Нагрузка на учителей растет с каждым годом, нехватка кадров становится всё острее, а молодые педагоги не спешат идти работать в школы. И это далеко не все проблемы сферы образования. А главное – тенденции к улучшению ситуации нет и близко: сухая статистика кричит о хрупкости нынешней системы, которая сеет разумное, доброе и вечное в совершенно критических условиях.
Мы их теряем!
Согласно открытым источникам, в 2024-25 учебном году в школах России работало 1,13 млн учителей. Несмотря на некоторые разногласия в цифрах, многие статистические исследования сходятся в одном – с каждым годом количество педагогов в школах становится всё меньше. Так, годом ранее в школах работало 1,14 млн человек. А ведь еще, к примеру, в 2000 году количество учителей насчитывалось в 1,363 млн.
Исследовательская платформа «Если быть точным» сообщает, что больше всех «потерялось» учителей второго иностранного языка: с 2016 года число преподавателей французского уменьшилось с 3 до 1,7 тысячи, а немецкого – с 12,6 до 7,3 тысячи.
Если брать не конкретные предметы, а территориальный признак, то больше всего сокращается количество сельских учителей. Если городские учителя каждый год теряют по 0,1–0,2%, то в сельской местности ежегодные потери педагогов составляют почти 2%.
Не молодеют
Помимо сокращения количества педработников, неизбежно повышается их средний возраст. Так, доля учителей моложе 35 лет не растет, который год оставаясь на уровне 23%. А вот процент педагогов старше 60 лет только увеличивается. По данным «Если быть точным», если в 2016 году учителей старше 60 лет было 11% от общего числа, то в 2024 году их стало уже 17%.
Причина банальна и очевидна: нагрузка и система работы сферы образования далеки от той оплаты труда, что предлагают педагогу. Молодежь не хочет тратить время и силы, чтобы прийти в школу за суммой, которую, не напрягаясь и вовсе не учась, можно заработать в точке выдачи товаров.
Еще в 2024 году исследование профсоюза «Учитель» выяснило, что 60% учителей до 30 лет хотели бы сменить место работы. Еще 50% пожелали поменять место работы в возрастной группе от 30 до 50 лет.
Выгорают
Пока количество учителей сокращается, нагрузка на оставшихся увеличивается. Если в 2016 году в среднем по России у школьного учителя было 1,3 ставки, то в 2024 году уже было 1,45.
При этом, несмотря на демографические проблемы, количество детей с каждым годом… растет. Дело не в каком-то переселенческом буме. Всё дело в любимой чиновниками оптимизации: школы закрывают тысячами, а дети распределяются по оставшимся. Печальный тому пример – школа в Федоровке, после закрытия которой сотня детей буквально обрушилась на соседние учебные заведения.
В итоге сегодня на одного учителя приходится уже 19 учеников, тогда как в 2016 году было 16 учеников. А среднее количество детей в классе – в городе 27 и 13 в селах. Нередки случаи, когда классы переполнены: в Тюмени в сентябре 2024 года набрали классы по 40 детей. В этот же учебный год почти по всей стране 3 млн школьников учились во вторую смену, увеличивая рабочий день многих учителей.
Отдельно стоит упомянуть нагрузку учителей профильных предметов.
На учителя русского языка и литературы в прошлом году пришлось 97 учеников, тогда как в 2016 было только 81. Сложнее всего с учителями математики – 124 ученика против 102 в 2016 году.
И это только ведение уроков.
Помимо этого, учителям чиновники в нагрузку накидывают всё больше и больше задач, явно не по статусу педагога: проведение внеклассных мероприятий, общение с родителями и даже профилактику кибербуллинга.
Учитывая зарплаты учителей, совсем неудивительно, что с таким темпом работы педагогов больше не становится.
Беднеют?
В первом полугодии 2024 года средняя оплата труда учителя по стране составила 71 тысячу рублей. Но это, как говорится, «средняя температура по больнице». В зависимости от региона уровень зарплат очень разный. Так, официальные данные сообщают о средней оплате труда, к примеру, в Магаданской области в 160–190 тысяч рублей и 144 тысяч в Москве. При этом эти же источники рассказывают о 30–40 тысячах в некоторых регионах.
Но в реальности ситуация может быть куда хуже.
Информационно-аналитическая система «Индикаторы образования» НИУ ВШЭ поделилась своими данными, сообщив, что реальная заработная плата в общеобразовательных организациях с 2020 года имела тенденцию к снижению. Опрос учителей системы «Индикаторы образования» только укрепляет эти данные: почти 70% опрошенных учителей отметили сокращение возможности путешествий, а почти 57% пожаловались на трудности с приобретением необходимых бытовых вещей, одежды, продуктов питания. Инфляцию-то никто не отменял.
Как снежный ком
По закону на внеурочную работу учителям отводится 18 часов. Но по факту работать вне уроков педагогам в некоторых случаях приходится в три раза больше. Помимо проверки домашних заданий и подготовки к следующим урокам, учитель может тратить до 20 часов своего времени на разного рода бюрократические задачи. К примеру, составление протоколов родительских собраний или инструктажей по технике безопасности.
Ясно одно: пока всё держится на титанических плечах оставшихся учителей. Учителей, которые, как в том выражении, «и жнец, и швец, и на дуде игрец». Но и у них есть предел, заступив за который, вся система рухнет как карточный домик. Причем процесс уже запущен. Как уже было сказано выше, с каждым годом нагрузка на учителей становится больше. А чем больше нагрузка, тем больше педагогов банально не выдерживают. И так по кругу.
Александр Осипов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 03.10.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022