Мусорная реформа: Можно ли что-то изменить

баки с мусором во дворе

Стало известно, что двое тольяттинских депутатов – Павел Турков, представляющий городскую думу, и Алексей Краснов из губернской – подали в суд иск к региональному министерству энергетики и ЖКХ. Они пытаются оспорить приказ № 1023 от 29 декабря прошлого года, касающийся установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов исходя из квадратных метров.

Известно, что первое заседание в областном суде должно состояться 24 апреля 2019 года, правда, спрогнозировать исход противостояния довольно сложно. То, что система начислений платы за вывоз мусора несовершенна – факт, однако перевод расчетов с квадратных метров на количество проживающих спровоцирует недовольство людей, которые из-за несовершенной социальной политики вынуждены жить большими (по пять-шесть человек) семьями в двух- или трехкомнатных квартирах. Чтобы были довольны все, нужно добиваться общего снижения тарифов либо оплаты по факту вывезенного мусора из каждого конкретного дома. Сейчас же мы спорим о головах и метрах, не задумываясь, что при любом из этих двух незамысловатых вариантов кормушка для регионального оператора будет наполняться.

Реакция областного министра энергетики и ЖКХ Сергея Маркова на этот иск пока неизвестна, а вот проявившие инициативу коммунисты молчать не собираются.

– Спешность областных властей запрыгнуть скорее в этот «мусорный вагон» породила больше вопросов и неудобств. Особенно для жителей сельских территорий, – прокомментировал ситуацию Павел Турков. – Причем у чиновников было два года на планомерную подготовку к запуску адекватной системы. В результате все было сделано наспех, в течение двух месяцев: в октябре провели конкурс на определение регионального оператора, а в январе уже запустили так называемую реформу.

Судя по комментариям в интернете, некоторые горожане считают иск коммунистов к министерству не иначе как попыткой лишний раз пропиариться, хотя многие другие солидарны с Красновым и Турковым. В числе последних и житель Центрального района Борис Кивилевич, который уже много лет борется (в том числе и на страницах «Вольного города») за справедливость в сфере ЖКХ.

– Насколько мне известно, в Тольятти никто не занимался замерами объемов накопления мусора на квадратный метр, – сказал Борис Кивович во время нашего очередного визита в среду утром. – Так откуда же они взяли эти 0,091 кубометра в год? Неужели просто нарисовали, сидя в кабинете? Хотелось бы получить объяснения по этому поводу. Инициативу Краснова и Туркова я поддерживаю и считаю, что на то время, пока идут судебные разбирательства, необходимо приостановить сбор денег с населения по новым тарифам и вернуться (хотя бы временно) к тем, которые действовали в Самарской области до 1 января 2019 года. Это было бы вполне логично.

– Думаете, что люди, затеявшие мусорную реформу, так просто откажутся от больших денег?

– От денег всегда нелегко отказываться, однако разве они могут быть выше закона? Вот смотрите, транспортная схема, производственная программа, тариф… Все это утверждалось исходя из нормативов на одного человека. Да и в конкурсной документации по определению регионального оператора речь наверняка шла не о квадратных метрах. Получается, что определили победителя, а потом вдруг взяли и изменили условия. Разве так делается? Если уж на то пошло, то нужно проводить новый конкурс, менять производственную программу, транспортную схему… И уж конечно, нельзя игнорировать такой важный момент, как проведение замеров.

– Если предположить, что суд удовлетворит иск Краснова и Туркова, то нам предстоит вернуться к оплате за вывоз твердых коммунальных отходов исходя из расчета 117 рублей на человека. Объективна ли эта цифра?

– На мой взгляд, она завышена, причем серьезно. Однако пока не будут проведены замеры и обнародованы их результаты, мы можем лишь предполагать. Кстати, на сайте министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашии я нашел интересную информацию, согласно которой в Самарской области планировался один самых высоких нормативов в Приволжье, если считать по количеству проживающих. У нас он равен 2,35 кубометра ТКО в год на человека (больше только в Мордовии и Саратовской области), а, к примеру, в Кировской области – 1,73.

– Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что многих граждан очень интересует вес одного кубометра отходов. Ведь, не имея этой цифры, сложно пытаться делать выводы относительно того, насколько объективен тариф для жителей.

– Может задачка для четвертого класса нам поможет в этом плане?

– ???

– Давайте попробуем взять известные нам величины и заняться арифметикой. Четыре тысячи рублей (это стоимость тонны ТКО) делим на 600 рублей (стоимость кубометра) и получаем количество кубометров в тонне – 6,6. Теперь тысячу килограмм (то есть тонну) делим на 6,6 и получаем 150 килограмм – вес одного кубометра. Такая вот задачка, которую, будем надеяться, мы и чиновники из министерства энергетики и ЖКХ Самарской области способны решить правильно. Опять же нужны результаты замеров, чтобы понимать, обманывают ли нас, и если да, то насколько.

– Но ведь мусор разный бывает, тяжелее или легче…

– Поэтому замеры нужно делать на протяжении семи дней подряд.

– Опять же, спрессованный мусор считать или нет…

– Однозначно, не спрессованный. Вся эта методика расписана в соответствующих документах, утвержденных Федеральной антимонопольной службой. Считаю, что необходимо обратиться в этот орган и попросить проверить соответствие расчетов их методическим указаниям. Кстати, вы знаете, что Ульяновская область с населением 1,2 миллиона человек имеет сразу пять региональных операторов по обращению с ТКО? Соответственно, у них столько же транспортных схем и производственных программ.

– Интересно.

– А наш регион, где живет 3,2 миллиона человек, имеет всего одного регионального оператора – «ЭкоСтройРесурс», и это на десять городов (два из них считаются крупными) и 27 муниципальных образований. Ситуация дает повод задуматься о том, что, возможно, была искусственно создана монополия на твердые коммунальные отходы.

– Стоит ли жителям оплачивать услуги по вывозу ТКО исходя из нынешних тарифов?

– На мой взгляд, нужно добиваться проверок правильности установления нормативов и исправления существующих ошибок. Кроме того, необходим свободный доступ к информации в соответствии с федеральным законом. Когда все это будет сделано – появятся основания для оплаты. Пока же нас заставляют играть по непонятным правилам, примерно так же, как это было с программой капремонта. Инициаторы мусорной реформы должны понять, что людям неприятно чувствовать себя обманутыми, а значит, нужно развеять все сомнения, даже если ради этого придется немного умерить аппетиты регионального оператора.

Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 14 (1245) 12.04.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

баки с мусором во дворе