«Мы серьезно взялись за работу и хотим довести ее до конца»

    внешний вид стелы "Радость труда"

    На реставрацию мозаичной стелы «Радость труда» требуется более 30 млн рублей. Еще почти столько же нужно для создания инфраструктуры вокруг памятника

    Мало у кого Тольятти ассоциируется с красивой архитектурой, интересным дизайном и богатыми экстерьерами. Говорим «Тольятти» – и в уме всплывают скучные «брежневки» Автозаводского района, неказистые «хрущевки» Центрального, помятые дома в стиле советского классицизма в Шлюзовом. Город строился с нуля, и при проектировании градостроители отдавали предпочтение функциональности и практичности сооружений перед эстетикой. Но в этом и уникальность Тольятти. Сначала наш город появился в умах и на чертежах и только потом материализовался, приняв привычные нам очертания. Для решения подобной задачи требовался ум и талант, которыми, несомненно, обладали архитекторы Тольятти.

    Наш город изобилует оригинальными архитектурными решениями, многие из которых сосредоточены на улице Революционной – главной «артерии» города. На Революционной мы можем встретить такие образцы авангарда, как Дворец спорта «Волгарь», стадион «Торпедо», кинотеатр «Сатурн», Дворец культуры, искусства и творчества и, конечно же, знаменитую стелу-панно «Радость труда».

    Золотой брус

    Одна из практически забытых, но от этого не менее ценных достопримечательностей Тольятти – мозаичная стела-панно «Радость труда», раскинувшаяся на 530 квадратных метров. Размеры памятника потрясают: пять метров в высоту, сто – в длину и три – в ширину. Знатоки называют панно золотым брусом: мозаика сделана из смальты – одного из самых дорогостоящих мозаичных материалов, собранных со всех уголков России.

    Монумент был приурочен к 50-летию СССР, годы строительства пришлись на конец брежневской эпохи – 1977-1981 годы. Автор стелы – художник-монументалист Юрий Королев, директор Государственной Третьяковской галереи в 1983-1992 годах. На памятнике запечатлены ключевые события истории СССР: Октябрьская революция, создание Рабоче-крестьянской Красной Армии, ликвидация безграмотности, первые пятилетки, Великая Отечественная война, советский космос, строительство Тольятти и Волжского автомобильного завода.

    – По задумке стела должна была встречать гостей города, которые приплывают по Волге на теплоходе, – рассказывает глава Центра мозаики Алексей Зуев. – Напротив стелы, в 8-м квартале, пристань. Гости города поднимаются и сразу же упираются в улицу Революционную со всеми ее культурными и спортивными объектами.

    Четверть смальты утрачено

    После распада СССР мозаика медленно осыпалась: так, по оценке экспертов, уже к 2000 году 25% смальты было утрачено. Конечно же, никакого охранного статуса у памятника не было. На прилегающей территории велись и ведутся стройки, и от случайных прохожих панно по возможности охраняли сменяющие друг друга застройщики: так достопримечательность города оказалась скрыта за забором с колючей проволокой.

    «Я по долгу службы провожу экскурсии, и, чтобы подобраться к стеле, приходится пролезать сквозь все эти дебри», – жалуется глава Центра урбанистики ТГУ Мария Степанова.
    Долгое время панно оставалось заброшенным. В начале 2000-х специалисты оценили реконструкцию в 2 млн рублей, тогда таких денег у города не было. В мае 2010 года на культурном совете в департаменте культуры мэрии Тольятти была принята резолюция по консервации стелы и сохранении мозаики. Однако на практике никаких мер для сохранения объекта не предпринималось: памятник продолжал разрушаться.

    Серьезно вопрос о реконструкции встал в 2016 году, когда произошло частичное обрушение одной из стен стелы. Тогда мэр Тольятти Сергей Андреев созвал совещание, было дано поручение урегулировать правовые вопросы и подготовить эскиз восстановленного панно. Однако вскоре проект реконструкции заглох. Несколько лет группа гражданских активистов собирала подписи за восстановление монумента, пыталась достучаться до администрации города. Только в начале 2020 года их усилия увенчались успехом: на этот раз инициатором реконструкции выступил ТГУ. Подготовкой и реализацией восстановления панно занимаются Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Архитектурно-строительный институт ТГУ, Центр урбанистки и недавно созданный Центр мозаики.

    Три проекта

    – Рассматриваются три варианта восстановления панно и благоустройства территории вокруг памятника, – рассказывает участница инициативной группы Мария Кузнецова. – Первый, самый минимальный вариант подразумевает реставрацию экспоната, создание навеса. Территория вокруг памятника прибирается, чтобы к ней можно было подойти, хотя бы постоять рядом.

    Второй вариант помимо реставрации и навеса включает в себя изменение конструкции памятника и более значительное благоустройство, появляются какие-то инфраструктурные объекты: кафетерий, информационные павильоны, чтобы люди, которых заинтересует памятник, могли не просто прийти, постоять рядом с «Радостью труда» и уйти, а как-то задержаться около стелы, провести время.

    Третий, самый дорогостоящий и самый оптимальный, на наш взгляд, вариант – это когда вокруг стелы появляется пространство под выставочный павильон, открывается какой-то арт-кластер. При этом варианте мы рассматриваем возможность взаимодействия с Третьяковской галереей: они сейчас очень активно интересуются развитием регионов, тем более что автором стелы был директор Третьяковской галереи.

    Взялись за работу серьезно

    Проект весьма дорогостоящий: так, только на реконструкцию самой стелы требуется 30 млн рублей, инфраструктура вокруг стелы обойдется еще в 20 млн рублей – итого 50 млн рублей. Источники финансирования – городской и региональный бюджеты, федеральные гранты и краудфандинг.

    – На встрече с мэром говорилось, что и город подключится, и область; возможно, будут какие-то федеральные деньги. Ясно, что на плечи горожан это не ляжет, – отмечает Алексей Зуев.

    По словам архитекторов и художников, реставрация продлится до 2022-2023 года. Процесс воссоздания мозаики долгий и кропотливый, и большая часть работы еще впереди, но, как отмечает глава центра мозаики, главное, что лед наконец-то тронулся: «Я считаю, что реставрация уже началась. Раньше люди приходили в администрацию и руками махали, говорили, что нужна реконструкция, а затем расходились по домам. Мы серьезно взялись за работу и хотим довести ее до конца».

    Константин Буров, газета «Площадь Свободы»