководителя предприятия был опробован в Ледовом комплексе «Лада-Арена». Впервые руководство предприятия собирало со всех желающих работников вопросы — по электронной почте и даже с передвижных видеокамер, работавших в цехах. Скомпилировав всю массу вопросов и отобрав самые актуальные, руководители коллектива — Бу Андерссон и председатель профсоюза Сергей Зайцев — в стенах «Лада-Арены» ответили на самые злободневные.
Казалось бы, руководство предприятия заслуживает похвалы за открытость перед коллективом и демократичность. Однако мероприятие проходило в закрытом режиме. Даже представителей не корпоративных СМИ в «Арене» в этот вечер видеть не желали.
По словам руководителя независимого профсоюза «Единство» Петра Золотарева, несмотря на то что в цехах было заявлено о раздаче пригласительных всем желающим, на деле их получили лишь начальники, мастера и их приближенные, то есть работники, максимально лояльные к руководству. Без пригласительных вход на встречу был запрещен, но даже и так в комплекс набилось около 6 тысяч человек. Были заняты все сиденья, а местами даже проходы.
Как считает лидер альтернативного профсоюза Петр Золотарев, коллектив предприятия не услышал на встрече желаемых ответов и покинул ее с чувством разочарования. По мнению профсоюзного лидера, истинная цель этой встречи — ослабление интереса работников АВТОВАЗа к предстоящему 31 октября митингу против сокращений и политики нынешнего руководства предприятия в целом. Напомним, митинг анонсировал профсоюз «Единство», заявив также участие в нем КПРФ. Запланирован митинг на 16.00 на пересечении ул. Революционной и Фрунзе со стороны парка Победы. Петр Золотарев заявляет, что шведский президент АВТОВАЗа, как вполне разумный руководитель, попытался до митинга снять все назревшие в коллективе вопросы. «Однако ответы Бу Андерссона были слишком общие и самое главное — это все слова, а людям нужны конкретные дела, а не обещания», — считает он.
По мнению председателя альтернативного профсоюза, главный вопрос встречи касался повышения зарплаты. «Когда этот вопрос задавался, на трибунах спорткомплекса поднялся одобрительный гул и свист. Однако в ответе Бу Андерссона не прозвучало ничего конкретного. Прежде всего он заявил, что на повышение зарплаты коллектив пока не заработал, — комментирует встречу Золотарев. — Мне кажется, людям, которые тяжело работают на своем производстве, неприятно слышать такие слова. Тем более что на зарплату самого Бу Андерссона, которая, по официальным данным, составляет 2,2 млн рублей в месяц, и зарплаты других руководителей коллектив почему-то зарабатывает».
«Во-первых, АВТОВАЗ планирует внедрять новый, единый подход к оплате труда, — буквально заявил Бу Андерссон на встрече. — С 1 января 2015 года в автосборочных производствах будет внедрена окладная система вместо тарифной. А в декабре 5000 вазовцев, которые не допускали нарушений трудовой дисциплины, получат премию в размере месячной зарплаты. Коллектив АВТОВАЗа заслуживает повышения зарплаты. Но сначала компания должна стать прибыльной. По итогам 2014 года мы должны выйти на безубыточность. И в бюджет 2015 года уже закладываются средства для повышения зарплаты». Когда именно, на какие суммы и кому будет поднята зарплата, Бу Андерссон не ответил. Осталось также неясным, будет ли рост зарплаты в счет индексации инфляции или помимо этого.
По мнению Золотарева, прошедшая встреча Бу Андерссона с коллективом лишь подтолкнула людей к протестам. Лидер профсоюза затрудняется прогнозировать, сколько людей соберется в парке Победы, но считает, что, судя по звонкам интересующихся, должно прийти немало. В том числе представителей ИТР.
Справка:
Бу Андерссон заявил, что в 2015 году сокращений персонала не планируется, хотя будут переводы между подразделениями. К сожалению, на рост соцпакета персоналу рассчитывать не приходится. На 2015 год в бюджете предприятия на социальные нужды заложена та же сумма, что и на 2014 год, — 2,2 млрд рублей. При этом с учетом инфляции реально эта сумма будет примерно на 10% ниже.
Несмотря на все эти, прямо сказать, безрадостные известия, Бу Андерссон требует еще больше отдачи от коллектива. «Мы должны на 10-15% поднять свою производительность», — заявил президент.
Мнение:
Петр Золотарев, председатель независимого профсоюза АВТОВАЗа «Единство»:
— Мы предлагали Бу Андерссону встретиться, сесть за стол переговоров, обсудить все текущие вопросы вместе. Предлагали пять пунктов выхода из сложившейся ситуации. Но Бу Андерссон так ни разу с нами не встретился. Мы получили сухой письменный ответ о том, что руководство предприятия действует в соответствии с законодательством РФ. Смысл такой, что «мы знаем, что делать, обойдемся без советчиков». Вот вам открытость руководства.
Фото: www.soyuzmash.ru Фото: www.soyuzmash.ruЕвгений Халилов, газета «Площадь Свободы»