На АВТОВАЗе, похоже, начинается «бракоразводный процесс»

девушка работает на заводе

Ситуация на Волжском автозаводе по-прежнему напряженная. Работников отправили в корпоративный отпуск на три недели (удивительно, что в столь непростое время удалось найти много денег на выплату отпускных), а руководство продолжает искать варианты, которые позволят предприятию хоть как-то держаться на плаву в период экономической и политической нестабильности.

Начнем с краткого обзора вазовских новостей, за которыми в последнее время пристальнее обычного следят многие тольяттинцы:

– с 6 июня вводится режим 4-дневной рабочей недели на производственных площадках в Тольятти и Ижевске сроком на три месяца;

– из-за нехватки комплектующих планируется выпускать машины в упрощенных комплектациях (интересно, а цена у них уменьшится?);

– Минпромторг намерен принимать управленческие решения, которые поспособствуют восстановлению производства и автомобильного рынка;

– дружественные России страны готовы поставлять недостающие комплектующие;

– Минпромторг собирается снизить обязательные требования к безопасности автомобилей, выпускаемых российскими заводами;

– Росстат сообщил о приостановке роста цен на легковые автомобили российской сборки;

– в областном правительстве готовится законопроект, согласно которому для ВАЗа будут снижены ставки по налогу на прибыль (до 10%) и на имущество (до 1,1%), что позволит привлекать дополнительные инвестиции в производство и даст возможность для ускоренного импортозамещения.

Из всего этого можно сделать вывод, что хоронить ВАЗ пока рановато, поскольку его спасением занимаются как на региональном, так и на федеральном уровне. И всё же есть одна проблема, повлиять на которую вряд ли смогут Денис Мантуров и Дмитрий Азаров. Речь о возможном уходе компании «Рено» из России из-за обострившейся политической ситуации и поддержки Францией антироссийских санкций.

На днях мы снова пообщались с известным ветераном Волжского автозавода Юрием Целиковым, поинтересовавшись его взглядом на эту проблему.

– Юрий Кузьмич, какова сейчас ситуация на ВАЗе? Все ли руководители на своих рабочих местах или кто-то уже покинул город?

– Вазовский патриотизм, основы которому заложил наш первый гендиректор Виктор Поляков, дает свои плоды и в нынешнее тревожное время. Завод, отпущенный французским руководством в досрочный корпоративный трехнедельный отпуск, работает в режиме ремонта и накопления на складах материалов, комплектующих узлов и деталей. Особый график у менеджмента, инженерно-технических служб, металлургического производства. Когда-то, в период резкого спада продаж автомобилей, я написал:

Когда на авторынке кома,

у менеджмента не все дома…

Так вот, французский менеджмент, на удивление, практически весь сегодня дома! Николя Мор и его земляки отдыхают во Франции. Некоторые после отпуска, скорее всего, в Россию уже не вернутся.

– Можно ли говорить о том, что в нынешней ситуации разрыв отношений между ВАЗом и «Рено» неизбежен?

– Разрыв отношений с представителями автобизнеса недружественного России государства весьма вероятен. Как известно из информации наших и французских СМИ, в Москве полностью прекратила деятельность производственная площадка «Рено-Россия». На ВАЗе тоже, похоже, начинается «бракоразводный процесс». Период счастливой французской любви, видно, заканчивается. Как говорится, се ля ви!

– Что делать в этой непростой ситуации?

– Когда Франция, владеющая 15 процентами акций фирмы «Рено», заморозила миллиарды долларов России в своем банке, появилась идея обратиться к нашему правительству – провести частичный взаимозачет и арестовать акции фирмы «Рено», которыми она владеет в акционерном капитале ВАЗа.

Как известно, с 16 сентября прошлого года владелец всех вазовских акций – ООО «Лада Авто Холдинг» – зарегистрирован в Москве (Гороховский переулок, дом 3, строение 3, помещение 9, гендиректор Андрей Шпак). Его уставный капитал – почти 16,5 миллиарда рублей, причем российскому «Ростеху» принадлежит менее трети (5,3 миллиарда), а остальные деньги находятся во владении фирмы «Рено».

