Многие горожане как-то умудряются вообще не отдавать часть своих доходов государству

горожане в кадровом центре "Работа России"
фото: «Площадь Свободы»

Традиционное аппаратное совещание в мэрии на этой неделе удивило почти полным отсутствием журналистов. Режим нерабочих дней закончился, однако коллеги почему-то проигнорировали возможность пообщаться с главой города. Возможно, мероприятие в формате видеоконференции им показалось не столь интересным, или QR-код, необходимый для входа в здание администрации, до сих пор есть не у всех…

Как бы там ни было, а в зале рядом с большим монитором сидели лишь несколько муниципальных служащих да представитель «Вольного города».

Первой с докладом об исполнении бюджета за девять месяцев выступила Лариса Миронова, возглавляющая департамент финансов. По ее словам, город за этот период заработал 10,7 миллиарда рублей, из которых 4,2 – это налоговые доходы (основной из них НДФЛ – 2,9 миллиарда), а 5,8 – безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. Потрачено 10,4 миллиарда.

– Размер муниципального долга составил 4,9 миллиарда рублей, из которых 698 миллионов – это бюджетные кредиты, – продолжила чиновница. – К концу года долг ожидается в размере 5,4 миллиарда, а бюджетные кредиты будут полностью замещены коммерческими.

Немного оживил аппаратное совещание подключившийся к нему из здания городской думы депутат Владимир Краснов. Он возглавляет комиссию по бюджету и экономической политике, так что посчитал уместным задать несколько вопросов.

– Вы сказали, что 2НДФЛ (налог на доходы физических лиц, – прим. авт.) получен в сумме 2,9 миллиарда рублей. Уточните, какой процесс собираемости идет от трудовых ресурсов? Просто в прошлом году озвучивалось, что 72 тысячи трудоспособных горожан не платят налоги. Цифра колоссальная!

Миронова попыталась возразить, что часть населения (малый и средний бизнес, а также самозанятые) 2НДФЛ не платят, поскольку их облагают другими видами налогов. Депутат, однако, продолжал настаивать, что многие горожане как-то умудряются вообще не отдавать часть своих доходов государству.

– Всего доход от трудовой деятельности получают 311 354 человека, – вставил реплику заместитель мэра по финансам, экономике и развитию Григорий Гильгулин, но не пояснил, как эти 311 тысяч соотносятся с теми 72-мя, которые озвучил Краснов.

– У меня еще вопрос, – продолжил парламентарий. – Муниципальный долг почти не меняется за последние три года, хотя ставилась конкретная задача по его уменьшению. Я понимаю, что проблемы, пандемия, однако собираемость идет (видимо, налогов, – прим. авт.), а цифра не уменьшается. Кроме того, вы сказали, что бюджетные кредиты будут заменены на коммерческие. Почему не наоборот? Меня это напрягает! Мы же понимаем, что коммерческие в три раза дороже (в плане уплаты процентов), чем бюджетные.

Миронова, вздохнув, начала отвечать:

– Только за этот год размер муниципального долга снижен на 200 миллионов рублей. Что касается бюджетных кредитов, то они даются в начале года и должны быть погашены до его конца. Поэтому и идет замена на коммерческие. Надеемся, что в следующем году тоже получится взять бюджетные.

Представляющая тольяттинский гидрометцентр Наталья Крылова сообщила, что превышений предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе не фиксировалось, радиационный фон спокойный.

– Что касается гидрологической обстановки, то в связи с пониженной водностью рек, впадающих в Куйбышевское водохранилище, осенний приток ожидается ниже обычного. К примеру, в период с августа по октябрь он составил 74 процента от нормы. На сегодня уровень Куйбышевского водохранилища на 153 сантиметра ниже средних многолетних значений, а Саратовского – на 53.

– В зиму мы войдем примерно с таким же уровнем воды? – спросил Николай Ренц.

– Возможно, будет выше, поскольку в ноябре ожидается небольшое увеличение притоков.

Заместитель мэра по имуществу и градостроительству Олег Захаров доложил, что сейчас идет процесс выбора подрядчика, который займется возведением школы в 18 квартале:

– К конкурсу допущены две компании. Думаю, что к концу ноября станет известно, какая из них заключит с ВЭБом договор на строительство.

– Насколько я знаю, в конце этого месяца должны завершиться строительно-монтажные работы по детскому саду в 14а квартале? – обратился к своему заму Ренц.

