На очередном заседании городской думы снова (в четвертый или пятый раз за последние полгода) обсуждался вопрос о повышении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. С 1 июля 2019 года рост тарифов должен составить два процента, однако поставщикам ресурсов этого мало, а областное правительство с их аппетитами соглашается.
По закону, предельные индексы могут быть увеличены решением губернатора после согласования с депутатами местной думы, так что с декабря тольяттинские парламентарии вынуждены отбиваться от поступающих сверху инициатив. Сначала с соответствующим письмом обратился исполняющий обязанности первого вице-губернатора Александр Нефедов, но депутаты большинством голосов отказались увеличивать финансовую нагрузку на население.
Весной повторная попытка привела к тому, что инициативу поддержали лишь единороссы, которых в нынешнем составе городской думы не так много, как раньше. Казалось бы, стоило смириться с изменившейся общественно-политической ситуацией в Тольятти и дальнейших попыток не предпринимать, однако в областном правительстве люди работают упорные, так что вопрос о повышении предельного индекса «всплыл» на очередном заседании городской думы. На этот раз поводом стало письмо из областного департамента ценового и тарифного регулирования с просьбой представить лист согласования к проекту постановления губернатора, в котором предлагается изменить предельный индекс с 2-х до 2,92 процента.
Попробуем максимально просто объяснить читателям суть. Компании, поставляющие населению воду, газ, электричество, отопление, уведомили областное правительство о том, насколько они хотят с 1 июля 2019 года повысить стоимость своих услуг. Чиновники посчитали и поняли, что в два процента не укладываются. Можно было, конечно, попросить поставщиков умерить аппетиты, однако в Самаре этого не смогли или не захотели сделать, удовлетворившись экономическими обоснованиями, которые предоставили ресурсники.
– Каждый поставщик ресурсов приходил и доказывал с учетом инфляции, инвестиций и прочих факторов, насколько ему необходимо повысить тарифы, – сказал по этому поводу спикер Николай Остудин.
Тарифы утвердили еще в декабре, так что в платежках за июль (как и в последующих) повышение в любом случае составит 2,92 процента, и для областных властей остается лишь один путь – увеличить предельный индекс. С одной стороны – лишнее подтверждение беспредела в сфере ЖКХ, а с другой – все вроде бы по закону.
Есть один важный нюанс, который озвучил Остудин. В случае если дума не согласовывает предложенные изменения, то каждый собственник имеет право получить компенсацию за эти лишние 0,92 процента. Сумма мизерная, однако, если умножить ее на количество проживающих в Тольятти, получится около 38,5 миллиона за полгода. То есть команде Сергея Анташева придется не только изыскивать средства из городского бюджета, но и увеличивать штат чиновников (а это опять же дополнительные траты), которые будут принимать заявления на возврат денег.
– Мы это долго обсуждали, – сказал Николай Остудин. – Если не согласуем проект, то нужно быть готовыми к тому, что громадное количество горожан придет за возмещением. Организовать процесс будет сложно, и это вызовет определенное недовольство среди жителей.
Трудно сказать, сильно ли лукавит спикер. С одной стороны, вряд ли много людей захотят собрать кучу справок и потратить полдня, чтобы вернуть 50 рублей, но с другой – 38 миллионов все равно нужно предусмотреть, вне зависимости от того, обратятся за ними люди или нет. В общем, сложностей много, но, видимо, для чиновников важнее удовлетворить растущие аппетиты поставщиков ресурсов, нежели сэкономить деньги, время и нервы жителей.
– Где взять 38 миллионов? – задался вопросом Остудин. – В городе и так дефицит бюджета. Придется с благоустройства снимать или с каких то социальных проектов.
Предварительно вопрос обсуждался на комиссии по городскому хозяйству, однако однозначного решения там принято не было. Впрочем, когда дело дошло до голосования на заседании городской думы, то проект поддержали лишь 13 человек (можно предположить, что это единороссы, которые вряд ли будут спорить с решением губернатора), а 19 нажали кнопку «против».
Тут же глава думы сообщил, что в следующий понедельник, 24 июня 2019 года, депутаты должны будут собраться, чтобы еще раз проголосовать по этому же вопросу. Кто-то из представителей КПРФ возмутился:
– Может, хватит уже? Давайте прямо сейчас проголосуем за то, чтобы больше не обсуждать изменение предельного индекса.
Часть коллег готовы были его поддержать, но думские юристы назвали это нарушением регламента. В общем, ставить точку пока рано, тем более что в конце Остудин намекнул: даже если 24-го опять не удастся собрать необходимое количество голосов, решение все равно будет принято.
– Потом уже голосовать не потребуется, – многозначительно сказал он.
Коммунисты отнеслись к этой фразе серьезно и после завершения заседания пригласили журналистов на пресс-конференцию, где изложили свое видение ситуации.
