На днях в редакцию «Вольного города» пришло письмо от Валентины Дюковой, Татьяны Щаевой и Ларисы Поповой, которые обеспокоены перспективой строительства недалеко от «Тольяттиазота» мусороперерабатывающего полигона.
Жительницы поселка Поволжский просят газету вмешаться в сложившуюся ситуацию, поскольку соседство со свалкой ничего хорошего не сулит, а еще задаются вопросом: как вообще можно делать такой полигон в непосредственной близости от химического предприятия? Мы обратились за комментариями по этому поводу к главному специалисту по охране труда и окружающей среды ОАО «Тольяттиазот» Петру Кострову, причем наш разговор вышел далеко за рамки темы.
– К сожалению, это не слухи, а конкретные намерения, – сказал Петр Леонидович. – Компания «Эко ресурс», интересы которой в Тольятти представляет хорошо известный горожанам «Эковоз», хочет построить полигон по сбору и переработке отходов 4-го и 5-го классов.
– Где именно?
– На дороге от ТоАЗа к Поволжскому, совсем рядом с нашей газораспределительной станцией. Кроме того, настораживает, что располагаться он будет на границе третьего охранного пояса водозабора. Логично предположить, что дождь будет попадать на весь этот мусор, а потом загрязненная вода уйдет в водоносный слой, который находится под планируемым полигоном.
– Из него ТоАЗ получает воду для хозяйственных нужд?
– Не только. Эту воду пьют и применяют для приготовления пищи в заводских столовых… Еще один немаловажный момент: свалка будет располагаться в санитарно-защитной зоне «Тольяттиазота». Это не запрещено законом, однако границы зоны рассчитывались так, чтобы не было негативного влияния на близлежащие поселки – Поволжский, Васильевку и Зеленовку. С появлением полигона экологическая нагрузка возрастет. К примеру, проезжаешь тимофеевский перекресток – запах свалки чувствуется постоянно. Еще периодически там происходят возгорания, а по границе планируемой свалки проходит газопровод…
Не исключено, что для поддержания комфортной экологической обстановки после строительства полигона нас могут заставить рассчитать совместную санитарно-защитную зону.
Читайте: Примеси в атмосферном воздухе Тольятти: кто «душит» город?
– Это чревато дополнительными расходами?
– Естественно. Возникает вопрос, кто их будет нести. Но еще более важный момент: при расширении зоны в ее границах может оказаться Зеленовка, а это значит, что часть жителей придется переселять. Это чревато еще большими финансовыми затратами.
– Наверное, их должны нести владельцы мусорного полигона?
– По логике, конечно, ведь нагрузка на санитарно-защитную зону ТоАЗа увеличится из-за них. Но мы предполагаем, что владельцы полигона не возьмут на себя ни материальных, ни организационных затрат – именно по причине того, что это наша зона. Хотя можно избежать всех негативных последствий – просто уйти подальше от санитарной зоны и водозабора. У нас есть информация, что также будет построен путепровод для проезда большегрузного транспорта через газопровод ТоАЗа, который хоть и является резервным, но находится под давлением. Представляете, сколько машин в сутки там проедет, ведь мусор будут свозить со всего города, а также из Жигулевска. Зачем это нужно? Понятно, что территориально им удобен этот участок, но ведь можно немного дальше отодвинуться от водозабора и газопровода…
– Строительство еще не началось?
– Нет, хотя, насколько известно, участок уже выкуплен «Эковозом». Правда, государственная экспертиза (она может подтвердить опасения, которые я озвучил) пока не пройдена. Это довольно странно, поскольку обычно сначала проводится экспертиза. Проект мы пока тоже не видели, никаких публичных слушаний по этому поводу не проводилось.
– В областном правительстве знают об этой проблеме?
– Да. Вот в пятницу (3 февраля) едем в Самару на повторное совещание с участием министра экономического развития, вице-губернатора Александра Кобенко. То есть вместо того, чтобы сначала обсудить вопрос в узком кругу (с мэрией и представителями ТоАЗа), «Эковоз» сразу попытался применить административный ресурс. В частности, на первом же совещании было объявлено, что строительство этой свалки уже вошло в областную программу.
– Позиция «Тольяттиазота» понятна. Как думаете, удастся ее отстоять?
– Мы направили письма во все заинтересованные организации: Роспотребнадзор, Росприроднадзор, прокуратуру и губернскую думу с просьбой дать оценку правомерности размещения полигона в этом месте. Там мы написали, чем конкретно обеспокоены (газопровод, водозабор, санитарно-защитная зона, экологическая обстановка в ближайших населенных пунктах). Ответ от Росприроднадзора уже получили, он подтверждает, что документы для прохождения госэкспертизы «Эковозом» не представлялись. Мы ведь тоже заинтересованы в том, чтобы в Тольятти был такой полигон (сейчас отходы приходится в Самару возить), но он не должен оказывать негативное воздействие на воду, которую пьем все мы, а также на окрестные леса, которые, кстати, мы много лет восстанавливаем совместными усилиями всего города.
