Мутная история про «Тойоту»

автомобиль тойота

Как всегда, с чего всё началось? У этой криминальной истории две отправные точки, связанные друг с другом, несмотря на географические особенности.

В феврале 2017 года на границе Свердловской области произошло ДТП, в результате чего почти новая черная «Тойота» оказалась разбитой до такой степени, что не подлежала восстановлению. Владелец ее продал за 290 тысяч, а потом с удивлением прочел на специализированном сайте, что бывшую «ласточку» реализуют по частям: рама, двери, КПП и так далее.

Через некоторое время черная «Тойота» с вин-кодом… разбитой на Урале иномарки появилась в Тольятти. Как потом установило следствие, кто-то похитил «японку», а чтобы ее легализовать, вварил чужой вин-код.

Вторая отправная точка находилась непосредственно в нашем городе. Она началась с прозы жизни – Максим Нуждин сильно нуждался (вот такая тавтология!) в деньгах. Вместе с приятелем он занимался ремонтом жилых и офисных помещений. В ковидное и кризисное время работа была не постоянной, а кормить семью и выплачивать кредит надо. Примерно тогда приятель и озвучил предложение «одного человека», что есть возможность неплохо заработать.

– Фролов не сказал, что именно придется делать. Просто спросил, можно ли дать ему мой номер телефона. Я кивнул. Через некоторое время мне позвонил мужчина, представившись Юрием. И предложил зарегистрировать на себя «Тойоту», оформить страховой полис по КАСКО, потом подождать год и инсценировать кражу иномарки. Естественно, заявить о похищении автомобиля, затем получить для него страховку. За всё про всё обещал заплатить 50 тысяч рублей. Я согласился, – рассказал в суде Нуждин.

Незнакомый мужчина через некоторое время попросил его подъехать к офису страховой компании на улице Свердлова. Нуждин подъехал, там уже стояли два черных автомобиля, в том числе люксовая «Тойота». К нему подошел мужчина, назвал себя Юрием, после этого специалист по страхованию осмотрел иномарку, сделал фотографии. Как потом вспомнил страховщик, мужчины в процессе осмотра машины старались не попасть в кадр.

– Я расписался в документах, которые мне дали. Через несколько дней Юрий велел приехать в МРЭО ГАИ на улицу Заставную. Там дал мне четыре тысячи рублей для оформления ОСАГО. Сотрудники отдела осмотрели машину и выписали на мое имя документы. Потом я уехал домой… на такси, – уточнил Нуждин.

– А вы ездили на «Тойоте»?

– Мне на несколько дней пригоняли ее, чтобы я освоился. Затем опять забрали.

Через полгода с неизвестного номера Максиму пришло сообщение, что «Тойота» стоит у него под окном: один ключ лежит на правом колесе, второй и документы – в салоне. А в подлокотнике Нуждин нашел 50 тысяч и понял, что настоящий владелец иномарки решил вдвое сократить срок «ожидания».

– В течение месяца я ездил на иномарке, чтобы камеры видеонаблюдения зафиксировали, кто именно находится за рулем. Затем с неизвестного номера пришло указание – во второй половине дня 21 февраля поехать в Самару и возле торгового центра оставить машину на определенном месте. Я так и сделал, но для подстраховки взял с собой друга, которому ничего такого не сказал. Просто предложил съездить в областной центр.

В торговом центре Нуждин был почти час, а когда вышел, иномарки уже не было. Он обратился в полицию, где его допросили в качестве потерпевшего, предупредив об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Через несколько дней Максима попросили приехать в страховую компанию и написать заявление о краже автомобиля и выплате денег.

Естественно, была изъята запись с видеокамеры на парковке. Но она мало что прояснила. Там видно, что мужчина в маске садится в иномарку, заводит ее и уезжает, затратив в общей сложности 7 минут.

Зато в ходе уголовного расследования выяснились интересные подробности. Согласно договора купли-продажи, предоставленного в МРЭО, «Тойота» приобретена за 240 тысяч, а по такому же договору, отданному страховой компании, машина стоит в 10 раз больше. Точнее, два миллиона рублей. На одних документах стояли подписи Нуждина, на других – неизвестного лица.

Кстати, у друга Нуждина, который ездил с ним в Самару, в какой-то момент закрались подозрения:

– У Максима никогда не было денег на такие дорогие иномарки. Никогда! И вдруг люксовая «Тойота». А потом эта кража. Что-то фальшивое было, ненастоящее. Я несколько раз его спрашивал, имеет ли он отношение к этому преступлению. Нуждин отвечал туманно: дескать, когда всё закончится, я объясню кое-что.

Нуждин был близок к цели, но без малого два миллиона в качестве страховки ему не выдали. Сначала по формальному признаку – не представил нужные документы, а точнее постановление о возбуждении уголовного дела, подтверждающего факт хищения иномарки. В полиции, где заподозрили неладное, заявили, что проводится проверка.

Затем уголовное дело возбудили, но по другим основаниям: покушение на мошенничество в сфере страхования и заведомо ложный донос. Тут уж не до выплат!

А теперь самое интересное. Знаете, кто такой Юрий? И у кого Нуждин якобы купил «Тойоту»? У семьи сотрудника ГАИ!

Юрий, допрошенный в качестве свидетеля, рассказал, что инспектором ГАИ работает с 2013 года, «Тойоту» для рыбалки и охоты захотел купить родной брат его бывшей жены. За сколько он ее приобрел, не знает, но иномарку оформили на бывшую супругу. «Тойота» не понравилась – тяжелая, решили ее продать. Всем занимался брат, которому Нуждин отдавал долг за машину частями.

Что касается Фролова, то свидетель сообщил, что знает его: тот делал ремонт в их доме – устанавливал окна.

Допросили, естественно, бывшую жену гаишника. Она сказала, что проживает с Юрием, водительских прав не имеет. Почему решили продать машину?

– Она мне не понравилась…

Что-то похожее рассказал и ее брат. А Фролов дополнил их показания своими. Суть: семью гаишников знаю, но они никогда не предлагали организовать кражу иномарки. Нуждин всё выдумал в отместку, что ему за работу на стройке он не выплатил 30 тысяч.

Если на «Тойоте» был вварен чужой вин-код, почему сотрудники МРЭО ГАИ при постановке машины на учет этого не заметили? Допросили тех, чьи подписи стоят в документах. Они в один голос заявили, что при осмотре иномарки ничего не вызвало подозрений, а Юрия знают как сотрудника ГАИ, но близко с ним не общались.

Кстати, иномарка сменила несколько владельцев и попала возле Хрящевки в ДТП. История очень мутная, потому что по документам владелец один, фактически – другой. А кто же первоначальный ее хозяин?

Оказалось, что тольяттинец ее купил в кредит, оформив страховку, а потерял через три года – поехал летом в Саратовскую область по делам и заночевал в гостинице Энгельса. Когда утром проснулся, иномарки уже не было. Страховая компания через определенное время ему возместила ущерб.

Суд Центрального района приговорил раскаявшегося Нуждина к двум годам условно. Не самое суровое наказание, и тем не менее. Черная «Тойота», хранившаяся все эти месяцы на самарской специализированной стоянке, передана собственнику – филиалу страховой компании.

А что же сотрудник ГАИ? Про него в обвинительном приговоре больше ничего не сказано. Зато я нашел информацию в соцсетях – соболезнования по поводу его кончины, поэтому не указываю фамилию. Причина смерти не называется, говорят, вроде бы сердце не выдержало: то ли стрессы повлияли, то ли еще что-то…

Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 14 (1449) 14.04.23