– Никакой социальной составляющей мы в этом вопросе не увидели, – сказала заместитель председателя думы Ольга Сотникова. – Просто продолжается увеличение тарифов для граждан. Мы все силы бросаем на то, чтобы уберечь граждан от дополнительной финансовой нагрузки. 24 июня запланировано очередное заседание думы, однако пока сложно сказать, в каком составе оно пройдет. В любом случае наша позиция по этому поводу останется неизменной.
– Нас постоянно обманывают, – вступил в разговор первый заместитель председателя думы Юрий Сачков. – То заявляют про 340 миллионов, теперь вот про 38. Мы за то, чтобы тарифы вообще не поднимали, и готовы отстаивать свою позицию в суде. Президент Путин утвердил порядок, согласно которому поднимать можно только на 2 процента, а теперь нам говорят про 2,92 в нарушение принятых норм. Тут не за социальной поддержкой надо обращаться, а в прокуратуру. Кстати, губернатор может повысить предельный индекс своим единоличным решением, однако в областном правительстве хотят это сделать нашими руками. Хотят, чтобы коммунисты проголосовали за это. Мы отвечаем: «Нет, не будем». Если губернатор хочет – пусть делает. Его народ на выборах поддержал, а он пусть в ответ поднимает тарифы до бесконечности…
– Но ведь в любом случае нужно искать 38,5 миллиона рублей на второе полугодие. Где их взять? – спросили журналисты.
Отвечать взялся все тот же Сачков:
– Нашли же деньги на управляющих микрорайонами… Буквально за пять секунд одним росчерком пера. Раз, и все!
Также на заседании городской думы говорили о ремонте дорог. Выступить с докладом руководителю профильного департамента Павлу Баннову народные избранники не дали (с имеющимися цифрами депутаты могли ознакомиться заранее), предпочтя задать ему несколько вопросов. Первым слово взял Виктор Казачков:
– Сейчас проводится много работ по восстановлению дорог. Дело хорошее, правда, не всегда понятно, это подрядчик бесплатно ремонтирует (по гарантийным обязательствам) или за счет выделенных из городского бюджета средств? Кто-то вообще такие моменты контролирует?
– Мы контролируем, – коротко ответил чиновник.
– А какая-то еще структура есть? Деньги же большие осваиваются.
– Много контролирующих организаций, – произнес Баннов, чем явно не удовлетворил Казачкова, заявившего следующее:
– Чем больше контролеров – тем меньше порядка!
Другой вопрос касался улицы Комсомольской, где в конце прошлого года перекладывали сети. Долгое время дорога была перекрыта, потом ее вроде бы привели в порядок, однако весной она снова пришла в негодность.
– Какие-то меры там принимаются? – поинтересовался Юрий Сачков.
– Работы проводились при минусовой температуре в связи с возникшей аварийной ситуацией, – ответил руководитель департамента. – Нужно было решать проблему неподачи тепла в жилые дома, так что мы не имели права не давать разрешение на разбор дороги. Восстанавливали ее по временной схеме с единственной целью – обеспечить проезд в зимнее и весеннее время. В течение ближайших трех месяцев планируется полностью восстановить дорожное полотно. Наши специалисты приедут принимать работы, и если будут замечания – станем настаивать на их устранении.
Возник вопрос и по Лесопарковому шоссе. Один из депутатов обратил внимание, что один участок дороги привели в порядок, а соседний (в пяти метрах) оставили как есть, хотя там такая же колейность, какая была и на отремонтированном.
– Все зависит от уровня колейности, – ответил Павел Баннов. – Видимо, она еще позволяет эксплуатировать дорогу. Но думаю, что в следующем году работы на Лесопарковом шоссе будут более масштабными. На сегодняшний день это самая проблемная дорога. С 2015 года там, как и на других магистралях, установлены знаки, запрещающие проезд большегрузного транспорта, однако правила не соблюдаются. Грузовики ездят круглосуточно. Кроме того, зимой колейность образуется из-за шипов, стирающих верхний слой дороги на подъемах или поворотах. Подрядчик от гарантийных обязательств не отказывается и устраняет колейность.
– А как обстоят дела с реконструкцией Лесопаркового шоссе, о которой говорится много лет? Помнится, его хотели до четырех полос расширять и делать бетонную подушку, без которой невозможно победить колейность…
– Перспектива самая не радужная, поскольку вопрос с земельным участком так и не был решен. Проект реконструкции отсутствует.
– А кто-то этим вопросом занимается?
– Это не в моей компетенции. Землей не занимаюсь.
Заседание думы продлилось примерно час. Несмотря на особую важность как минимум одного вопроса (о предельном индексе), никого из первых лиц мэрии мы в зале не увидели. Как известно, сам Сергей Анташев находится в отпуске, однако отсутствие всех его замов (Ладыки, Банновой, Блиновой, Бузинного, Гончарова, Хвостова, Анисимова и Захарова) объяснить сложно. Столы, за которыми обычно сидят представители администрации, на этот раз были пусты. Помимо упомянутого уже Баннова, мы увидели заведующего городским хозяйством Вадима Ерина и руководителя правового департамента Александра Великосельского, которых, при всем уважении, сложно причислить к руководству мэрии.
Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 23 (1254) 21.06.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362