– Разрешите задать вам еще несколько вопросов, касающихся экологии и безопасности. «Тольяттиазот» – крупное химическое предприятие, которое уже много лет находится под пристальным вниманием общественности и различных проверяющих организаций. О серьезных нарушениях слышать не приходилось, однако все-таки спрошу: на каком уровне сейчас промышленная безопасность?
– Все производства постоянно контролируются Ростехнадзором, и я могу с уверенностью заявить, что город может спать спокойно. Никакой экологической угрозы со стороны «Тольяттиазота» нет. Существуют сроки проверки того или иного аппарата, трубопровода, в соответствии с которыми проводятся экспертизы, а полученные данные передаются в Ростехнадзор, где дают добро на продление срока эксплуатации. Что касается экологии, то здесь также ведется постоянный контроль – со стороны Росприроднадзора.
– Периодически жители Центрального и Комсомольского районов чувствуют в воздухе неприятные запахи и начинают гадать: какое же из многочисленных предприятий стало его источником? Потом делятся мнениями в соцсетях, причем некоторые упоминают именно «Тольяттиазот»…
– Бывало даже, что из Нового города поступали жалобы в Роспотребнадзор на то, что человек открыл форточку и вдохнул запах аммиака с «Тольяттиазота». Непосвященные в тему люди могут и поверить, хотя лично у меня подобное вызывает улыбку. До города с ТоАЗа ничего просто не «додувает». Завод ведь стоит в 30 километрах от города, в отличие от других предприятий, и строился с учетом розы ветров, так что негативное воздействие на окружающую среду минимизировано. Наверняка многие знают, что запах аммиака схож с нашатырем. В городе же пахнет органикой, которой на нашем заводе просто нет.
– В свое время многочисленные претензии к «Тольяттиазоту» высказывала так называемая общественная организация «Зеленый патруль». А потом вдруг всё стихло, как будто выполнили чей-то заказ (ощущение было именно таким) и успокоились…
– Я представителей этой организации называл не иначе как «экокиллерами». Они называли себя профессионалами, но заключения делали более чем странные. Нашли мусор в карьере неподалеку от завода – и сразу же пишут заключение, что это отходы первого уровня опасности, которые складировал «Тольяттиазот». Привлекали даже лабораторию МВД, однако добиться желаемого результата не смогли. Зато серьезные технологические аварии на крупных предприятиях в других регионах, по мнению этих «экологов», не представляли угрозы ни для природы, ни для людей. Это странно, не находите?
– Какова ситуация с очистными сооружениями «Тольяттиазота»?
– На заводе второй год подряд реализуется проект реконструкции очистных сооружений, в рамках которого закупается новое оборудование, что улучшает качество стоков. Уже опробована пилотная установка, протестирована технология очистки, идет расчет технико-экономического обоснования проекта. Основная работа запланирована на текущий год. Она важна не только для завода, но и для жителей Комсомольского района: бытовые стоки из их домов поступают на наши очистные сооружения. Целью реконструкции является улучшение качества воды – за последние годы качество именно бытовых стоков значительно ухудшилось: состав стал сложнее, а агрессивность ингредиентов – более значительной.
Сейчас ведь много разной химии используется для мытья посуды, автомобилей. В сточной воде, поступающей в городскую канализацию, можно обнаружить металлы, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества и фосфаты. И всё это без каких-то предварительных очисток стекает к нам, поскольку очистные сооружения обслуживают весь Комсомольский район.
– Как вы знаете, 2017-й провозглашен Годом экологии. В связи с этим хочется спросить: какие проекты в сфере природоохранной деятельность планирует реализовать ТоАЗ?
– Для нас экология – один из приоритетов вне зависимости от конкретного года. ТоАЗ системно развивает это направление. На повышение экологичности производства, в том числе, направлена наша программа модернизации. За последние два года мы затратили на реализацию проектов по экологии и защите окружающей среды почти 600 млн руб. Помимо мероприятий на производстве, мы ежегодно проводим экологические акции с партнерами.
Сотрудничаем с Национальным парком «Самарская Лука», помогаем мэрии в ликвидации несанкционированных свалок, несколько раз в год выпускаем мальков в водохранилище. Уже традиционными стали экологические велопробеги и акции по восстановлении лесов. Есть также интересная мысль о создании собственного небольшого мусороперерабатывающего участка, где можно было бы спрессовывать собранную макулатуру, дробить куски бетона для их последующего использования, собирать пленку, стекло и так далее. Сейчас ведется проработка этого вопроса.
Беседовал Андрей Липов, «Вольный город», № 4 (1132) 03.02.17