На большинстве картин Моне изображена одна и та же женщина. Кто она такая?

    Эдуард Мане Завтрак на траве
    Эдуард Мане "Завтрак на траве"

    В жизни Клода Моне было много удивительного. Именно он дал рождение термину «импрессионизм». Как это произошло?

    Оскар Клод Моне (1840-1926), один из самых известных в мире импрессионистов, родился 14 ноября 1840 года в Париже. С тех пор прошло 180 лет, но его картины на гребне популярности и сегодня. Картина «Пруд с водяными лилиями», или «Пруд с кувшинками» занимает сегодня девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. Написанная в 1919 году, она является также самой дорогой картиной этого мастера. Знаменитые полотна с маковыми полями и зданием Парламента также заслуженно относятся к самым почитаемым картинам мира.

    В Литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» пройдет арт-встреча на тему: «Клод Моне: «Мое искусство надо не обсуждать, а просто любить»». Посвящена она будет 180-летию со дня рождения французского пейзажиста.

    Моне легко узнать по колориту и по тонким пейзажам, напоенным воздухом и светом. Еще в зрелом возрасте у него начались проблемы со зрением, а к концу своей жизни он и вовсе ослеп из-за двойной катаракты. Но то наследие, которое художник оставил после себя, считается достоянием всего человечества и разбросано по самым лучшим музеям и галереям мира.

    В жизни Клода Моне было много удивительного. Именно он дал рождение термину «импрессионизм». Как это произошло? На большинстве картин Моне изображена одна и та же женщина. Кто она такая?

    На встрече читатели библиотеки и активисты ее литературного клуба смогут проследить творческий путь Клода Моне от любителя — карикатуриста до гения – импрессиониста. Узнают, что за счастливое событие произошло в его жизни, благодаря которому он смог не думать о деньгах, а занялся только творчеством. Прикоснутся к истории создания его лучших картин и поговорят о случаях их похищения. Познакомятся с наиболее известными высказываниями французского живописца.

    Посмотрят отрывок из документального фильма режиссера Тима Данна «Импрессионисты» (2006), в котором рассказ о художниках-импрессионистах ведется от лица Клода Моне. Фильм основан на реальных фактах, взятых из переписки Моне с художниками и его интервью журналистам того времени. Он дает полное представление о личности самого Клода Моне.

    А в заключение поучаствуют в интерактивной он-лайн викторине «Чем отличаются художники?»

    Итак…

    Начинал великий импрессионист с карикатур, а художником стал волею судеб — 100 тыс. франков, которые он выиграл в лотерею, позволили ему оставить работу посыльного и посвятить себя живописи.

    В возрасте пяти лет его семья переехала в Гавр (Нормандия), где отец будущего художника держал бакалейную лавку. Родители Клода Моне были на редкость скупы, поэтому, чтобы заработать на карманные расходы, Моне в четырнадцать лет начал рисовать карикатуры на друзей и местных жителей. Рисунки, которые юный художник продавал по 15-20 франков, пользовались невероятной популярностью.

    В занятиях живописью Моне никогда заинтересован не был. Но потом познакомился с Эженом Буденом, своим будущим наставником, и тот предложил ему писать картины на «открытом воздухе».

    Выставка мятежников

    В историю мировой живописи Клод Моне вошел прежде всего как революционер в искусстве, как новатор. Он первым развил новые технические приемы письма, первым использовал новую теорию цветовой гаммы, первым стал изображать объект несколько раз при различном освещении и погодных условиях.

    Его картина «Впечатление. Восход солнца» стала отправной точкой для творчества всех импрессионистов. Сам термин — «импрессионизм (впечатление)»- появился благодаря именно этой картине, которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года. Выставка получила название «Выставка мятежников».

    Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников. Импрессионисты вместо того, чтобы смешивать на палитре семь или восемь красок, как это делалось раньше, стали переносить их на полотно в чистом виде, предоставляя глазу зрителя создавать из этих отдельных пятен одно оптическое целое. Принцип оптического смешения красок, живопись чистыми цветами стали исходной точкой всего нового искусства.

    Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли. Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение.

    Интересно, что лучшим произведением от импрессионизма в живописи считают тоже картину Клода Моне. И это несмотря на то, что к моменту, когда художник начал писать знаменитые «Водяные лилии», он уже терял зрение.

