Молодежный драматический театр Тольятти: Феерические премьеры сезона 2017-2018

    Дмитрий Квашко МДТ Тольятти
    Главный режиссер МДТ Дмитрий Квашко

    Молодежный драматический театр порадует зрителей феерическими премьерами в честь своего 25-летия.

    Юбилей замечательный, возраст 25 лет идеально соответствует молодежному драматическому театру. Дата говорит о современности, прекрасной творческой форме, судя по количеству спектаклей, которые выпускаются в МДТ. В новом сезоне запланировано аж 12 премьер – настолько разных, что дух захватывает. В репертуарном списке авторов не только классики: Генрих Сапгир, Евгений Шварц, Уильям Шекспир, но и наши современники: Николай Коляда, Ярослава Пулинович, Людмила Разумовская, Надежда Щербакова. Здорово, что здесь не боятся экспериментировать, причем квартетом. Трудно поверить, но в МДТ одновременно трудятся четыре режиссера: Дмитрий Квашко, Олег Куртанидзе, Олег Толоченко, Юрий Раменсков. Ни один театр Тольятти похвастаться таким творческим разнообразием не может!

    От сказочных героев до трагических образов

    – Не тесно ли четырем постановщикам на одной сцене? – спросила я у главного режиссера Дмитрия Квашко, стоявшего, кстати, у истоков создания МДТ.

    – Нет. Своей разностью мы дополняем друг друга. Это уникальный эксперимент, который у нас здесь вольно или невольно происходит. Успех нашей работы в том, что у нас нет амбиций, ревности друг к другу, мы присутствуем на репетициях, принимаем друг у друга спектакли, открыто обсуждаем их. Честно, если бы три года назад мне сказали, что будет такая ситуация, не поверил бы. Для другого театра, может быть, такая ситуация вообще опасна. А у нас все прекрасно, репетиции идут последовательно, актеры заняты у одного режиссера, потом переходят к другому. У меня, например, при сложившемся порядке больше времени для творческих замыслов, чем раньше.

    – Что вас выделяет среди других театров города?

    – Отличие нашего театра в том, что среди наших зрителей есть все возрастные категории. Мы играем утренние спектакли для детей, даем театральные уроки для учеников-подростков по школьной программе, а вечерние спектакли у нас для взрослых. Утром актер Юрий Бутко играет волка в детской сказке, а вечером – главные роли в серьезных спектаклях «Хапун», «Штрих-код счастья». И настолько хорошо играет, что Союз театральных деятелей присуждает ему премию «Самарская театральная муза». Я благодарен нашим актерам, что они готовы сыграть и Бабу-Ягу, и Гамлета.

    Мы можем разные пьесы брать – не только современные и классические, но даже такие, которые будут создаваться в ходе репетиций. Мы идем на эксперимент, поэтому возможен как успех, так и провал. Работать, не боясь ошибиться, как мне кажется, правильно. Хотя, например, во время новогодней кампании мы не имеем права не оправдать ожидания юного зрителя. Дети ждут праздника, и мы должны сделать Новый год красочным, ярким, красивым. Благодаря нашей атмосфере в театре мы готовы выполнить любые задачи.

    – И какая же она – атмосфера МДТ?

    – Раньше я бы сказал: атмосфера дома, семьи. Сейчас скажу: атмосфера команды.

    Все началось с «Октября»

    – Вы пришли в театр в 1998 году. Что тогда он собой представлял?

    – В 1992 году Юрий Тя-Сен создал уже муниципальный театр на базе своего театра «Эксперимент». Они сначала занимались на базе ДК речников и Дома пионеров и кое-как выживали. В 1998 году директором этого муниципального театра назначили меня. Хочу отметить, что на тот момент фактически не было ничего: ни здания, ни вспомогательного состава, ни транспорта. С Тя-Сеном мы не сработались в творческом направлении, поэтому он уехал с частью коллектива в Жигулевск, а я собрал новую труппу, и мы начали работать.

    Полтора года выпускали спектакли и постоянно искали место жительства. Тогда у нас был театр-семья. Мы репетировали, все вместе шили костюмы, красили декорации. Мы были так воодушевлены своим делом, что работали день и ночь.

    В поисках помещения для театра я в очередной раз приехал в мэрию, мне дали ключи от кинотеатра «Маяк», но впоследствии специалисты-строители сказали: «Здание легче снести, чем восстановить». Ключи пришлось вернуть.

    Через какое-то время мне позвонила директор кинотеатра «Октябрь» и сказала, что ее учреждение фактически пустует: в малом зале стоял батут, в здании работала парикмахерская, массажный салон, а в кинозале показывали фильмы для трех человек. Она хотела, чтобы здание не пропало, досталось именно театру. Идея нам понравилась, в 2000 году мы переехали. Но история наша на этом не закончилась – на здание стали претендовать москвичи, и Николай Ренц, который был тогда первым вице-мэром Тольятти, предложил совместить в одном здании кинотеатр, за который ратовали москвичи, и наш театр. Я был против, и Николай Альфредович отдал все здание нам с наказом: мол, только попробуйте, не постройте театр…

    – То есть ответственности вы не испугались?

