Мошенники стали реже звонить, НО…

ноутбук стоит на столе в кабинете

По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), с момента начала российской спецоперации на Украине количество мошеннических звонков россиянам сократилось в 10 раз. Эти сведения подтверждаются данными антифрод-систем банков, работающих с мошенническими проектом ОНФ «Мошеловка».

Если до событий на Украине объем жалоб на звонки составлял 62,4% от еженедельного объема, то сейчас – лишь 18%. При этом доля сигналов о вредоносной рекламе в соцсетях и рассылках по электронной почте с фишинговыми ссылками резко выросла – с 7-10 до 29%.

Общественники и полиция связывают такой скачок с тем, что на территории соседней страны работала хорошо организованная система обмана со своими кол-центрами с сотнями сотрудников. Спецоперация либо прекратила работа таких преступных сообществ, либо существенно сократила их сферу деятельности. Правоохранители отчасти подтверждают данные ОНФ.

«Площадь СВОБОДЫ» недавно сообщала, что по итогам 2021 года 30,6% всех регистрируемых преступлений в городе составляли мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, то есть Интернета, телефонов и компьютеров. И во многом новые обстоятельства способствовали всплеску таких преступлений. Однако меняется жизнь, меняются и рабочие схемы сетевых обманщиков.

Как рассказали нашему изданию полицейские, март принес новый большой скачок интернет-преступлений. Это обстоятельство заставило газету вновь вернуться к этой теме. В подготовке материала нашим консультантом стала старший оперуполномоченный оперативно-сыскного отдела уголовного розыска УМВД России по г. Тольятти майор полиции Елена Карапетян.

Объявление, как наживка

Реальность такова, что спецоперация на Украине принесла нам не только волнения, санкции, скачки курса рубля и дефицит сахара, но и нестабильную работу части сайтов и интернет-платформ. Многие сайты стали работать нестабильно, а некоторые и вообще были закрыты по тем или иным причинам. Все это заставило мошенников обратить более пристальное внимание на сайты интернет-объявлений.

Например, наш корреспондент был крайне удивлен, когда в соцсетях появились ответы на его объявление о продаже тренажера, которое было размещено на одном из сайтов объявлений. Ранее подобного не было, но, как оказалось, волнение было напрасно, так как сайт для активизации своей работы открыл доступ в социальные сети, и теперь через мессенджеры с вами может связаться пользователь не только из Тольятти. Однако при этом сделки стали менее безопасными. В полиции посоветовали ни в коем случае не совершать сделок или оплату через мессенджер WhatsApp, потому что все риски, связанные продажей-покупкой, будут исключительно на совести продавца.

Вспомнилось непонятное общение в сетях, когда якобы старая знакомая вдруг предложила помочь с получением какой-то социальной льготы через «Госуслуги». Для этого требовался только номер карты «Мир». Интуитивно заподозрив неладное, корреспондент предложил собеседнику для начала просто поговорить о детях, и он вдруг тут же потерял интерес. Да, диалоги в чатах создают иллюзию свободы и безопасности. Мы можем сказать все, что угодно, чего лицом к лицу никогда не произнесем, но этим же пользуются и различного рода аферисты.

По признанию полиции, в настоящее время именно сайты объявлений облюбовали мошенники, потому что люди привыкли доверять сервисам онлайн-объявлений на крупных сайтах. Но знайте, что вы в любое время можете оказаться на крючке. Мошенники выставляют объявление и ждут, когда с ними свяжутся.

Злоумышленники играют и роль продавцов, и роль покупателей. И в том и в другом случае они под благовидным предлогом (просьба перечислить деньги за товар либо намерение перечислить за покупку) узнают у человека номер его банковской карты и код в СМС-сообщении, после чего, используя эти данные, заходят в личный кабинет гражданина и похищают деньги с его банковского счета.

