На повышение зарплаты коллектив пока не заработал

Новости Тольятти augustnews.ru

На АВТОВАЗе зреет разочарование работой президента Бу Андрессона.

23 октября на АВТОВАЗе произошло сразу два громких события. Остановлены линии конвейера по сборке автомобилей «Калина» и «Гранта». Это случилось как раз в тот день, когда президент АВТОВАЗа выступил перед 6-тысячной аудиторией предприятия, ответив на ряд актуальных вопросов.

По данным «ПС», линия по сборке автомобилей была остановлена из-за недопоставок комплектующих. Сотрудники пресс-центра предприятия отказались предоставить информацию о наименовании комплектующих, поставщиках и причинах нештатной ситуации. В среде работников АВТОВАЗа по этому поводу гуляет две версии: первая — автопредприятие вовремя не заплатило поставщикам и вторая — чрезмерно жесткие условия производителя. Как считает председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев, причиной недопоставок может быть также работа АВТОВАЗа с посредниками, а не напрямую с производителем. «Остановки конвейера из-за прекращения поставок временно возникали и при других руководителях, еще с 90-х годов, — рассказывает лидер профсоюза. — На АВТОВАЗе это вполне обычное явление. Одна из коренных причин, на мой взгляд, — отсутствие прямых договоров с поставщиками. В свое время руководитель одного из предприятий-поставщиков по производству топливного оборудования рассказал, что они продают свою продукцию за бесценок, чего им едва хватает сводить концы с концами, зато посредник дерет столько, сколько поставщику хватило бы на все, включая полную модернизацию производства. Когда я объяснял это одному из бывших руководителей АВТОВАЗа, он сказал, что посредники необходимы, чтобы не делать лишнюю работу: заниматься поиском предприятий, переговорами и так далее. На мой взгляд, на деньги, сэкономленные на отсутствии посредников, АВТОВАЗ мог бы давно сделать шикарное подразделение по работе с поставщиками и сам бы вел всю эту работу».

Восстановить производство автомобилей на нитке, где собираются «Калина» и «Гранта», руководство АВТОВАЗа обещало 27 октября…

Новый для АВТОВАЗа формат массового общения с коллективом руководителя предприятия был опробован в Ледовом комплексе «Лада-Арена». Впервые руководство предприятия собирало со всех желающих работников вопросы — по электронной почте и даже с передвижных видеокамер, работавших в цехах. Скомпилировав всю массу вопросов и отобрав самые актуальные, руководители коллектива — Бу Андерссон и председатель профсоюза Сергей Зайцев — в стенах «Лада-Арены» ответили на самые злободневные.

Казалось бы, руководство предприятия заслуживает похвалы за открытость перед коллективом и демократичность. Однако мероприятие проходило в закрытом режиме. Даже представителей не корпоративных СМИ в «Арене» в этот вечер видеть не желали.

По словам руководителя независимого профсоюза «Единство» Петра Золотарева, несмотря на то что в цехах было заявлено о раздаче пригласительных всем желающим, на деле их получили лишь начальники, мастера и их приближенные, то есть работники, максимально лояльные к руководству. Без пригласительных вход на встречу был запрещен, но даже и так в комплекс набилось около 6 тысяч человек. Были заняты все сиденья, а местами даже проходы.

Как считает лидер альтернативного профсоюза Петр Золотарев, коллектив предприятия не услышал на встрече желаемых ответов и покинул ее с чувством разочарования. По мнению профсоюзного лидера, истинная цель этой встречи — ослабление интереса работников АВТОВАЗа к предстоящему 31 октября митингу против сокращений и политики нынешнего руководства предприятия в целом. Напомним, митинг анонсировал профсоюз «Единство», заявив также участие в нем КПРФ. Запланирован митинг на 16.00 на пересечении ул. Революционной и Фрунзе со стороны парка Победы. Петр Золотарев заявляет, что шведский президент АВТОВАЗа, как вполне разумный руководитель, попытался до митинга снять все назревшие в коллективе вопросы. «Однако ответы Бу Андерссона были слишком общие и самое главное — это все слова, а людям нужны конкретные дела, а не обещания», — считает он.

По мнению председателя альтернативного профсоюза, главный вопрос встречи касался повышения зарплаты. «Когда этот вопрос задавался, на трибунах спорткомплекса поднялся одобрительный гул и свист. Однако в ответе Бу Андерссона не прозвучало ничего конкретного. Прежде всего он заявил, что на повышение зарплаты коллектив пока не заработал, — комментирует встречу Золотарев. — Мне кажется, людям, которые тяжело работают на своем производстве, неприятно слышать такие слова. Тем более что на зарплату самого Бу Андерссона, которая, по официальным данным, составляет 2,2 млн рублей в месяц, и зарплаты других руководителей коллектив почему-то зарабатывает».

«Во-первых, АВТОВАЗ планирует внедрять новый, единый подход к оплате труда, — буквально заявил Бу Андерссон на встрече. — С 1 января 2015 года в автосборочных производствах будет внедрена окладная система вместо тарифной. А в декабре 5000 вазовцев, которые не допускали нарушений трудовой дисциплины, получат премию в размере месячной зарплаты. Коллектив АВТОВАЗа заслуживает повышения зарплаты. Но сначала компания должна стать прибыльной. По итогам 2014 года мы должны выйти на безубыточность. И в бюджет 2015 года уже закладываются средства для повышения зарплаты». Когда именно, на какие суммы и кому будет поднята зарплата, Бу Андерссон не ответил. Осталось также неясным, будет ли рост зарплаты в счет индексации инфляции или помимо этого.

По мнению Золотарева, прошедшая встреча Бу Андерссона с коллективом лишь подтолкнула людей к протестам. Лидер профсоюза затрудняется прогнозировать, сколько людей соберется в парке Победы, но считает, что, судя по звонкам интересующихся, должно прийти немало. В том числе представителей ИТР.

Справка:

Бу Андерссон заявил, что в 2015 году сокращений персонала не планируется, хотя будут переводы между подразделениями. К сожалению, на рост соцпакета персоналу рассчитывать не приходится. На 2015 год в бюджете предприятия на социальные нужды заложена та же сумма, что и на 2014 год, — 2,2 млрд рублей. При этом с учетом инфляции реально эта сумма будет примерно на 10% ниже.

Несмотря на все эти, прямо сказать, безрадостные известия, Бу Андерссон требует еще больше отдачи от коллектива. «Мы должны на 10-15% поднять свою производительность», — заявил президент.

Мнение:

Петр Золотарев, председатель независимого профсоюза АВТОВАЗа «Единство»:

— Мы предлагали Бу Андерссону встретиться, сесть за стол переговоров, обсудить все текущие вопросы вместе. Предлагали пять пунктов выхода из сложившейся ситуации. Но Бу Андерссон так ни разу с нами не встретился. Мы получили сухой письменный ответ о том, что руководство предприятия действует в соответствии с законодательством РФ. Смысл такой, что «мы знаем, что делать, обойдемся без советчиков». Вот вам открытость руководства.

Фото: www.soyuzmash.ru Фото: www.soyuzmash.ru

Евгений Халилов, газета «Площадь Свободы»