Может надежда на возрождение не умрет последней

Юрий Целиков
Юрий Целиков

Интересная статистика с горьким привкусом…

В конце недели на ВАЗе сваривали первый “пилотный” кузов автомобиля “Икс Рэй”. Начало серийного производства намечено на декабрь нынешнего года. Полным ходом ведется и подготовка производства “Лады-Весты”, которую готовятся продавать с ноября 2015 года.

Агрессивная реклама перспективных автомобилей радует и одновременно огорчает, так как на фоне общего падения авторынка возникает “отложенный спрос” на наши “ЛАДЫ”. По данным аналитического агентства “Автостат”, общее число легковых автомобилей в России превысило 40 млн 800 тыс. единиц (без учета автомобильного парка Крыма). Доля иномарок в автопарке страны превысила 55%, а всего 4 года назад эта доля была 43%. Больше всего иномарок в Приморском крае (почти 90%). В Хабаровске – 91,7%; в Калининграде – 89,5%; в Иркутске – 78,1%. Москва обзавелась 76,1%  инобрендов, а Санкт-Петербург имеет 74,3% иномарок. Аналитики сообщают, что со временем российских автомобилей вообще, по сути, не останется. Уже сейчас автомобили “ЛАДА” сложно назвать российскими машинами. Тот же “ЛАРГУС” построен на платформе “РЕНО”. Новые модели “ВЕСТА” и “Икс Рэй” тоже базируются на платформе концерна “Рено-Ниссан”. Сама марка “ЛАДА” будет существовать и дальше, но из российского в ней останется только название.

Падет ли ВАЗ, “РЕНОй” пронзенный, иль будет ВАЗ спасать страна?

Начало года и огорчило, и обрадовало. Если общий объем продаж автомобилей за два месяца стал меньше, чем годом ранее, то февраль показал рост продаж автомобилей “ЛАДА” по сравнению с январем более чем на 25% (в среднем по всем моделям). Ситуация по сборке на главных конвейерах завода пока сложная по многим причинам: тут и сбои поставок материалов и комплектующих, подросших в цене, и проблемы с оплатой от дилеров за отгруженную продукцию на фоне спада платежеспособности россиян, и второе за год повышение цен на наши автомобили… Как-то сразу вспоминается майское, 2004 года высказывание В.Н.Полякова: “Дальнейшее повышение цен на автомобили ВАЗа в долларовом эквиваленте очевидно приведет к существенному снижению объема их продаж, сокращению выпуска или простоям производства с дезорганизацией экономики завода. Нельзя не учитывать и разницу возможностей приобретения автомобилей группами населения, доходы которых связаны с развитием крупного и среднего бизнеса, и уровнем покупательской способности основной массы населения, заработная плата которой растет незначительно и остается на низком уровне… Только автомобилизация основной массы населения страны со скромными доходами может обеспечить сохранение МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА отечественных легковых автомобилей, при условии, что ЦЕНЫ НА НИХ БУДУТ ИМЕТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗРЫВ С ЦЕНАМИ ИНОМАРОК”. Поляков рекомендовал активно решать вопросы повышения качества, работать жестко с поставщиками, задирающими цены на комплектующие, проводить реинжиниринг с сокращением численности на 20-40% , организовывать интенсивную работу с аппаратом правительства по уровню пошлин и платежей, считать каждую копейку затрат… Его последнее в жизни послание руководству завода надо бы опубликовать в заводской многотиражке и довести до мозгов всех нынешних топ-менеджеров. Может, надежда на возрождение ВАЗа и не умрет последней…?

Рост на фоне падения

Есть интересные цифры, характеризующие общее состояние автомобильного рынка в мире и в России. Продажи новых автомобилей за 7 лет с 2006 по 2013 год выросли на 23% – от цифры 67,9 млн единиц до 83,5 млн. Прогнозируется, что при нормализации экономической ситуации у нашей страны есть возможность занять 4% мирового рынка и объем реализации автомобилей может достигнуть 3,5 млн штук в год уже через 7-8 лет. А пока власть в стране держит население в черном теле, и это подтверждается следующими цифрами статистики: 1. Богатые (более 10 тыс. долларов на каждого члена семьи) составляют 6%. 2. Средний класс (от 500 до 10 тыс. долларов на каждого в семье в месяц) – 34%. 3. И, наконец, бедные (менее 500 долларов на каждого члена семьи в месяц) – 60%. Все население России на момент исследования было 143,7 млн человек. Среднемесячная зарплата – 30 тысяч рублей. Продажи новых автомобилей были в это время (2013 год) 2,5 млн штук, а вот продажи автомобилей с пробегом – 5,7 миллиона единиц. Так что резервы у ВАЗа еще есть. Надо только вернуться в свою ценовую нишу. И, возможно, заставить власть помочь заводу еще разок. Как пошутил один вазовец: “После того, что власть сделала с ВАЗом, она просто обязана выйти за него замуж”.

События недели глазами Юрия Целикова
информационно-рекламная газета «Город на Волге»

Юрий Целиков
фото: tlt.ru