Так вот, если в мире еще существует справедливость, просто необходимо вернуть в страну эту долю акций и перераспределить ее между работниками ВАЗа, российскими поставщиками комплектующих и всеми представителями фирменной дилерской сети. То есть вернуться к исходным схемам приватизации завода периода 1992-1994 годов.

Ветераны отчетливо помнят то время, когда коллектив отчаянно боролся с главным приватизатором ВАЗа Анатолием Чубайсом, пытавшимся отстранить рабочий класс от дележа акций. Хорошо, что Владимир Каданников со своими товарищами в октябре 1992-го добились от Бориса Ельцина издания указа об особенностях приватизации ПО «АВТОВАЗ», в соответствии с которым половина уставного капитала должна была стать собственностью работников предприятия.

– Иными словами, вы предлагаете взять и поделить, как в известном советском фильме. С кем-то разговаривали на эту тему? Какие отклики, кто поддержал идею?

– Общался со многими ветеранами и ныне работающими вазовцами, а также с дилерами и поставляющими запчасти «партизанами». Самый долгий разговор состоялся с членом-корреспондентом РАН и бывшим вице-президентом ВАЗа Александром Зибаревым. Он идею одобрил и подсказал много интересного для достижения положительных результатов при осуществлении очередной «авантюры Кузьмича», направленной на повышение патриотизма тольяттинцев и всех россиян.

Профком ВАЗа и клуб ветеранов «Патриот» осторожно поддержали идею, рекомендовав довести эти мысли до высших руководителей страны. Не могу всё рассказывать в газете, но сторонников возврата акций в Россию уже много даже в Москве и за рубежом, в дружественных нам странах.

– Вы уверены, что россияне станут покупать акции? Какая им выгода от них, ведь дивидендов много лет не платили по вазовским акциям? Не получится ли так, что люди вложатся без особой надежды на прибыль?

– Если руководители страны помогают сегодня ВАЗу сохранять производство и возрождать мощности по выпуску комплектующих, повышая локализацию, есть надежда на то, что акции могут продаваться с большим дисконтом (то есть с хорошей скидкой, – прим. авт.) и перспективой получения дивидендов в ближайшие два-три года.

Вы же помните, что завод уже выплачивал дивиденды в начале 2000-х годов. Если нужно, готов в архиве поискать конкретные даты и суммы выплат. Патриотически настроенные россияне могут помочь ВАЗу в новом варианте акционирования. Было несколько встреч с работниками главного конвейера СКП, где собирают «Ниву», и они меня заверяли, что акции с дисконтом приобрели бы обязательно.

– Чтобы продать эти акции, нужно сначала их получить. На ваш взгляд, как компания «Рено» станет избавляться от своей доли? Нужно их покупать у французов, и если да, то за какую цену? Кто будет их выкупать?

– Как пойдет процесс изъятия акций фирмы «Рено», мне пока неведомо, но интуиция подсказывает, что может произойти своеобразный принудительный выкуп. То есть зеркальное отражение принудительного выкупа, который был в феврале 2019 года, когда французы выкупали у физических лиц (более 100 тысяч человек) вазовские акции по цене около 10 рублей за штуку. Этот процесс можно назвать антидилистингом.

Напомню, как тогда писал в «Вольном городе», перефразировав слова из песни лисы Алисы и кота Базилио: «Не прячьте ваши акции по банкам и углам, несите ваши акции, иначе быть беде…»

– Продажа акций простому народу означает национализацию предприятия? Кто в таком случае будет фактически управлять ВАЗом?

– Управлять заводом станет обновленное руководство в соответствии с уставом акционерного общества, который, я надеюсь, подкорректируют. Импортозамещение должно произойти не только в производстве автомобилей, но и в руководстве предприятия.

– И последние два вопроса, которые наверняка сейчас волнуют многих горожан. ВАЗ в отпуске до 24 апреля. На ваш взгляд, в мае удастся запустить производство? Какие модели реально выпускать в нынешних экономических и политических условиях?

– Думаю, что завод начнет работать после 24 апреля. Сборка автомобилей в СКП на линии «Нивы» готовится основательно, на сборке «Гранты» пока сложнее, но надежда есть, что тоже всё получится. К маю подготовка идет, но информации пока маловато, чтобы делать прогнозы.

С Кузьмичом переписывался Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 14 (1398) 15.04.22