Музей УФСБ по Самарской области: рассекреченные материалы

Новости Тольятти augustnews.ru

Вы не найдете его в списке музеев Самарской области. Строго говоря, это не музей, а «кабинет истории». Непростой истории нашего государства. И вот так с улицы в него не попасть.
Первое официальное открытие Музея истории УФСБ России по Самарской области состоялось 23 февраля 1979 года. В 2010-м Управление переехало в новое здание на ул. Пионерской, 24, и музей приобрел новый адрес, сохранив все прежние функции. Здесь при участии ветеранов принимают присягу молодые сотрудники, вручаются удостоверения и награды, проводятся семинарские занятия по подготовке кадров и кандидатов на службу в органы госбезопасности. Ежегодно музей посещают до 700 человек: представители различных организаций, учебных заведений, подростковых центров. Заполнены уже две толстых книги с благодарственными отзывами.
Экскурсии и допуск – строго по предварительной договоренности.

Разрушить стереотипы

Ответственный за экспозицию – Сергей Хумарьян, почетный сотрудник ФСБ, полковник. До выхода в отставку занимал должность начальника одного из отделов Управления КГБ по Куйбышевской области. В музее работает с 1997 года.

– Экскурсии бывают примерно два раза в неделю, – говорит Сергей Георгиевич. – Мы сотрудничаем с социально-реабилитационным центром «Подросток», приобщаем ребят к патриотическому воспитанию. Для маленьких главное – пистолетики, а у нас здесь серьезные материалы. Поэтому работаем со старшеклассниками.

Десять школьников из СРЦ «Подросток» с руководителем группы Виталием Шишкиным раздеваются у входа в зал. Ведут себя смирно. На них явно произвела впечатление строгая пропускная система.

– Вы, молодое поколение, не очень представляете, куда пришли, – говорит Сергей Георгиевич. – А если и представляете, то часто, к сожалению, на основе недоброкачественных материалов из несерьезных СМИ. Где показывают довольно неумных сотрудников спецслужб, которые пьют без закуски и развлекаются с девицами, зато метко стреляют… Моя задача в том, чтобы вы, придя сюда с одним представлением, ушли бы с другим.

– Есть безопасность дорожного движения пожарная, финансовая, – продолжает Хумарьян. – И есть еще одна всеобъемлющая сфера – государственная безопасность. О ее интересах заботится специальная служба, в данном случае контрразведка. Наша задача – противодействовать разведчикам иностранных государств, которые пытаются выведать важную информацию и нанести ущерб нашей стране.

Два Хумарьяна

Перед тем, как приступить к осмотру, Сергей Хумарьян предлагает вниманию экскурсантов небольшой документальный фильм «Календарь безопасности за февраль», повествующий о событиях, которые «имеют значение для нашей службы».

Экран оживает: «2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская операция полным разгромом немецкой армии… Большой вклад внесли и куйбышевские контрразведчики. С начала 42-го года ими проводилась операция под кодовым названием «Кустарник» – радиоигра, в ходе которой с берегов Волги в штаб немецкой военной разведки шла правдивая… дезинформация».

Сергей Георгиевич слушает в своем углу, опершись на указку, как на трость. А второй Хумарьян, на экране, говорит раздумчиво и без пафоса: «Органы государственной безопасности являются составной и неотъемлемой частью вооруженных сил нашей страны. Поэтому праздник 23 февраля по праву отмечается нами. Я поздравляю всех своих товарищей, всех сотрудников и ветеранов нашего управления!»

Подростки реагируют по-разному. Сказать, что ловят каждое слово, было бы сильным преувеличением. Но на некоторых лицах видно осмысленное внимание.

Народный артист СССР Игорь Горбачев при подготовке к главной роли в фильме «Операция Трест» пользовался собранными в музее материалами. «Он высказал интересную мысль, что продолжение традиций, – а музей должен продолжать традиции, – это не сохранение пепла, а поддержание огня! – говорит Хумарьян на экране. – По этому принципу мы и стараемся строить работу. Музей – это живой организм, который отражает ход нашей истории, не только прошлое, но и настоящее, которое потом станет прошлым. Это помогает предупредить будущее».

фото: “Самарские известия”

Игры всерьез

Вход в главный зал украшают две цитаты. Первая: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оную есть постыдное малодушие. Александр Пушкин».

Вторая – древняя библейская мудрость: «Чтобы покорить народ, не нужно прибегать к оружию. Достаточно получить возможность воспитывать его детей».

