Мы все рождаемся Рафаэлями

Новости Тольятти augustnews.ru

Специалисты утверждают, что в 3-4 года человек находится на середине психического развития.

В Тольятти, на бульваре Гая, 3, открылся Родительский университет. Проект социальный, работа по информированию и повышению психологической культуры родителей проводится совершенно бесплатно. Инициатором проекта выступило Городское родительское собрание, первую лекцию прочла профессор кафедры теоретической и прикладной психологии ТГУ Эльвира Николаева.

Свое выступление на тему семейного воспитания Эльвира Федоровна начала с глобального вопроса: «Когда ребенок рождается, он становится радостью для родителей, а потом постепенно по мере взросления превращается в источник огорчений. Почему это происходит?» По словам лектора, в возрастной психологии развития детей есть общие законы. Зная их, мы будем готовы к проблемам, возникающим в том или ином возрасте.

Понятно, что на развитие ребенка влияет социальная среда, то есть детский сад, школа, друзья. А еще генетика, наследственность – именно эти базовые предпосылки мы почему-то плохо учитываем. Именно благодаря генетике мы получаем внешность и здоровье. У девочек по женской линии все передается, у мальчиков – по мужской. Не только болезни мы наследуем от родителей, бабушек и дедушек – иногда и генетическое поведение получаем тоже. Неслучайно когда-то существовали свахи, родители невесты информацию о роде жениха в пятом поколении узнавали. А сейчас никто не заботится о здоровье будущего родового поколения. Хотя есть, конечно, отдельные семьи, которым очень важна информация друг о друге.

Эльвира Федоровна констатировала, что из предпосылок, влияющих на воспитание ребенка, психологи выделяют несколько. Во-первых, надо, чтобы ребенок родился с биологически созревшим мозгом. При алкоголизме, наркомании этого часто не происходит, ломается наследственность, ребенок рождается с нарушенными генами. Во-вторых, важны индивидуально-типологические особенности или темперамент – врожденный, передаваемый по наследству. Да-да, мы рождаемся с определенной готовностью видеть мир. Поэтому одни дети плаксивые, а у других, наоборот, всегда рот до ушей, они готовы пережить любую проблему. Каждый ребенок при рождении имеет свой индивидуальный тип.

Лектор в качестве примера привела эксперимент, проведенный психологами в детсадовской группе трехлеток. Всем детям раздали тарелки с картофельным пюре, котлетой и кусочком соленого огурца. Четверым малышам огурец не положили. Холерик сразу же вскочил и побежал требовать у нянечки огурец, дергал работницу за рукав до тех пор, пока не дала. Сангвиник тут же взял огурец из тарелки соседа и переложил себе. Ну кто его этому учил? Оказалось, взял недостающее у такого же сангвиника. Тот также никому ничего не сказал, и они стали кусать огурец по очереди.

У флегматика никаких эмоций на лице не отобразилось. А девочка-меланхолик сразу заплакала, не обнаружив огурчика. Принесли его тут же, но она к огурцу даже не притронулась. Меланхолик считает, что ему вечно не везет, на нем все заканчивается.

И педагог не только должен учитывать индивидуальность каждого ребенка, но и научить воспитанника управлять своим взглядом на мир. Объяснить надо тому же меланхолику, что не все так плохо, как ему кажется. А из программы подготовки педагогов почему-то сняли предметы, где даются знания по психологии, да и из штатного расписания многих школ ставки психологов оптимизировали. От этого пострадали и дети, и учителя.

В семье, по словам Эльвиры Николаевой, также могут случиться проблемы, если папа является холериком, а мама и дочь – флегматики. Главе семейства надо, чтобы все кипело, а его домочадцы всегда спокойные. Папа начинает приписывать им несуществующие вещи. Мол, вы меня ни во что не ставите, игнорируете. И дело доходит до развода. Поэтому важно знать, кто есть кто. В семьях же обычно идет борьба, супруги хотят переделать друг друга под свой темперамент.

