Мы память храним

жители города шествуют в Бессмертном полку

С каждым годом все больше тольяттинцев празднуют День Победы маршем в Бессмертном полку.

Все меньше среди нас ветеранов, все меньше у нас возможности поздравить их с праздником лично. И тем больше набирает силу движение «Бессмертный полк», вступить в ряды которого может каждый. В 2022 году в шествии в Тольятти приняли участие более 10 тыс. горожан. Всего в Самарской области, по данным регионального правительства, по улицам городов и сел с портретами ветеранов прошли более 170 тыс. человек. После двух лет «карантина» на этот раз тольяттинцы участвовали в акции как очно, пройдя по улице Юбилейной, так и виртуально.

Празднуем семьями

Тысячи и тысячи тольяттинцев прошлись по Юбилейной, держа в руках таблички с именами и портретами своих предков, родственников, близких. Кто-то с девяти утра искал свое место в колоннах организаций и предприятий, другие участники едва успели влиться в хвост шествия по ходу его движения. Шли целыми семьями из разных поколений: бабушки и дедушки с детьми и внуками. Люди кричали «ура!», слушали и пели военные песни, рассказывали своим детям и внукам о войне. Чтобы поняли, хотя бы в общих чертах, смысл происходящего… И казалось, что даже малыши на марше не капризничали. О подробностях семейного вклада в Победу они узнают потом, от родителей, бабушек и дедушек, которые в большинстве случаев тоже уже не застали войну, но им рассказали их мамы-папы. Послушали и мы.

Тольяттинка Наталья шла с двумя фото. На одном – ее дед Николай Арсеньевич Горожанкин 1913 года рождения.

«Он в ряды Советской армии попал еще в 1935 году и сначала под Ханхил-Голом воевал. Затем вместе с Дальневосточным фронтом они защищали Смоленск, там он первое ранение в грудь получил. Потом под Курском продолжил воевать, был ранен во второй раз – в колено – и отправлен на Дальний Восток. Там дед прошел лечение и продолжил исполнять свой воинский долг. Закончил войну на 38-й параллели, в Северной Корее, только в 1946 году. Потом лишь вернулся домой. Он родился в селе Поповка Бавлинского района в Татарии, туда же вернулся. Там бабушка его наша ждала и семеро детей. Они прожили долгую и счастливую жизнь. Мы его застали и очень хорошо помним», – рассказала журналисту «ПС» Наталья.

На втором ее фото – Лемик Василий Сергеевич. «Это папа моего мужа, он тоже воевал, погиб. Письма остались, хранятся в семье мужа в Ульяновской области. Вот такая история», – не скрывая волнения, поведала тольяттинка.

Надо помнить

Фаина Захарова шагала в строю Бессмертного полка с портретами родителей. «Агапов Виталий Васильевич и София Александровна – это мои папа и мама. Папа мне хоть и не родной, но замечательный человек был, воевал в Дунайской флотилии. А мама на Карельском фронте получила ранение. Девочке 18 лет было, она окопы рыла. Увидев самолет, выбежала из окопа и замахала руками: «Наши! Наши!» – так и попала под обстрел. Потом в госпитале лежала. Мама не могла смотреть фильм «…А зори здесь тихие», ведь именно в этих местах она была ранена в голову. В последние годы мы забрали ее в Тольятти, здесь она и похоронена», – завершила свой короткий, но такой емкий рассказ Фаина Николаевна.

Многие участники шествия с гордостью делились своими семейными историями. Практически в каждом доме на фронт ушли все мужчины, от вчерашних школьников до стариков. Так, по словам Карины Корж, дядя ее бабушки Шаргатов Василий Макарович ушел на войну, когда ему было уже сорок с лишним лет.

– Лишь в интернете, на сайте, где можно узнать про тех, кто служил, я нашла, что он умер от ран и туберкулеза в госпитале еще в начале войны. А бабушкин двоюродный брат Яковлев Семен Яковлевич ушел на войну, когда ему было приблизительно 29 лет. У него уже были дети. Он служил связистом; в июне 1944-го его жене пришло известие, что он без вести пропал. Но потом то ли в войну, то ли после ей написал его сослуживец, что якобы он видел, как Семена убили. Он ведь был связистом и во время боя погиб прямо на столбе. Никто не знает, где он похоронен: там боевые действия шли, он так и значится как пропавший без вести. А бабуля у меня – Бояршина Тамара Васильевна – труженик тыла, 1930 года рождения была. Когда началась война, ей шел одиннадцатый год. Жила она в небольшой деревне в Ивановской области. Естественно, мужчин призвали на войну, а женщины шли работать в колхоз, все на благо родины. И она, девчонка, пошла работать в ясли, таскала бидоны с супами, с молоком, ухаживала за маленькими детьми. Вот она мне все это рассказывала – и как началась война, и как закончилась. Была среда, детей привели рано утром в ясельки, у нее там была группа до двух лет. Привели, а где-то после десяти часов уже стали забирать. Одна пришла женщина – забрала ребенка, вторая пришла… А когда пришла третья, уже, естественно, стали спрашивать: «Что такое, почему непорядок?» А там, на улице, уже все и плачут, и радуются – говорят, что война закончилась.

От таких историй щемит сердце. И очень хочется, чтобы, как завещали наши бабушки и дедушки, никогда не было войны!

Справка

«Бессмертный полк» – общенародная акция, которая проводится в России и некоторых странах ближнего и дальнего зарубежья, чтобы увековечить память об участниках и жертвах Великой Отечественной войны. Впервые эта акция прошла 9 мая 2012 года в Томске по инициативе местных журналистов, а в 2013 году стала всероссийской. Из-за пандемии коронавируса последние два года мероприятие проводилось онлайн. В этот раз шествия прошли в 88 странах.

Факт

Более 12 млн человек приняли участие в акции «Бессмертный полк» в России. Для сравнения: в 2019 году, когда шествие в последний раз проводилась в очном формате, на марш вышли около 10 млн россиян.

Елена Кочева, газета «Площадь Свободы»