На объекте планируется глобальная реконструкция

Прибрежный парк Автозаводского района могут «нагрузить» высокоплотной типовой жилой застройкой экономкласса.

В администрации г.о. Тольятти обсудили варианты дальнейшего долгосрочного развития территории так называемого Прибрежного парка. Концептуальное решение, о котором идет речь, должно лечь в основу проекта планировки набережной Автозаводского района. Ее «перерождение», напомним, запланировано с использованием федеральных средств как подарок к 50-летию со дня выпуска первого вазовского автомобиля и обусловлено в первую очередь плачевным фактическим состоянием объекта, где один за другим стали образовываться провалы.

Высотке на берегу не место

Как сообщил руководитель управления архитектуры и градостроительства департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти Аркадий Шишкин, авторский коллектив архитекторов еще в декабре 2016 года вынес на заседание тольяттинского градсовета два варианта развития прибрежной зоны Автозаводского района.
Оба предполагают полное качественное преобразование существующей набережной и представляют ее не как банальное гидротехническое сооружение, а как полноценный объект для семейного отдыха и даже туристический центр. По мнению архитекторов, вдоль всей новой набережной можно проложить коммерческий квартал с учреждениями досуга, общепита и т.д.

Здесь же может появиться подвесная пешеходная дорожка, пирсы для катеров и яхт, искусственные водные объекты, разнообразные зоны активности. По одному из вариантов возможно даже строительство высотного здания чуть ли не у самой кромки воды с бизнес-центром, торгово-выставочными площадями, гостиницей, апартаментами класса «люкс» и даже вертолетной площадкой. Правда, глава г.о. Тольятти Сергей Анташев даже к самой возможности строительства такой высотки отнесся с большой настороженностью.

— На мой взгляд, планируя у кромки воды высотное здание, как минимум мы себе проблемы на будущее создаем, — заметил градоначальник. — Если взять историю с момента затопления до нынешней береговой границы, то, по моей информации, береговая линия за это время отступила примерно на 100 метров. Чтобы побороть это, нужно значительные усилия приложить и огромные средства. На мой взгляд, кромка воды — это рискованный участок для застройки. Тем более для высотного здания.

Аркадий Шишкин объяснил: несмотря на то что градсовет поддержал как раз тот проект концепции, где предусмотрена высотка, в большей степени специалисты отрасли опирались на сам подход к освоению территории Прибрежного парка, от набережной до ул. Спортивной на полосе от Московского проспекта до проспекта Степана Разина протяженностью около 3 км. Там предполагается жилая застройка низкой плотности с переменной этажностью, чтобы будущая набережная Автозаводского района (с освещением, элементами благоустройства и даже крытыми всесезонными террасами) могла полноценно жить и быть востребованной горожанами и гостями города в любое время года, как днем, так и в темное время суток.

Назад в 50-е

Сергей Анташев согласился: высокоплотная однотипная застройка Прибрежного парка ни к чему, хотя именно на нее, судя по всему, нацелен проект планировки территории, которую выполняет сейчас Самарский областной фонд жилья и ипотеки (СОФЖИ).

— Мы должны действительно из этого участка попытаться сделать красивое место в первую очередь для отдыха горожан, — заявил глава города.

— Если для этого нужно будет построить коммерческие объекты, то идея коммерческого квартала мне очень нравится. Но жилые объекты нужны точно не экономкласса, а элитные. Наверное, должно быть не типовое, а индивидуальное строительство. Нужны красивые объекты. То, что я видел в предложении от СОФЖИ, очень напоминает Китай 50-х годов со сверхплотной застройкой. Но сейчас даже в Китае другая концепция и другие подходы. А мы зачем-то возвращаемся в 50-е годы. Администрация Тольятти точно не должна подобного допустить на этой по-своему уникальной территории.

Оценивая концепцию в целом, с учетом и Прибрежного парка, и набережной, градоначальник оценил высокую насыщенность всей территории, но признался, что с ужасом думает, как муниципалитет будет все это содержать в случае 100-процентной реализации проекта. «Наверное, городского бюджета не хватит. Нужно думать о концессионных соглашениях и государственно-частном партнерстве. Если это все получится, у нас будет Монте-Карло», — предположил он.