– И тогда тихо, без выстрелов, – продолжает Сергей Георгиевич, – подрастут люди, которые не будут гордиться своими предками, а станут помогать врагам…

Похоже на самый обычный музейный зал – со стеклянными витринами и ковровыми дорожками. Тематические стенды посвящены различным историческим этапам региональных органов госбезопасности, с момента их создания и до конца прошлого века.

По словам Сергея Хумарьяна, «если внимательно знакомиться, не хватит и недели». Поэтому он предлагает посвятить эту встречу Великой Отечественной войне и вкладу самарских чекистов в Победу. 147 из них погибли на фронте. Пятеро удостоены звания Героя Советского Союза.

Сергей Георгиевич собирает юное поколение у карты СССР:

– В городах по границам Союза еще до начала войны располагались немецкие разведовательно-диверсионные школы. Их выпускников десантировали на нашу территорию с воздуха или тайно подвозили к берегам на подводных лодках. Эта агентура должна была затаиться и наметить мишени – военные объекты, заводы, электростанции, железные дороги… Кроме того, в их задачу входило знакомиться с нужными людьми, пытаться привлечь их на свою сторону. А наша контрразведка должна была противостоять. И успешно справлялась.
Подростки слушают в почтительной тишине. Лишь простуженный паренек громко шмыгает носом.

– Когда Куйбышев стал запасной столицей, – продолжает Хумарьян, – к нам эвакуировались не только заводы, но и диппредставительства. А это уже наша работа. С XVIII века и по сей день в каждом посольстве сидит разведывательная резидентура. Посольствам надо было предоставить помещение, разместить, обустроить. Но мы всегда помнили, что внутри – разведчики этой страны.

Во время войны на территории Куйбышевской области высадились 14 диверсионных групп. Все они были выявлены, обезврежены и преданы суду. Ни одна не смогла выполнить боевого задания. Кроме того, спецслужбы активно перевербовывали наших пленных. Как подтвердил Сергей Георгиевич, «врагам передавалась часть правды, часть неправды, но такая неправда, которая сильно мешала бы планам немцев». Это называется радиоигра. И такие радиоигры проводились во всех крупных городах страны. Не «Спокойной ночи, малыши» и не «Радионяня», а жизненно важные… Игры всерьез.

– Здесь, на Волге, сломали хребет Гитлеру, – говорит Сергей Георгиевич. – Немцы не смогли оправиться после Сталинградской битвы. И дело пошло к Победе.

Завет Петра Первого

Очень важный раздел музея – тот, что посвящен космосу и контрразведке. По словам Хумарьяна, «космические заводы всегда являлись объектом первоочередных разведывательных устремлений иностранных держав».

У стенда «Вечная память» Сергей Георгиевич призывает молодежь к тишине:

– Это место для нас святое. Эти люди выполнили завет царя Петра Первого: «Кто знамени присягнул единожды, у оного до смерти стоять должен». Вот они и стояли… до смерти. Ребята, я подробно знаю о каждом из них, но это был бы долгий рассказ…

Два последних стенда посвящены шефской работе с детским домом №1 им. Фролова и со средней школой в селе Кабановка Кинель-Черкасского района.

– А сейчас вы можете сами ознакомиться с музеем, – говорит Сергей Георгиевич. – Просьба: секретные материалы со стендов не выдирать!

В углу стоит небольшой круглый аппарат. На корпусе надпись: «Внимание! Опасно для жизни!» Разумеется, подростки не могут пройти мимо. Начинают гадать: что это – бомба?.. Оказывается, шарик – то, что в народе называется «спутник-шпион»: разведывательный аппарат, предназначенный для наблюдения Земли. С его помощью когда-то делались секретные фотографии.

Школьники рассаживаются в первой комнате для просмотра второго документального фильма – о том, как куйбышевские чекисты разоблачили карателя Сахно, участвовавшего в сожжении белорусской деревни Хатынь. Я ненадолго задерживаюсь в зале с фотоаппаратом.

– Все секретные материалы скопировали? – шутит хранитель музея.

А может быть, и не шутит. Бдительность не покидает Сергея Георгиевича ни на минуту.
На прощанье он говорит подросткам:

– Надеюсь, теперь у вас есть какое-то представление, кто такие чекисты, чем они занимаются, какова роль этих людей в сохранении государства. Это тяжелая, а иногда смертельно опасная работа.

газета “Самарские известия”