Еще один пример: учитель по темпераменту быстрый холерик, а ученик медленный флегматик. Учитель торопит ребенка с ответом, ругает, нервничает, а ученик продолжает собираться с мыслями. Учитель пытается изменить природу ученика, а тот не виноват. Он родился таким. Как избежать насилия над природой и в то же время суметь активизировать ребенка? Эльвира Федоровна пообещала рассказать о некоторых психологических приемах на следующих занятиях Родительского университета.

Кроме темперамента очень важны задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Генетик Дубинин сказал, что при рождении мы все Рафаэли, то есть талантливые художники, максимально способные к творчеству. Но природные данные требуют социального воздействия. Отдаем мы, например, ребенка в художественную школу, а через три-четыре года он хочет бросить занятия, говорит: «У меня не получается». Как мотивировать чадо на дальнейшую учебу? Надо показать ему, например, его первые рисунки: «Посмотри, с чего ты начал. Даже сравнить нельзя с тем, что умеешь сейчас». Надо объяснить, что не все получается сразу, только в борьбе с собой можно чего-то достичь. Эльвира Федоровна рассказала, что сохранила первые тетради своего сына, где он учился писать. В какой-то момент она показала тетради внуку, мол, посмотри, у папы твоего тоже не все сразу получилось. Зато сейчас у него руки золотые и он все умеет. И у ребенка появилось главное – уверенность в своих силах. Я все могу!

И еще об одном важном моменте лектор рассказал в своем выступлении. Человек, скажем, прожил 70 лет. Середина его физического здоровья – 35 лет. А середина его психического развития, по утверждению специалистов, три-четыре года. Теперь вы представляете, какое значение имеет детство для человека! Ребенок должен постоянно развиваться, совершать действия, а родители ему говорят: «Будешь делать, как я сказал. Я лучше знаю». И ребенок во всем полагается на родителей, а мама с папой до 50 лет помогают чаду, содержат его. Все мы родом из детства. Учитывать законы развития не трудно, если их знаешь.

Не обошли вниманием и проблему повышенной агрессивности сегодняшних детей. Последние исследования в области перинатальной психологии показали, что за девять месяцев жизни ребенка в утробе матери у него создаются предпосылки к агрессивности, неуверенности, недоверию к миру. Если женщина рада, что беременна, – все нормально. А если отрицательные эмоции, страх (типа «зачем мне это нужно»), происходит выброс адреналина, который попадает через кровь матери к ребенку. Он получает первую информацию страха, ненужности. Нежеланный ребенок потом будет агрессивен к матери, да и ко всему миру.

Ребенок, оказывается, реагирует прежде всего на эмоции. Эльвира Николаева посоветовала родителям провести простой эксперимент. Попробуйте сказать грубые слова ласковым голосом и с улыбкой – ребенок в ответ улыбнется. А самые добрые слова пробубните еле-еле, ребенок тут же скорчится. У холодных, неэмоциональных мам вырастают такие же чада.

Чаще всего дети повторят поведение родителей. И только глубокий контроль поможет в дальнейшем изменить ситуацию. Вам, скажем, не нравилось когда-то мамино поведение, поэтому вы решили не допустить такого в отношениях со своими детьми. Однако, если не будет вашего контроля, все пойдет по накатанной. Например, играют малыши с куклами, баюкают, кормят с ложечки. И вдруг одна девочка хватает куклу за волосы и трясет. Ее подружка в шоке, мол, мамы такими не бывают. А в ответ слышит: «Бывают». Значит, у девочки был опыт, когда ее трясли. Тут уже не генетика сработала, а социально приобретенное поведение.

После лекции родители долго не отпускали профессора ТГУ, благодарили, многие хотели задать личные вопросы. Следующее занятие Родительского университета должно состояться 13 января по адресу: Гая, 3, в учреждении дополнительного образования «Диалог». По словам организаторов, возможно, у Родительского университета в будущем появится свой сайт, на котором можно будет задавать вопросы и получать ответы специалистов-психологов.

В тему:

Он тебя целует

В первые два года жизни у ребенка формируется эмоциональная сфера, от развития которой зависит, каким будет человек – открытым или закрытым, неэмоциональным. И закроется ребенок, если с ним никто никаких чувств не выражает. Без опыта эмоций человек потом будет стесняться обнимать и целовать других людей, всегда будет удивляться, насколько легко это делают другие.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”