Аркадий Шишкин, в свою очередь, предложил главе города инициировать отдельное рабочее совещание, посмотреть, какой же проект планировки делает СОФЖИ, и по мере необходимости дать самарским строителям четкие указания о том, каким хочет видеть Прибрежный парк администрация Тольятти.

«Насколько мне известно, они пока не реагируют на наши замечания и продолжают проектировать высокоплотную типовую застройку на 20 тыс. человек населения примерно. Конечно, добиться от СОФЖИ уникальности жилья не получится. Но и без жилья совсем набережная Автозаводского района как полноценный самодостаточный объект работать не будет», — полагает главный архитектор.

«Немов-Центр» вместо «Ленты»?

Как прозвучало на совещании, на одной из площадок Прибрежного парка также планировалось построить новый спортивный комплекс «Немов-Центр», средства на который будут выделены из федерального бюджета. Но теперь концепция изменилась. По мнению Сергея Анташева, гораздо уместнее разместить «Немов-Центр» не на пустыре, а в жилой части Автозаводского района. В качестве альтернативы уже рассматривается несколько территорий. Одна из них — земельный участок рядом с ДКИТ, где в настоящее время правообладатель в лице компании «Евроальянс» намеревается возвести гипермаркет «Лента». Соответствующее решение арбитражного суда застройщиком уже получено. Впрочем, представители «Евроальянса», как пояснил Сергей Анташев, готовы рассмотреть и другие варианты.

— Мы работаем над этим, стремимся к этому, принимаем все меры. Самое главное — мы стали разговаривать с застройщиком. По крайней мере, он заявил о готовности услышать нас и пойти на какие-то уступки. То есть процесс уже начался, мы начали обсуждение, — так глава города в разговоре с «Площадью Свободы» прокомментировал возможность замены земельного участка для «Евроальнса», чтобы рядом с ДКИТ вместо гипермаркета был построен новый современный объект спортивного назначения.

Такую возможность, кстати, не исключает и Аркадий Шишкин. «Я думаю, что «Немов-Центр» должен располагаться на уже существующей застроенной территории Автозаводского района. Мы же понимаем, что там будут заниматься в основном дети, это будет своего рода школа. Поэтому очень важно обеспечить комфортный доступ к этому объекту.

Предварительные площадки уже намечаются — и в линейном центре, и в районе ул. 40 лет Победы. Есть разные предложения, с которыми, я думаю, инициаторы строительства спорткомплекса согласятся, потому что они более привлекательны с точки зрения транспортной и пешеходной доступности, а также обеспеченности инфраструктурой», – отметил он. Добавим, по сведениям «Площади Свободы», переговоры с представителями компании «Евроальянс» могут состояться в администрации г.о. Тольятти уже сегодня.

Аркадий Шишкин, руководитель управления архитектуры и градостроительства департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти:

Я думаю, что «Немов-Центр» должен располагаться на уже существующей застроенной территории Автозаводского района. Мы же понимаем, что там будут заниматься в основном дети, это будет своего рода школа. Поэтому очень важно обеспечить комфортный доступ к этому объекту. Предварительные площадки уже намечаются – и в линейном центре, и в районе ул. 40 лет Победы. Есть разные предложения, с которыми, я думаю, инициаторы строительства спорткомплекса согласятся, потому что они более привлекательны с точки зрения транспортной и пешеходной доступности, а также обеспеченности инфраструктурой.

Наша справка

Проект полного «перерождения» набережной Автозаводского района на основе предложений и замечаний администрации г.о. Тольятти разрабатывает управление капитального строительства Самарской области. Срок подготовки документа — 2019 год, когда на объекте должна начаться глобальная реконструкция.

Цитата

Оценивая концепцию в целом, с учетом и Прибрежного парка, и набережной, градоначальник оценил высокую насыщенность всей территории, но признался, что с ужасом думает, как муниципалитет будет все это содержать в случае 100-процентной реализации проекта.

Юлия Романенко, «Площадь Свободы»
roma-jul@yandex.ru

территория будущего прибрежного парка

 

 

 

фото: из открытых источников