    История создания лучших картин

    «Завтрак на траве» (1866)

    картина моне

    Клод Моне «Завтрак на траве»

    В 1865 году Клод Моне работал недалеко от Парижа над большой картиной «Завтрак на траве». Законченное полотно не удовлетворило художника, и он уехал в Париж, оставив ее в качестве залога хозяину дома в Шайи. По возвращении Моне нашел холст сильно пострадавшим от сырости и, спасая картину, разрезал ее на три части. Потом он решил все-таки написать картину на эту тему, и, будучи в 1866 году снова в Шайи, создал уменьшенный вариант большой композиции. Сегодня картина находится в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве.

    «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево» (1866)

    Клода Моне называли «человеком солнца» из-за яркого света, которым отличается большинство его пейзажей. Моделью для «Дамы» послужила Сюзанна Гошеде, ставшая приемной дочерью Моне после того, как он женился на ее матери. «Дама с зонтиком…» отличается эффектной позой, отчетливым изображением, энергичной манерой письма. Одним словом — это настоящий Моне в его лучших проявлениях, собственность музея д’Орсэ в Париже.

    «Женщины в саду» (1866)

    Несмотря на то что «Женщины в саду» — одна из самых больших по размеру картин, когда-либо написанных импрессионистами (ее размеры 255×201 см), Моне работал над ней на пленэре, для чего ему пришлось выкопать в саду канаву и поднимать или опускать холст с помощью ворота. Моделью для всех четырех женских фигур послужила его будущая жена, Камилла.

    Камилла Домкьюз была любимой моделью художника и позировала ему для многих полотен, среди которых и такие известные, как «Дама в зеленом», «Мадам Моне с сыном», «Портрет жены Клода Моне на диване».

    Мадам Моне родила художнику двоих сыновей (первенца ещё до официального вступления в брак). Однако рождение второго малыша ослабило её здоровье, и, вскоре после вторых родов, она скончалась. Позже Клод Моне написал посмертный портрет своей супруги. Картина «Женщины в саду» находится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке.

    «Терраса в Сент-Адресс» (1867) — один из ранних шедевров Моне, хранящийся в Музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Эта картина представляет собой не только художественную, но и биографическую ценность. Она написана в тот период, когда страдающий от безденежья художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом. Две фигуры, сидящие в креслах, — это отец Моне и, вероятно, тетка. Перед ними стоит кузина художника с неизвестным.

    В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ более позднего периода.

    Поездка в 1870 году в Лондон, знакомство с живописью Тернера и лондонскими туманами способствовали изменению видения Моне. По возвращении он поселился в небольшом городке на берегу Сены, по которой передвигался в лодке, служившей ему мастерской на реке. Моне с удивлением убедился, что в мире нет постоянных, локальных тонов и цвета тела, волос, земли, как этому учили в академии.

    Художник видел свою задачу в том, чтобы передавать конкретное, мимолетное впечатление цвета, которое меняется в зависимости от атмосферных условий. Событием для Моне стало знакомство с японскими гравюрами, выставленными в Париже. У японцев отсутствовала линейная геометрическая перспектива, но возникала воздушная; гравюры были наполнены солнечными лучами, туманом, дымом. От японцев европейцы научились изображать целые серии одного и того же пейзажа при различном освещении и в разное время года

    «Поле маков у Аржантея» (1873)

    Картина была написана, когда Моне жил в небольшом городке близ Парижа — Аржантее. Прекрасный сад и небольшой дом — все, о чем художник только мог мечтать. На картине — жена и сын Моне. Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой. Кажется, что фигуры женщины и мальчика будто вырастают прямо из поля. Местонахождения картины — музей д’Орсэ, Париж

    «Маннпорт» (1883)

    Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников еще с XVIII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт. Картина хранится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке.

    «Здание парламента в Лондоне» (1904)

    Серию картин Вестминстерского дворца и здания британского Парламента Клод Моне написал во время пребывания в Лондоне с 1900 по 1905 гг. Картины имеют одинаковый размер и точку зрения — окно Моне в больнице Св. Томаса, выходящее на Темзу. Они, однако, писались в разное время дня и при различных природных обстоятельствах. В этот период художник оставил свою раннюю рабочую практику — доводить картины до конца на месте перед объектом. Полотно «Здание парламента в Лондоне» (1904) сегодня хранится в музее д’Орсэ в Париже

    «Кувшинки» (1916)

    Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта. На самом деле эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это — работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать ее красоту в своей живописи.

    Картина «Кувшинки» хранится в Национальном музее Западного искусства в Токио.

