27 сентября в нашей стране отмечали свой профессиональный праздник воспитатели и все работники дошкольных учреждений.
По данным Росстата, в нашей стране насчитывается более 620 тысяч воспитателей детских садов. Заметьте, что в это число не вошли нянечки (сейчас их официально называют помощниками воспитателей), прачки, кастелянши, повара, медицинские сестры, бухгалтеры, музыкальные работники, физкультурники, логопеды, психологи, дефектологи, методисты и заведующие. В общем, все те, кто воспитывает, учит, кормит и обихаживает детишек от полутора и до семи лет.
Теперь смело увеличивайте первую цифру в два раза, и получается, что о комфортном благополучии малышей заботятся более миллиона дошкольных работников. Самих маленьких непосед и почемучек тоже посчитали – их 7,3 миллиона.
Внимательный читатель спросит, почему от полутора лет, разве изменились сроки поступления в детсад? Нет, сроки те же: мамы могут находиться в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трех лет.
Меня, например, принесли в ясли в двухмесячном возрасте, через несколько недель я заболела пневмонией и чуть не умерла. Моего брата отдали в дошкольное учреждение уже в годик. Я же своих деток привела в детсад, соответственно, в полтора и три года.
Но современные реалии таковы, что как только заканчивается выплата пособия, большинство родительниц выходят на работу, и это происходит, когда ребенку исполняется полтора года.
Я много лет тружусь в ведомственном детском саду «Тюльпан» и о работе педагогического коллектива знаю не понаслышке. Вот вам, дорогие читатели, информация из первых рук.
В нашем дошкольном учреждении нет случайных людей, и это не громкие слова в адрес коллег. Почему? Да потому что нужно искренне любить своих воспитанников, жить их интересами, помогать им взрослеть, умнеть и всегда быть рядом. А еще соблюдать массу инструкций, приказов и самим писать огромное количество планов, образовательных маршрутов, педагогических характеристик, конспектов занятий.
Не каждый выдержит. Иногда хочется всё это бросить и уволиться. Но, когда я вижу, как весело и беззаботно смеются дети, слушаю, как они размышляют, как вместе мы работаем над произношением, думаю:
– Нет, поборюсь еще с документами, пока есть польза от меня для детей и удовольствие от работы!
А воспитатели? Уверена, они рассуждают примерно так же.
Представьте на несколько минут себя в их роли. Под вашим крылом находятся одновременно 15-20 совершенно разных по характеру и темпераменту малышей. Вы должны строго по расписанию их накормить, научить, погулять, поиграть. Причем не просто в прятки или догонялки, а продумать сюжет, распределить роли. Одновременно немного наблюдать за играющими, а главное – за теми, кто не хочет играть вместе с другими, пытается тихонько удрать и набедокурить.
Зимой нужно проследить, чтобы после прогулки мокрая одежда не осталась в шкафу, чтобы руки все вымыли с мылом, почитать сказку перед сном. А синяки и царапины полечить? Мелкие конфликты между детьми? Их тоже нужно умело и быстро «разрулить». Сможете сделать это на пятерку? Тогда вам к нам, в детсад, на работу.
Вот что рассказала воспитатель Наталья Александровна:
– У нас в дошкольном образовании часто случаются какие-то перекосы. Сейчас это огромное количество документов, которые придумывают чиновники от образования и которые мы должны вести ежедневно. Школьные учителя добились снижения количества журналов, мы пока только тихо возмущаемся между собой. Многие не выдерживают и уходят из профессии именно из-за этого.
Хорошо, что снова разрешили приобщать детей к труду. Одно время на прогулке возьму ведро, чтобы опавшую листву собрать, дети со всех уголков участка бегут помогать. У них очень сильно желание делать добрые дела, приносить пользу, подражать взрослым.
А я боюсь: вдруг из соседнего дома кто-нибудь на телефон снимет, как детей «заставляю» мусор убирать. Говорю им, чтобы песочные куличи лепили, а листья, мол, сама уберу.
