Мы пришли к вам не работать, а в очереди постоять

люди стоят на входе день открытых дверей автоваз

Несмотря на то, что за последние 10-15 лет зависимость города от машиностроительной отрасли немного снизилась, день открытых дверей на АВТОВАЗе остается одним из наиболее значимых и массовых мероприятий.

Вот и на сей раз желающих попасть на территорию предприятия оказалось настолько много, что очередь растянулась на несколько сотен метров – почти до главного входа в здание заводоуправления.

Некоторые из отстоявших полтора-два часа потом выходили разочарованными, поскольку рассчитывали на более интересную экскурсию…

Опять соблазняют зарплатами

Признаюсь, что последние несколько лет я старался избегать участия в мероприятиях, возвращающих во времена СССР, когда огромные очереди были нормой. Наверное, можно придумать способы, избавляющие людей от томительного ожидания (открыть второй вход, организовать предварительную запись или что-то еще), однако организаторы продолжают идти проверенным путем.

На сей раз желание побывать на заводе оказалось сильнее предполагаемых неудобств, да и важность праздника, посвященного 58-летию ВАЗа, предполагает участие одной из наиболее значимых в Тольятти газет, к которым, без сомнения, относится «Вольный город».

Чтобы поменьше стоять в очереди, решил выйти из дома пораньше и приехать к 9:00, когда планировалось начать пропускать народ на экскурсию. Маршрутки следовали в сторону ВАЗа почти пустыми (это внушало оптимизм), однако, добравшись до места, я обнаружил, что вереница уже растянулась на пару сотен метров.

Всем, кто приходил на праздник, вручали брошюрку отдела кадров, в которой крупным шрифтом написано:

– АВТОВАЗ принимает на работу. Зарплата по основным профессиям – от 79 до 84 тысяч рублей в месяц.

Согласитесь, деньги для Тольятти очень хорошие, однако предприятие по-прежнему испытывает серьезный кадровый голод. Как многие знают, пришлось даже местных зэков на работу приглашать, а также специалистов из других регионов и представителей Узбекистана.

Кстати, в очереди тоже говорили о нехватке персонала на ВАЗе и даже шутили:

– Выпускать в город после экскурсии будут только после заключения трудового договора!

Нужны мозолистые руки

Но почему же за такие большие деньги так мало желающих трудиться в автопроме? Во-первых, работа сложная, как физически, так и психологически (каждый день по многу раз делаешь одно и то же); во-вторых, первая смена начинается очень рано, а вторая заканчивается поздно; в-третьих, летом очень жарко в цехах.

Ну, а главная причина в том, что почти 30 лет все мы находились под влиянием пропаганды беззаботного образа жизни. Судя по современным отечественным фильмам, чем меньше перетруждаешься, тем лучше живешь. Вот и стала Россия страной тех, кто не привык просыпаться на смену в 5 часов утра: блогеров, фрилансеров, стартаперов, доставщиков еды и так далее. А теперь получается, что родине снова очень нужны рабочие руки…

Кроме того, не будем забывать и о тех печальных временах, когда при Игоре Комарове и Бу Андерссоне численность заводчан сильно сократилась. Попавшие под процесс оптимизации люди уходили с завода обиженными, передавая свой негатив детям и внукам, которых теперь отдел кадров ВАЗа зовет трудоустраиваться…

С другой стороны, если место не популярное, почему тогда огромные очереди выстраиваются на день открытых дверей? В соцсетях некоторые иронизируют по этому поводу (мол, родители, приводя детей на ВАЗ, показывают им последствия плохой учебы), однако большинство признает, что такие мероприятия познавательны и очень полезны. Плюс, не стоит забывать, что у турфирм экскурсия стоит 4 тысячи рублей, а в день рождения завода пускают бесплатно.

Жаль, что летчиков нет

В очереди пришлось простоять почти час. Периодически оглядывался назад, видя, как прирастает хвост из тех, кто подошел позже. Известно, что некоторые специально ехали из Самары на «Ласточке» или туристических автобусах, да и из Сызрани можно добраться до ВАЗа примерно за час по новой (пока еще бесплатной) дороге.