    «Я презираю мнение прессы»

    В истории остались самые известные высказывания Клода Моне, такие как:

    «Хорошее впечатление теряется так быстро…»

    «Тот, кто утверждает, что он закончил холст, ужасно высокомерен».

    «Моя работа всегда лучше, когда я один, и следую своим собственным впечатлениям. Цвет- это моя однодневная одержимость, радость и страдания. Цвета преследуют меня. Они даже беспокоят меня во сне».

    «Я не творю чудеса, я использую и трачу много краски. Первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста, и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесён».

    «Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте… И именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз».

    «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, о дереве, доме, о поле, о чём угодно. Просто думайте, что в этом месте маленький синий квадрат, там продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами».

    «Я думаю только о моей картине, и если бы мне пришлось бросить ее, думаю, что я сойду с ума».

    «Я могу рисовать только то, что я вижу. Когда темно, мне кажется, как будто я умираю, я не могу больше думать».

    «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет».

    «Мне потребовалось время, чтобы понять мои кувшинки».

    «Каждый день я открываю все более и более красивые вещи».

    «Кроме живописи и садоводства я ничего больше не умею делать. Мой сад — мой самый красивый шедевр».

    «Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить. Я презираю мнение прессы и так называемых критиков».

    Предметы вожделения

    По итогам открытых аукционов Клод Моне входит в тройку самых дорогих художников мира. Всего с аукционов было продано 208 его работ на общую сумму $1622,200 млн. Средняя стоимость одной картины Моне — $7,799 млн. Самыми дорогими картинами Моне считают:

    «Водяные лилии» (1905) — $43 млн.

    «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) — $41 млн.

    «Водяные лилии» (1904) — $36 млн.

    «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) — $35 млн.

    «Тропинка к пруду» (1900) — $32 млн.

    «Тополя» (1891) — $22 млн.

    «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) — $20 млн.

    «Парламент, закат» (1904) — $14 млн.

    В 2008 году на аукционных торгах Christie’s в Лондоне картина «Пруд с водяными лилиями» при первоначальной цене в $24 млн. была продана за баснословные деньги — $80 миллионов. О том, кто приобрел эту картину и где она находится сейчас — неизвестно. Как правило, частные коллекционеры, приобретая подобные произведения, предпочитают остаться неизвестными.

    Сегодня работы художника «разбросаны» по всему миру. Наиболее крупными странами-владельцами картин Моне считается Россия, США и Великобритания. Впрочем, найти картины художника можно и во многих других музеях, как на территории Европы, так и за ее пределами. Несколько картин Клода Моне находятся даже в музеях Новой Зеландии.

    В России в ГМИИ им. А.С. Пушкина хранятся такие известные картины, как «Сирень на солнце» 1873 года и «Завтрак на траве» 1866. Картина «Парламент, эффект тумана» находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Несколько работ Клода Моне являются собственностью парижского музея д’Орсэ. Немало работ находится и в США, в «Метрополитен-Музее» Нью-Йорка, в музее искусств Нельсона-Аткинса, а также в музее искусств, расположенном в Филадельфии. В Лондоне картины Моне выставляются в Национальной галерее.

    Значительная часть работ художника принадлежит частным коллекциям, потому эти картины закрыты для широкой публики. Случаев, когда приобретенные некогда произведения вновь возвращались из рук коллекционеров в музеи или снова попадали на аукционы, не так уж часты.

    Картины Клода Моне не раз становились предметами вожделения преступников. Известен факт, когда похититель полотна Моне «Пляж в Пурвилле», которое выставлялось в Национальном музее Польши, посмеялся над сотрудниками, вырезав знаменитый шедевр из рамы, а вместо него вставил плохонькую репродукцию. Заметили подмену 19 сентября, а когда точно произошла кража, так и осталось неизвестным. Преступником оказался 41-летний мужчина, а украденную картину нашли в его доме.

    В октябре 2012 года было совершено ограбление роттердамского музея Кунстель. Было похищено 7 шедевров, среди которых был и известный «Мост Ватерлоо» Клода Моне. Это ограбление оказалось крупнейшим за последние двадцать лет. После проведённого расследования эксперты заподозрили, что похищенные картины могли быть сожжены.

    Творчество Моне вдохновляет не только преступников, но и многих других, вполне законопослушных людей. Особо ярые и талантливые поклонники импрессионизма посвящают ему свои творения. Примером служит инсталляция «Маковое поле» Клода Кормье.

    Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти; e-mail: rossinskiye@gmail.com