Мы первые поехали: о культуре и велокочевниках

жители на велосипедах
фото: "ВелоТольятти"

В рамках открытого лектория краеведческого музея «Город. Инструкция по применению» состоялась лекция «Место народной культуры в современном городе».

Ее прочитал Владислав Радьков, обозначивший себя музыкантом и исследователем. Ранее он трудился, как мне известно, специалистом одного из департаментов городской администрации, заместителем директора филармонии. По-видимому, состоит в клубе «ВелоТольятти», который, как оказалось, тоже имеет отношение к народной культуре.

Ее отголоски, по мнению лектора, очевидны, по крайней мере, были очевидны в деревянных пеньках на Центральной площади, которые со временем куда-то исчезли. А вот бродячие собаки, переходящие проезжую часть на зеленый сигнал светофора, это уже проявление современности:

– Культура – адаптация организма к меняющимся условиям среды.

Мы, конечно, тоже адаптируемся, но от среды по-прежнему зависим. На нас влияет погода: когда солнечная, нам радостно, когда дождь – грустно. Хотя мы живем в комфортных домах с искусственным климатом и освещением.

Поскольку речь шла о нашем городе и чуть шире – о нашем крае, упомянуты были калмыки, которых не удалось адаптировать к меняющимся условиям среды, заставить жить оседло, хлебопашествовать и исповедовать православие. Кстати, не так давно обнаружила информацию, что почти половина жителей республики Калмыкия до сих пор кочуют, материал сопровождался фотографией кибитки на фоне небоскреба.

А вот примером осознанного взаимодействия со средой лектор назвал посадку лесов. Впрочем, только две недели назад на своей лекции в музее замдиректора института экологии Станислав Саксонов просветил: эта посадка ведется, увы, технологически неправильно. Но хотим добра, тем не менее…

– Народная культура – сформировавшаяся в итоге устойчивого бытования большой группы людей в среде с определенными условиями, – продолжил тему Владислав, попутно уточнив, что существуют еще массовая культура и элитарная.

Как выяснил опрос, жители Комсомольского и Центрального районов намного в большей степени тяготеют к народной культуре. Автозаводчане, как, собственно, от них уже и привыкли ожидать, более склонны к массовой. Обидно. Но вы же знаете анекдот на тему, что такое статистика…

Несколько неожиданным в лекции стал концертный номер. Священник, выпускник нижегородской консерватории Михаил Желтиков исполнил старинную песню под собственный аккомпанемент на удивительном инструменте. Внешне он напоминает огромную скрипку с коротким грифом и ручкой, как у шарманки.

– Это колесная лира, а не гитара, – пояснил исполнитель, добавив, что исполнение народных песен на духовные темы – тоже народная традиция.

колесная лира
фото: Тольяттинская филармония

Песня звучала несколько заунывно на слух, привыкший к современным ритмам, и представляла собой некий диалог с «грешным человече». Этого лирического героя спрашивали: мол, что тебе надобно, злата-серебра? А грешный человече отвечал: нет, только покаяния.

Исполнители подобных песен, по словам Желтикова, ходили по стране со своим репертуаром до 30-х годов прошлого века, пока их гастроли не пресекла советская власть.

Лектор же привел слушателям две системы человеческих ценностей. Одна западная – пирамида Маслоу, вторая – восточная с ее схемой чакр или духовных центров. Внизу той и другой находятся примитивные физические потребности человека, сверху – духовные. Что и отражено в тематике песни.

– И этим мы не отличаемся от тех, кто жил в русской избе, макет которой вы можете увидеть в экспозиции этого музея.

макет избы в краеведческом музее
фото: Тольяттинский краеведческий музей

На территории нашей Самарской Луки, как уже все знают, за тысячелетие перебывало множество разных культур. Прикочевали финно-угры, жили оседло, потом ушли, теснимые кочевниками. Прикочевали бывшие оседлые болгары и снова стали оседлыми, потом пришли чингизиды, всё разрушили. Потом русские с запада тоже вроде как прикочевали и осели на века.

Еще и лагерная культура, как считает Радьков, малость наслоилась в середине прошлого века:

– У нас культура сволочная. От слова «сволочь», это то, что стащили с разных мест, сволочили… Или экспериментальная?

Образность лекции очень понравилась. Например, лектор задал вопрос:

– Наша культура должна существовать как мозаика или как домна?

В мозаике каждая часть существует обособленно, но всё вместе, согласитесь, смотрится великолепно. Если сделано талантливо. В домне всё переплавляется в единую массу. Кому что предпочтительнее. Мне как-то мозаика…

А вот артобъект перед фасадом краеведческого музея, созданный в 80-е годы, представляет что-то вроде такой мозаики. В нем соединены шестеренка от печи для обжига цемента, лопасть гидротурбины и ковш экскаватора, вынувшего первый кубометр грунта под строительство АВТОВАЗа.

– Здесь три части истории города. Но не только. Обратите внимание, тут и символ ГУЛАГа имеется – цепи!

артобъект возле краеведческого музея

Лектор добросовестно перечислил сохранившиеся и утерянные отголоски народной культуры в современности. Даже свой костюм прокомментировал, в котором традиционной условно можно считать только рубашку. Не сохраняются древние и важные традиции зонирования, к сожалению:

– Даже в филармонии нет детской зоны.

В древней русской избе роль каждого уголка была строго определена: тут вам бабий кут, а тут красный угол. А зато ведь на жилом здании по улице Лесной строители изобразили красным кирпичом меандры. Каким боком у нас тут древнегреческая культура? Ну, зато красиво…

Незаметно лектор перешел к велотольяттинцам, сохраняющим, оказывается, кочевую культуру. Они не привязываются к одному месту, восприимчивы к новшествам и… несколько отстранены, если не сказать, высокомерны к оседлым жителям. Самарцы сумели выразить неясную, но правильную версию самоидентификации надписью на заборе возле железнодорожного вокзала: «Мы первые поехали».

– В этой фразе – и гордость, и самоирония. Над собой, над тенденцией увеличения пафоса и уменьшения права на простую человеческую ошибку. Над темой моей сегодняшней лекции – тоже…

Не знаю, нужно ли объяснять, дополняя Радькова. «Поехали!» – историческая фраза Гагарина, полетевшего в космос на ракете, созданной в Куйбышеве. Но это не единственная трактовка. Именно в наших краях, между Волгой и Уралом, была изобретена колесница. Так что мы первые поехали, тут и спору нет.

– Народная культура не умирает никогда, как бы нам этого ни хотелось, – резюмировал лектор. – Наша задача – вывести ее на уровень осознанности и качества…

Слушала и размышляла

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»