Может, начнем на АВТОВАЗе электросамокаты делать?

женщина едет на самокате с ребенком

Волжский автозавод сейчас в центре внимания всей страны. О своей готовности пересесть с иномарок на «Лады» уже заявили не только губернатор, но и многие депутаты. Если так и дальше пойдет, то скоро, как в советские времена, купить новый автомобиль можно будет лишь по спискам…

лада веста во дворе дома

Списки эти, впрочем, уже давно существуют в автосалонах, правда, не из-за бешеной популярности тольяттинских легковушек, но по причине их недостаточного количества. Завод только-только начинает приходить в себя после смены владельца, кризиса с поставками комплектующих (возможно, самого серьезного в истории), и пока сложно говорить об окончании простоев и быстрой наполняемости автосалонов.

 

К примеру, до сих пор не могут решить, что делать с огромным коллективом, работающим на производстве «Б Ноль». Простой там уже достиг неприличных сроков, а значит, необходимо запускать конвейер либо переводить людей в другие корпуса.

новая гранта granta

– Тут слухи ходят, что всю эту массу рабочих с «Б Ноль» хотят к нам перекинуть, – сказал мне вчера давний приятель Алексей, работающий на производстве «Гранты».

– А вас куда? – спрашиваю.

– Не знаю. Наверное, отдыхать с оплатой 2/3 от среднего заработка. Народ, естественно, недоволен, особенно бригадиры и мастера. Понимают ведь, что придут люди, не имеющие навыков в сборке «Гранты», а значит, придется учить их, исправлять недостатки по качеству. Так себе перспектива. Но повторюсь – это слухи, которых сейчас на заводе достаточно много. Некоторые прорываются через проходную в город и попадают в новостные ленты. Вон, про электросамокаты сейчас говорят со ссылкой на Максима Соколова.

Действительно, новый президент завода недавно заявил, что в Тольятти может быть налажен выпуск этих популярных сейчас средств передвижения:

– Как говорится, никогда не говори никогда. Почему бы и нет? Тем более в качестве побочного производства на ВАЗе выпускаются электрические беспилотные тележки для внутренней заводской логистики, которые пользуются большим спросом. Мы не отказываемся ни от одной ценной стратегической мысли.

девушка на самокате с мотором

Впрочем, производство электросамокатов, как и пересаживание чиновников с иномарок на «Лады», пока можно представить лишь в мечтах (а для некоторых – в страшных снах), а реальность такова, что завод только делает первые шаги по выходу из кризиса. Когда удастся запустить все линии конвейера, предстоит решить другой, не менее важный вопрос – повышение спроса в условиях роста цен и падения доходов населения. Ведь о том, что машины стали слишком дорогими, недавно заявил даже руководитель страны:

– На рынке легковых автомобилей образовался дефицит предложения и резко возросли цены.

Между тем, у нас стоимость металла упала, курс поменялся, и, безусловно, это должно отразиться на ценах. Нужно обеспечить доступность легковых автомобилей для граждан!

Для АВТОВАЗа, привыкшего лишь повышать стоимость своей продукции, это заявление стало даже не призывом к действию, а почти громом на небе. Можно, конечно, сказать, что это ненасытные французы все-время ценники переписывали, но теперь их нет, а значит, нужны конкретные действия по удешевлению. Причем желательно не такие, как в ситуации с «Грантой», из которой убрали некоторые комплектующие.

автомобиль гранта на стоянке

Дмитрий Азаров уже заявил, что региональные власти совместно с руководством АВТОВАЗа проведут конференцию с поставщиками и обсудят вопрос, поднятый на самом верху. Видимо, говорить будут не только о ценах, но и о ситуации в целом, ведь помимо прочего, дано поручение до 1 сентября разработать и утвердить обновленную стратегию развития автомобильной промышленности с учетом сегодняшних реалий, заявив, что ее ключевым элементом должно стать наличие собственных конкурентоспособных технологий и производств.

В заключение скажем о том, что в этом году для поддержки спроса на автомобили государство выделит 20,7 миллиарда рублей. Пока непонятно, какая часть этих денег напрямую коснется АВТОВАЗа, однако Максим Соколов уже заявил, что помощь сейчас очень нужна:

– Сегодня даже те автомобили, которые выпустили в начале года, не в полной мере раскуплены в дилерских центрах. Озвученные меры поддержки позволят стимулировать спрос на автомобили «Лада» и выйти со следующего года на тот производственный план, который был до 2019-го.

Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 24 (1408) 24.06.22