– Да, к 1 декабря. Потом дается 15-20 дней на сдачу документов и устранение замечаний. Уже почти уложен рулонный газон, подготовлена площадка под асфальтирование, да и фасад почти покрашен. То есть с улицы уходим внутрь…

В заключение аппаратного совещания отвечающая за социальные вопросы Юлия Баннова отметила, что на этой неделе многие школьники вернулись за парты после удлиненных (19-дневных) осенних каникул. Однако 5, 6, 7, 8 и 10 классы решено оставить на дистанционке, как и тех, кто учится в профессиональных образовательных организациях. Детские сады приступили к работе в обычном режиме.

В то же время продолжаются заезды школьников в оздоровительные лагеря: на этой неделе их принимают «Радуга», «Звездный», «Электроник-Дубрава». Участниками очередных санаторных смен в рамках госконтрактов стали 678 детей из Самарской области, из которых 174 находятся в тяжелой жизненной ситуации.

Что касается традиционной пресс-конференции, то она, естественно, получилась короткой – прозвучали два вопроса от «Вольного города». Есть опасения, что если коллеги и дальше будут проявлять такую пассивность, то общение с главой города могут вообще отменить или сделать его более редким. Впрочем, пока официальных заявлений на этот счет никто не делал, хотя для 700-тысячного города отсутствие большинства СМИ на столь важном мероприятии выглядит как минимум странно.

– Николай Альфредович, планирует ли администрация бороться с такой проблемой, как тонущие «зебры»? Ходить по ним после дождя невозможно. Пешеходы пытаются перепрыгивать, наступая в лужи, либо обходят переходы стороной, нарушая правила дорожного движения. Интересно, что ливневка там есть, но вода до нее не доходит – явный признак недоработки подрядчиков. Сколько таких мест по городу, сказать сложно, однако жалобы в соцсетях периодически появляются. Кстати, один такой переход я сфотографировал на улице Свердлова, так что могу переслать снимки.

– Согласен с вами насчет того, что вопрос заслуживает внимания, – ответил мэр. – Я тоже один такой переход помню – на примыкании Приморского бульвара к улице Жукова, где люди вынуждены обходить огромную (на полдороги) лужу. Картина занятная и не достойная города. Если фотографии есть, то, конечно, присылайте. Поручим департаменту дорожного хозяйства подумать, как исправить эту ситуацию. Возможно, нужно какие-то дополнительные уклоны сделать или приспособления, позволяющие уводить воду в ближайший ливневый колодец.

– На остановках общественного транспорта большое количество заброшенных нестационарных торговых объектов. Это бывшие продуктовые павильончики, пивнушки, салоны игровых автоматов, киоски по продаже сигарет или приему коммунальных платежей… Подолгу стоят они в неприглядном виде – заколоченные, с выбитыми стеклами, разрисованные подростками. Почему администрация не может заставить собственников этих объектов привести их в порядок или убрать, чтобы не портили вид города?

– Полагаю, что многих владельцев уже давно нет и взять с них нечего! По большому счету, затраты на ликвидацию этих самовольно построенных объектов (а может, и не самовольно) ложатся на городскую администрацию, как и последующее приведение в порядок территории.

Мы недавно посчитали, в какую сумму обойдется снос одного подобного павильона, расположенного рядом с 22-м отделом полиции. Получилось от 4,5 до 6 миллионов рублей, причем это только сравнять с землей, а ведь надо еще благоустройство проводить. Получается, что где-то в 8 миллионов всё это обойдется.

К сожалению, действующее законодательство несовершенно с точки зрения взаимоотношений владельцев подобных объектов с местной властью. Можно внаглую поставить незаконный объект, и мы вынуждены будем долго искать ресурсы, чтобы его снести. При этом привлечь владельца к ответственности возможности почти нет. Все эти собственники благополучно объявляют себя банкротами, скрываются…

Кроме того, зачастую наши попытки навести порядок расцениваются как препятствование предпринимательской деятельности. Пока я не сел в это кресло, мне тоже казалось, что с такими явлениями бороться значительно проще!

Соглашусь, что проблема есть. Мы сейчас пытаемся сделать так, чтобы в договорах на размещение объекта, помимо арендной платы, предусматривалась и сумма на последующую ликвидацию павильона и приведение в порядок территории. Если владелец выполнит эти работы самостоятельно – мы ему деньги вернем.

Кроме того, в следующем году попытаемся заложить гораздо больше средств на ликвидацию подобных объектов, которые не красят облик города и вызывают справедливую критику.

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 44 (1377) 12.11.21