Сейчас наконец-то вместе работаем на участке: поливаем, подметаем, зимой убираем снег.
Собираемся сажать луковицы тюльпанов. Весной будем наблюдать, как из земли появляются ростки. Я смотрю, как дети восхищаются, радуются, и сама заражаюсь их интересом к жизни, ко всему новому и пока им не известному…
Другой случай. Знакомая живет в Москве, и поскольку семья не прописана в столице, ребенок ходит в частный детский сад, за который она платит, по ее словам, огромные деньги. Но родительница недовольна:
– Каждый день воспитатели присылают ролики, где сын весело играет, бегает, поет песенки. И всё! Он не знает простейших вещей: ни времен года, ни дней недели, овощи с фруктами путает, до пяти считает еле-еле. За такие деньги могли бы и позаниматься с ребенком. Дома по вечерам с ним учимся…
Оказывается, родителям мало, чтобы ребенок был весел и накормлен, им еще и умственное развитие подавай. Как в нормальном детском саду по всем пяти образовательным областям: речь, познание, социальное общение, художественно-эстетическое и физическое развития. И это правильно!
Соседка водит внучку в наш детсад. Как-то остановила меня:
– Алинка моя приходит из садика и про классическую музыку рассказывает. Да так интересно, заслушаешься. Спрашиваю, откуда узнала? Алла Валерьевна на занятии говорила.
Действительно, наш музыкальный руководитель слушает с детьми классику, как и положено по программе. Передала ей впечатления бабушки-соседки. А у нее глаза загорелись, рассказывает про свою работу, остановить не могу:
– Вчера слушали с детьми «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Всем очень понравилось. На следующее занятие спрашиваю, как называлось произведение. Ответы разные: шмель, пчела, жужжание. Слово «полет» не вспомнили.
– Алла Валерьевна, но ведь почти вспомнили. Не это главное.
– Да, вы правы. Главное, это – музыка и дети.
Мы с ребятами разную музыку слушаем. Недавно слушали, а потом пели детские частушки. Один мальчик предположил: частушки так назвали потому, что их нужно слушать чистыми ушками. Это ж надо так придумать!
Надо! У ребят своя логика, детская и необычная. А мы, педагоги, тоже придумываем: новые игры, авторские пособия и методы, игровые приемы – всё для них, любимых дошколят!
Любит придумывать новые спортивные игры, эстафеты, праздники наш инструктор по физической культуре Нина Юрьевна. Последняя ее новинка – квест был посвящен химии, ведь наш детсад принадлежит ТОАЗу, и профориентацию начинаем со старшего дошкольного возраста.
Вместе с молодыми заводчанами, которые приехали пообщаться, детишки искали составляющие эликсира знаний. Узнали новое слово «ингредиенты», понаблюдали, как герои сказок (в них переоделись воспитатели) смело экспериментируют в поисках нужной формулы, и в конце, с помощью Бабы-Яги, изобрели все-таки полезный напиток.
Ребята пили вкусный компот с большим восторгом, они искренне поверили в его волшебные свойства. Когда делились впечатлениями, Саша из подготовительной группы тихонько сказал:
– Что-то не помогает эликсир знаний, хотя я выпил целый стаканчик.
– Почему ты так решил?
– Не могу вспомнить начало скороговорки.
– Погоди немного, эликсир еще не успел подействовать. А пока ждем, давай вместе вспоминать…
В этот праздничный день все сотрудники – на своих рабочих местах, потому что детскую жизнь нельзя поставить на паузу, чтобы принимать поздравления. Девочки и мальчики, словно трудолюбивые муравьи или пчелки, всё время в движении: бегают, что-то строят, придумывают, узнают, смеются, спорят, играют. А мы, педагоги, делаем их дошкольное детство по-настоящему интересным и запоминающимся.
С праздником, уважаемые коллеги! Здоровья вам, новых фантастических идей и открытий, счастливых воспитанников и благодарных родителей!
Наталья Жукова, учитель-логопед
Газета «Вольный город Тольятти»