    – Нет, хотя здание было ужасным: исписанные стены, жуткие туалеты, гардероба не было. Молодежь, ходившая в «Октябрь» на дискотеки, называла эту площадку гадюшником. Мы открылись, старались использовать малый и большой залы, но все равно требовалось все довести до ума, нужен был хороший хозяйственник.
    У меня режиссерское образование, и совмещать хозяйственную работу с творческой у меня не получалось. Даже был случай в 2002 году, когда из-за ремонтных работ зала собственными силами генеральный прогон новогоднего спектакля начался в пять часов утра, а в 10 часов утра пришли первые зрители.

    Уникальный «дипломат» театра

    – Можно сказать, что с приходом директора и художественного руководителя Владимира Коренного в МДТ началась новая эпоха?

    – Конечно. В 2005 году я обратился в мэрию, и Владимир Колосов, возглавлявший в то время департамент культуры, пригласил в театр Владимира Коренного. Этому событию я до сих пор рад! Именно с приходом Владимира Лукича здание начало реанимироваться и жить. Мы сделали пристрой, сами сломали стены, построили гримерки и лестницы. У Владимира Лукича фонтаном били идеи. Я счастлив, что Владимир Лукич болеет театром так же, как и я. Он намного опытней в хозяйственных делах, не боится ни за что браться. Когда шел ремонт в театре, творческий процесс не останавливался.

    Вот уже 12 лет мы работаем вместе. Это просто уникально – Владимир Коренной пришел не только как директор, но и как художественный руководитель театра. Сколько у нас было приглашенных режиссеров: Кэмпбел Лорн (Англия), Никита Ширяев, Олег Куртанидзе…

    – Чтобы жизнь бурлила, как у вас, нужны деньги. Неужели обходитесь бюджетным финансированием?

    – Нет, конечно, Владимир Коренной – дипломат от театра, умеет убеждать людей, привлекать бюджетные и спонсорские деньги. Очередную пьесу Надежды Щербаковой «Мужчина, который вяжет» будем полностью ставить на спонсорские деньги: костюмы, декорации, реквизит.

    – Среди ваших постановок много пьес Вадима Леванова. Как сами объясните свое пристрастие?

    – Мы огромное количество времени проводили вместе, ездили на фестивали. Вадим – многогранный талантливый драматург. Когда он ушел, я как будто потерял опору.

    В 2000 году пьесу «Разбивая стекло» мы делали вместе с Левановым. Во время прогона он мне сказал: «Дима, это успех». 17 лет прошло, и до сих пор этот спектакль в репертуаре и пользуется популярностью.

    Работа с Вадимом всегда была в радость. Когда он был уже болен, я выпустил спектакль «Шкаф». Пьеса мне очень нравится, она мистическая, близка мне по духу.

    Своеобразную трилогию завершила постановка пьесы «Шар братьев Монгольфье», которую мне тоже важно было поставить. Исповедь мужчины и женщины в замкнутом пространстве – интересная история. Леванов – знаковая фигура для нашего театра, очень приятно, что на здании висит мемориальная доска, посвященная ему.

    – И последний вопрос: работая с молодежной студией, можете сказать, насколько современной молодежи нужен театр?

    – Судя по количеству желающих, ежегодно приходящих на кастинг, нужен. Наши выпускники учатся в театральных вузах Москвы, Петербурга, Самары, трудятся в труппе театра. Студия работает плодотворно, в этом году студийцы участвовали в фестивале «Премьера одной репетиции» в театре «Дилижанс» со спектаклем «Сто пудов любви» по пьесе Леванова. Традиционный набор в студию МДТ состоится для ребят 11 и 18 сентября в 17 часов, по адресу: ул. Лизы Чайкиной, 65. Так что добро пожаловать!

    Наша справка

    Первой премьерой 25-го юбилейного сезона МДТ станет спектакль «Мужчина, который вяжет» (состоится 21-22 сентября, пьеса Надежды Щербаковой). В ноябре нас ждет спектакль о Василии Баныкине (пьесу сейчас пишет молодой драматург Сергей Давыдов), а также «Нюра Чапай» (по пьесе Николая Коляды). В Новый год зрителей порадует «Сон в зимнюю ночь, или Новые похождения Снегурочки», а 26 апреля, в день рождения Шекспира, в МДТ анонсируется «Гамлет».

    Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»
    oleangelina@yande.ru

    Дмитрий Квашко МДТ Тольятти

    Главный режиссер МДТ Дмитрий Квашко