«Много чего было в эти годы: и попытка убийства меня, и угрозы…»

Новости Тольятти augustnews.ru

В понедельник, 13 февраля, у Владимира Рогова – юбилей. Если вдруг кто-то не знает (в чём я глубоко сомневаюсь), то напомню, что Владимир Борисович – председатель коллегии адвокатов «Защитник», доцент Волжского университета имени Татищева, член общественной палаты Тольятти, где возглавляет комиссию по законности, и, конечно, ведущий рубрики в газете «Вольный город».

Только не спрашивайте, как он всюду успевает. Я знаю его больше 20 лет и с уверенностью могу сказать, что в его сутках больше 24 часов. Сколько? Этот короткий вопрос стал первым в нашем интервью.

– Когда как, – ответил Владимир Борисович. – Иногда я успеваю очень много сделать по работе, и тогда кажется, что сутки действительно как-то удлинились.

– Обратимся, что называется, к истокам. Многие знают Владимира Рогова, но не ведают, откуда он родом.

– Я родился в Саратове, там прошли мои детство, юность и студенческие годы. Срочную служил в железнодорожных войсках на БАМе, куда с друзьями попросился добровольцем.

– Что тогда представляла собой амурская магистраль?

– Стройка была в полном разгаре. Ее называли всесоюзной комсомольской, но строили БАМ на две трети военные.

– Наверняка многие из них были комсомольцами. Костыли в шпалы приходилось вбивать? Я В Карелии участвовал в строительстве небольшой железнодорожной ветки, на всю жизнь запомнил ту просеку.

– И костыли были, и щебенку под шпалы подбивали. Тяжелая физическая работа, но затем параллельно на БАМе освоил специальность каменщика. От комбата получил направление на очное отделение Саратовского юридического института. Окончив вуз, работал в прокуратуре, где прошел все ступени роста: следователь, помощник прокурора, прокурор.

В августе 1988 года назначен военным прокурором тольяттинского гарнизона. На тот момент я был самым молодым прокурором в Приволжском военном округе, имел блестящие перспективы.

– Если не секрет, какие были предложения?

– Меня дважды приглашали служить в Москве – в Главной военной прокуратуре. Но решил остаться в Тольятти и теперь не жалею. Мне нравился наш город.

– А сейчас нравится?

– Тольятти с годами утрачивает свою неповторимость, точечные застройки резко ухудшают его облик. На месте спортплощадок появляются дома, а супермаркеты теперь соседствуют с учреждениями культуры.

– Неожиданный вопрос: насколько болезненно прошла трансформация из прокурора в защитника?

– Как-то во время очередного бесплатного приема по юридическим вопросам в «Вольном городе» пришла женщина, чье лицо мне показалось знакомым. Она спросила, не помню ли ее.
– Мы с вами встречались, но где?
– В военном трибунале, вы поддерживали государственное обвинение  в отношении моего сына, – ответила она.
– Что вас сейчас привело ко мне?
– С сыном опять возникли проблемы, помогите. Мне еще тогда понравились ваши объективность и опытность.

– Помог, Владимир Борисович?

– Помог. Ее сын получил условный срок.
Ко мне очень часто обращаются потерпевшие с просьбами добиться справедливого наказания, взыскать в полном объеме моральный вред и материальный ущерб. Со своей стороны, всю жизнь следовал нормальному человеческому принципу: вести себя так, чтобы не стыдно было смотреть людям в глаза.

– То есть, помогая потерпевшим, ты не переходишь определенную грань?

– Да, поэтому бывшие подследственные, встречая меня в городе, не только здороваются, но и с гордостью рассказывают, как они, отбыв наказание, вернулись к нормальной жизни. Спрашивают, как у меня дела, доброжелательно улыбаются.
Еще случай вспомнил. Выхожу рано утром погулять с собакой, у подъезда стоит женщина.
– Это вы народный адвокат, который ведет бесплатный прием людей? – спрашивает она.
Высокая оценка, не скрою, приятно. А вот народным прокурором меня никто не называл (улыбается).

– Владимир Борисович, если объективно: никто в городе из твоих коллег-адвокатов не ведет бесплатные приемы граждан. Да еще более 17 лет.

– Да, много чего было в эти годы. И попытка убийства меня, и угрозы, особенно когда защищал интересы «Тольяттиазота».

– А я вспомнил два выигранных дела инвалидов: Владимира Сидорова и Андрея Баныкина. Ведь никто из адвокатов не верил в успех, а ты взялся – и выиграл, помог им. Напомню читателям: Сидоров чуть не сгорел в печи металлургического производства ВАЗа, у него после тяжелейшей травмы отказали руки и ноги. Ложку сам держать не мог.