– Эй, что там?! Почему так медленно?! – кричала одна женщина из людской гущи, пришедшая с мужем и двумя детьми. – Потерпи сынок, иди вон, на травке посиди.

Грустных, сидящих на газоне или бордюре детей я насчитал десятка полтора. Родители, не знавшие, как их развлечь, предлагали то сходить водички попить (ее раздавали бесплатно в одноразовых стаканчиках), то туалет поискать, то бабочек половить…

Подростки же коротали время, тыкая кнопки в телефоне либо листая брошюрку с вакансиями.

– Пап, а что, правда, 100 тысяч можно заработать? – спросил стоявший рядом со мной паренек.

– Позвони да узнай. Телефон же указан, – ответил отец.

Тот несколько раз набирал номер, но никто так и не ответил. С одной стороны, логично (выходной день), а с другой, если очень сотрудники нужны, могли бы и оставить дежурного.

Позже брошюрку отдали младшему сыну, который сначала бил ею муравьев, потом стал читать список льгот и предлагаемых профессий.

– Ну что, выбрал, кем хочешь стать?

– Я летчиком хочу…

– Нет тут летчиков!

День выдался жарким, навесов для стоящих в очереди предусмотрено не было, так что оставалось лишь терпеть, потихоньку двигаясь вперед. Впрочем, некоторые хотели не потихоньку.

– Пошли, Света! Почему мы должны стоять? Мы же ветераны завода! – не выдержав, сказал пожилой мужчина.

Очередь нахмурилась, но ругаться с заслуженным автостроителем не стала.

Пешком по живому коридору

Наконец, подошел и наш черед отправиться на экскурсию по территории завода. Тут стала понятна причина, по которой очередь двигалась очень медленно. Дело в том, что в автобус помещается человек 50-60, однако отходили они заполненными примерно наполовину, поскольку все непременно хотели занять сидячие места.

Подход эгоистический, ведь знают же, что сзади несколько тысяч человек мучаются от жары, но всё равно ждут, когда пустой автобус подъедет, чтобы получить максимум комфорта. При этом поездка занимает менее 10 минут: нас сначала провезли мимо трека, потом рядом с корпусом, где собирают «Гранту». Экскурсовода в салоне не было, аудиогид тоже не включили, так что создавалось впечатление, что мы едем на обычном рейсовом автобусе.

Первая остановка – возле корпуса сварки кузовов «Весты». Здесь всем экскурсантам раздали защитные кепки и очки, разрешив пройтись метров 200-300 по цеху. Повсюду стояли люди, выполнявшие функцию живого ограждения. Видимо, таковы требования безопасности, хотя вряд ли кто-то из экскурсантов захотел бы подойти ближе к сварочным аппаратам.

автоваз люди в кепках и очках сварочное производство день открытых дверей

Лично мне было некомфортно, ведь идти пришлось через коридор из людей, ловя на себе их разные взгляды: приветливые, безразличные, осуждающие (чего вам дома не сидится?), подозрительные, насмешливые (тоже мне, зоопарк нашли!) и так далее.

Потом снова посадка в автобус и двухминутная поездка до 4-й вставки главного конвейера. Ну, а дальше пешком вдоль линии, где делают «Весту», но опять же под пристальными взглядами людей, следящих за соблюдением правил.

– Ну, совсем погулять не даете! – возмутилась шедшая впереди меня женщина. – Шаг вправо, шаг влево – побег!

Ответили ей оригинально:

– Вот устраивайтесь на завод и гуляйте сколько хотите!

день открытых дверей автоваз конвейер

Роботы и молоток

Процесс сборки «Весты» частично автоматизирован (один раз даже робот мимо на колесиках проехал), однако без старых проверенных методов всё равно не обходится. К примеру, когда мы шли по конвейеру, случилась какая-то заминка и производство на пару минут остановилось.

