На АВТОВАЗе подняли цены шестой раз за год

работа конвейера на АВТОВАЗе

Эта неделя началась на АВТОВАЗе с двух, ставших уже традиционными, событий: остановки производства автомобилей в связи с нехваткой комплектующих и шестого с начала года повышения цен на выпускаемую продукцию.

Такое ощущение, что руководство пытается компенсировать выпадающие от частых простоев доходы за счет покупателей…

Напомним, что в прошлом месяце продажи АВТОВАЗа снизились на 51 процент, по сравнению с сентябрем 2020-го, причем наибольший удар был нанесен по семейству «Гранты», реализация которого упала сразу на 69 процентов. В итоге самая популярная в России модель не вошла даже в пятерку лидеров по продажам, пропустив вперед «Весту» (минус 24 процента), «Киа Рио» (минус 15), «Хендэ Солярис» (плюс 16), «Фольксваген Поло» (минус 30) и «Шкоду Рапид» (плюс 7).

Официально сбои производства и падение продаж с повышением цен никто не связывает, однако, естественно, нынешний финансовый расклад руководство АВТОВАЗа устроить не может, поскольку приходится платить деньги рабочему коллективу, в том числе и за время простоев. На очередную оптимизацию численности пока решиться не могут, видимо, рассчитывая на улучшение ситуации, хотя некоторые сотрудники сами уходят, не видя перспектив на автозаводе.

Минпромторг России считает, что потенциал авторынка еще не исчерпан, и пока не меняет прогноз по объемам продаж в этом году (1 760 000 штук), несмотря на сентябрьское падение. В то же время ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) отмечает, что достичь таких показателей будет крайне сложно, поскольку, помимо нехватки полупроводников, появляются и другие проблемы: энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья и так далее.

Проблемы с поставками электронных компонентов испытывают и многие другие производители. В условиях острого дефицита на российском авторынке машины, которые все-таки есть в наличии, продаются по накрученным ценам, а заказанные теперь нужно ждать по нескольку месяцев. На этом фоне возродилась такая услуга, как продажа очереди на автомобиль, что позволяет за определенную сумму купить заказанную кем-то машину.

В свое время на АВТОВАЗе эта схема была очень распространена. Продавая свою очередь, некоторые работники могли себе позволить на вырученные деньги купить подержанный автомобиль или, к примеру, кухонный гарнитур. Сейчас, правда, спрос есть в основном на иномарки.

Судя по объявлениям в интернете, очередь на «Тойоту» оценивают в 50-100 тысяч рублей, на «КИА» и «Шкоду» – в 20-30, а рекордсменом стал некий Андрей из Тамбовской области. Он заказал себе «Ауди А5» стоимостью в 3,6 миллиона рублей, но готов уступить право на покупку машины за 200 тысяч. Такую высокую цену объясняет тем, что сейчас эту модель купить почти невозможно (новую, естественно), а после новогодних праздников она будет стоить еще дороже.

Теперь поговорим непосредственно о шестом с начала года повышении стоимости вазовских автомобилей. Как отмечают аналитики агентства «Автостат», рост составил от 0,9 до 2,7 процента, а если в рублях, то от 6 до 20 тысяч. Самая дешевая – «Гранта» седан – продается от 559 тысяч рублей, правда, с учетом большого падения продаж этой модели можно предположить, что ждать ее в автосалоне придется довольно долго.

Очень сильно за год подорожали «Весты» – на 128-160 тысяч. За самую дорогую («Спорт») теперь нужно выложить более 1 200 000 рублей, а с учетом дополнительных опций получится еще дороже. Периодически люди публикуют в соцсетях фотографии прайс-листов из разных автосалонов. Так вот, можно встретить, к примеру, «Весту» SW кросс за 1 773 500 рублей, что на полмиллиона выше официально рекомендованной максимальной цены.

Почему так получилось? Просто дилер (в данном случае столичный) дополнительно оснастил коврами салон и багажник, установил сигнализацию, видеорегистратор, защитную сетку радиатора, брызговики, использовал шумопоглощающий материал и так далее. Вот и набежало, как на хорошую иномарку. Конечно, никто не заставляет брать именно эту машину, но не каждый ведь согласится ждать дешевую, тем более что деньги обесцениваются почти ежедневно.

Тимур Калинин, газета «Вольный город Тольятти»