Официально днем рождения ВАЗа считается 20 июля, однако в этом году праздновать начнут уже в субботу, 15-го, когда на заводе организуют день открытых дверей. В преддверии очередного городского торжества мы решили пообщаться с известным ветераном ВАЗа Юрием Целиковым, правда, интервью едва ли получилось праздничным.
– Как относитесь к идее возрождения бренда «Ока»? И самое главное, сколько, по-вашему, должен стоит этот автомобиль – дешевле или дороже 500 тысяч рублей?
– Возврат бренда «Ока» – это возможный (на фоне последних заявлений), но очень трудный вариант. Утеряны технологические процессы и оснастка, да и специалисты практически полностью ушли на заслуженный отдых (даже с учетом того, что пенсионный возраст повысили). Цена «Нью-Оки» теоретически может быть в пределах 500 тысяч рублей, но это из области фантастики.
– Через несколько месяцев будет знаменательная дата – 10 лет с того момента, как российских президентов на ВАЗе сменили иностранные. Первым из них, как известно, был Бу Андерссон, утвержденный советом директоров на этом посту 5 ноября 2013 года. На ваш взгляд, иностранцы больше забрали у АВТОВАЗа, чем дали ему?
– Кое-что новое завод и город получили, но сам подход иностранцев ясно показал, что все действия были нацелены на ослабление отечественного машиностроения, и автопрома в частности. Особенно это проявилось в обмане и действиях по локализации: медленно и плавно переводили поставки комплектующих на свои зарубежные предприятия, выдавливали грамотных отечественных специалистов и даже все информационные технологии перетащили в Европу…

Мозги из вычислительного центра АВТОВАЗа почти сразу «утекли» в систему «Рено», поскольку зарплата наших специалистов была гораздо ниже, чем у иностранцев. Помню, написал эпиграмму на первого заместителя генерального директора Яна Венсана, который дорого обходился заводу, имея оклад свыше 3 миллионов рублей в месяц и рисуя на совещаниях каких-то чертиков.
– Да, помню эту эпиграмму. Если коротко, вы посоветовали ему вернуться во Францию.
– Точно так. Самое же приятное, что после очередного отпуска Ян Венсан остался в Париже…
– А вообще, не считали, сколько у вас эпиграмм на варягов? Может, опубликовать их стоит, в назидание потомкам?
– Многие из них уже опубликованы на страницах книги «Латынь на ВАЗе», тираж которой в 500 экземпляров разошелся полностью. Но если нужно, один найду для «Вольного города».
– В продолжение разговора о варягах. Не так давно Бу Андерссон, работающий сейчас в Ташкенте, заявил, что разгромил АВТОВАЗ, имея в виду серьезный прогресс узбекского автопрома. Лично вам не грустно было услышать такое из уст бывшего руководителя АВТОВАЗа?
– Зря он так, конечно… Наверняка до сих пор обижается на то, как с ним поступили в Тольятти, хотя под руководством Бу Андерссона завод сумел добиться заметного эффекта в обновлении модельного ряда. Кстати, к нему с АВТОВАЗа в Узбекистан уехали некоторые специалисты, что подчеркивает их уважение к этому топ-менеджеру.
– В заключение несколько слов скажем о предстоящем дне рождения ВАЗа. Что думаете по поводу дня открытых дверей, и задействуют ли как-то ветеранов завода в праздничных мероприятиях?
– Напомню, что впервые масштабный день открытых дверей появился с подачи Бу Андерссона, когда на завод пропускали буквально всех, а вазовцы получили возможность показать главный конвейер своим детям и внукам. Идея отличная, надеюсь, что погода не подведет!
Что касается участия совета ветеранов, то активные его члены в меру своих сил стараются встречаться со школьниками и студентами учебных заведений города. Это радует и повышает интерес к жизни, что особенно важно в нынешнее тревожное время.
С наступающим праздником вас, вазовцы и все тольяттинцы!
Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 27 (1462) 14.07.23