Прибежали человек десять, часть из которых нажимали кнопки, пытаясь запустить процесс с помощью электроники, другие стали звонить по телефону, а один из специалистов взял молоток с резиновой головкой и вскоре всё починил. Среди экскурсантов раздались робкие аплодисменты…

Примерно через полчаса после начала экскурсии я уже вышел с территории завода. Некоторые еще фотографировались рядом с выставленными на улице пожарными машинами и погрузчиками, однако факт остается фактом: в очереди потратили примерно в два-три раза времени больше, чем потом на территории ВАЗа.

Эта самая очередь к тому времени выросла до неприличных размеров, а хвост ее почти достигал вазовской высотки. Те, кого она пугала, меняли планы, отправляясь к фуд-корту, где покупали хот-доги по 180-250 рублей, картофель фри и наггетсы по 150 или мороженое по 65. В общем, тысячи полторы на семью точно выходило.

Неподалеку организовали выставку автомобилей, среди которых были не только вазовские. Например, многие люди желали сфотографироваться рядом со знаменитыми моделями горьковского автозавода: «ЗИМом» (выпуск периода с 1948 по 1960 год) и «Чайкой» (1977-1988).

Для детей были организованы различные бесплатные развлечения (батуты, лазертаг, катание на машинках), а на сооруженной поблизости сцене готовились к церемонии открытия праздника. Вскоре прибыл губернатор Вячеслав Федорищев, которого встречала вазовская делегация во главе с президентом Максимом Соколовым.

Мэр Николай Ренц тоже присутствовал, но стоял в стороне, периодически фотографируясь с подходившими к нему тольяттинцами. В момент снимка он начинал широко улыбаться, а потом снова становился умеренно серьезным, поглядывая в сторону главы региона.

в музее автоваза посетители

Губернатор поздоровался дважды

Официальная часть началась с выступления танцоров, потом ведущий пригласил на сцену временно исполняющего обязанности главы региона.

– Тольятти, привет! – сказал он.

Толпа отреагировала как-то вяло, после чего Вячеслав Федорищев, как настоящий шоумен, повторил:

– Тольятти, привет!

После этого раздались более активные аплодисменты, так что в третий раз здороваться глава региона не стал, перейдя к поздравлениям:

– Это праздник не только предприятия, но и всего региона, ведь АВТОВАЗ 58 лет назад определил судьбу отечественной автомобильной промышленности. Мы любим его продукцию, сами ездим на машинах, выпущенных в Тольятти. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что предприятие является центром развития города и центром притяжения. Желаю вам всем здоровья, счастья, любви и добра!

Среди сопровождавших Вячеслава Федорищева мы заметили самарских фотографов, которые приезжали к нам сначала с Николаем Меркушкиным, потом с Дмитрием Азаровым… Тут же было несколько человек с рациями в штатском, ну и, конечно, местные телевизионщики, которым, помимо прочего, выдали наушники и микрофоны, как у охранников в американских фильмах.

– Можно уверенно сказать, что сложные времена пройдены, – позже подчеркнул исполняющий обязанности губернатора. – Коллектив сильный, сформированный людьми, не пожалевшими личного терпения, внимания, опыта и знаний. Теперь только вперед!

Организаторы воспользовались приездом столь высокого гостя, чтобы наградить наиболее значимых представителей ВАЗа. Начали с вице-президента по персоналу и социальной политике Дмитрия Михаленко (он удостоился почетного знака губернатора «За труд во благо земли Самарской»), ну, а потом и до тех, кто пониже рангом, очередь дошла.

Добавим, что несколько часов спустя на эту же сцену поднялся Игорь Корнелюк. Он напомнил зрителям, что на четыре года старше завода, отметив, что возраст его совсем не печалит.

– Выпускайте как можно больше замечательных автомобилей, – пожелал певец вазовцам.

Наверняка к этому поздравлению готова присоединиться вся страна, но добавив к нему еще пару слов: «желательно недорогих»…

Федор Жуков, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 28 (1514) 26.07.24
Номер свидетельства ПИ № 7-2362 от 30.10.2003