Либо «продавец» предлагает продолжить обсуждение покупки и доставки товара в одном из популярных мессенджеров – якобы для удобства клиента. На самом деле мошенник умышленно уводит покупателя на стороннюю площадку, чтобы служба безопасности сервера не могла его отследить и помешать «сделке». Затем потерпевшему присылают поддельную ссылку на оплату товара. Однако и на этом мошенники не останавливаются и пытаются повторно обмануть своих жертв, сообщая, что оплата не прошла и надо оформить «возврат средств», но на самом деле происходить повторное списание той же суммы.

Вот только несколько из недавних случаев подобного мошенничества, с которыми сегодня разбирается тольяттинская полиция. Мужчина 1972 года рождения под предлогом покупки эхолота Lowrance, выставленного на сайте, перешел для обсуждения покупки в мессенджер, после чего, перейдя по ссылке, перевел мошенникам 57 тыс. рублей. Итог печален: ни денег, ни оборудования.

А молодой человек 2000 года рождения под предлогом покупки сотового телефона «Samsung А 32» перевел последователям Остапа Бендера почти 12 тыс. рублей, но телефон так и не получил.

Гражданин Т. 1966 года рождения под предлогом продажи лодочного мотора перевел мошенникам 100 тыс. рублей. Попал на обман. И таких случаев великое множество.

Ловись рыбка большая и маленькая

Вспомните русские народные сказки, и тогда, может быть, вы не повторите судьбу простодушного волка, который доверился хитрой лисе и попытался наловить рыбку, опустив в прорубь хвост. Итог, как вы помните, был плачевный.

Думаю, что разработчики мошеннических проектов в интернете знакомы с литературой народов мира, так как одна из самых распространенных схем обмана во Всемирной паутине называется фишинг, то есть рыбалка. Именно при помощи фишинговых сайтов проводится современная «рыбалка», жертвами которой становятся пользователи.

Она заключается в том, что мошенники имитируют доменные имена известных брендов. Покупатель думает, что делает заказ в проверенном, известном интернет-магазине.

Покупателей заманивают объявлениями, обычно с заниженной ценой. После этого они переводят общение с клиентом в сторонние мессенджеры – якобы «для удобства» или под каким-то другим предлогом. Уже там они отправляют покупателю ссылку на фальшивый сайт, который внешне напоминает сайт известного бренда. Клиент проводит на сайте-подделке оплату, вводит данные своей карты и попадает в ловушку.

Так, в 2022 году мошенники, создав фейковый сайт по продаже сантехники, под предлогом продажи унитаза похитили у гражданина П., жителя Автозаводского района, денежные средства в размере 13 тыс. рублей.

Жительница Комсомольского района под предлогом покупки гримерного столика перевела в пользу мошенников более 8 тыс. рублей.

Жительница Автозаводского района, используя в сети Интернет фальшивый сайт, под предлогом покупки телефона «Xiaomi Redmi 10 Pro» перевела мошенникам более 20 тыс. рублей.

В начале года очень актуальна тема бронирования путевок в санатории. Этим, конечно же, тоже пользуются мошенники. Так, жительница Автозаводского района 1988 года рождения под предлогом оформления путевки в санатории на липовом сайте перевела деньги мошенникам в размере 33,5 тыс. рублей.

Также часто встречаются преступления, когда мошенники, размещая информацию о бронировании поездки на «БлаБлаКар», присылают фальшивую ссылку для оплаты. Так, жительница Тольятти перевела 20 тыс. рублей в счет мошенников, другой тольяттинец – более 21 тысячи.

Также под видом акций и подарочных промокодов от разных компаний регистрируются фишинговые сайты, которые мошенники используют в качестве приманки. Создаются фейковые сайты, на которых якобы разыгрывают от имени компаний призы. Мошенники предлагают своим жертвам «для получения приза» ввести номер банковской карты и телефона, а затем дважды передать код из СМС. Этих данных достаточно для входа в личный кабинет онлайн-банка.

Марта Тонова, «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»