– Тогда впервые с ВАЗа взыскали крупную по тем временам сумму. Володя, который жил с семьей в комплексном общежитии, купил однокомнатную квартиру, и деньги еще остались.
Районный судья после заседания мне сказал:
– Не верю, что решение устоит в областном суде, слишком велика сумма компенсации.
Тогда я взял двух помощников и с их помощью доставил лежачего инвалида в Самару. Областные судьи посмотрели на Володю и оставили решение в силе.
И баныкинское дело тоже было нелегким. В пятилетнем возрасте потерять руки… Это чудо, что он весь не сгорел в открытой трансформаторной будке! И платили по инвалидности копейки.

– Зато сейчас Андрей получает солидную доплату к пенсии. Плюс солидная сумма компенсации. Это большое подспорье для инвалида.

– Ответчики, помню, не хотели платить даже после решения суда, затеяв процедуру банкротства. «Вольный город» помог своими публикациями. Я обратился к генеральному директору и положил ему на стол газеты. Он посмотрел на снимки, на заголовки и вызвал своего зама:
– Это правда, что тут пишут?
Зам кивнул: да, правда.
– Сегодня же всё выплатите, – распорядился руководитель.

– Сейчас какие дела в работе? Есть что-то интересное?

– Сейчас занимаюсь защитой Дмитрия Новикова. Бывший сотрудник милиции разогнал у себя в подъезде наркоманов и… получил за это срок. Жаль, что его родственники обратились ко мне за помощью не сразу, определенное время упущено. И тем не менее – поборемся.

– Я не раз слышал, как тебя называют беспроигрышным адвокатом. Насколько это объективно?

– Беспроигрышных адвокатов, Сергей Анатольевич, не бывает, но опыт – великое дело. Мы часто боремся в вышестоящих судах, доказывая свою правоту.

– Еще неожиданный вопрос: зачем тебе преподавание в университете? Может, есть смысл полностью сосредоточиться на адвокатской практике?

– Это хобби, потому что зарплата преподавателя невысокая. Приятно работать в команде ректора Владимира Якушина, благодаря которому университет переносит все экономические катаклизмы с минимальными потерями и остается вузом, куда стремится молодежь.

– А есть разница в студентах – сейчас и, скажем, 10 лет назад?

– Современные студенты не хуже, и не лучше, чем раньше. Они просто другие. Те были еще воспитаны, хотя бы частично, на ценностях социализма. Эти – прагматики, адаптированные к капиталистическим условиям. Соответственно, они понимают, что им нужно и где это применить. В целом я высоко оцениваю интеллектуальные и человеческие качества наших студентов.

– И никто не прогуливает, не бездельничает? Не поверю.

– Я работаю со студентами третьего и четвертого курсов, лентяи отсеиваются раньше.

– Ты строгий преподаватель?

– Пожалуй.

– Как будешь отмечать юбилей? Куда-то уедешь? Кстати, 13 февраля – понедельник, прием по юридическим вопросам, наверное, надо отменить. Или как?

– 13 февраля я на работу в кои веки выходить не хочу. Не знаю, надо ли об этом сообщать читателям.

– Они в любом случае будут в понедельник звонить и уточнять.

– Хорошо, сделаем так. Я, как счастливый отец и юбиляр, понедельник проведу в кругу семьи. Приема 13-го не будет. Если у читателей газеты ситуация терпит, то можно всё плавно перенести на следующий понедельник. Если нужно срочно проконсультироваться, то пусть приезжают во вторник, 14 февраля, к 17:00 на улицу Фрунзе, 43а (офис 219). А вообще, не до отпусков: работы много.

– И последний вопрос: есть ли у тебя мечта?

– Есть. Во-первых, хочу выспаться и проснуться в солнечный день на теплом, ярком, золотистом песке берега Волги, который бывает только на мысе Копылово. Да, и чтобы легкий бриз!

Во-вторых, хочу восстановить спортивные навыки, недавно вернулся к горным лыжам, летом будет велосипед. А еще у меня появилось новое хобби – осваивать рецепты новых блюд и… готовить. Особенно нравятся кавказские и азиатские блюда. Как-нибудь угощу ферганским пловом.

– Спасибо! С наступающим праздником, Владимир Борисович! Крепкого тебе здоровья, долгих лет жизни и неиссякаемого оптимизма! И, конечно, новых побед на адвокатском поприще, новых спортивных маршрутов и новых вкусных блюд. Будь счастлив!

Юбиляра расспрашивал Сергей Русов, «Вольный город», № 5 (1133) 10.02.17