Минуло почти пять лет, прежде чем мы наконец дождались воплощения амбициозных планов

электропоезд "Ласточка" на станции Жигморе
фото: «Площадь Свободы»

Тольятти и Самару связали новыми скоростными электричками.

Эту или подобную электричку обещали нашему городу еще к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Тогдашнего мэра Тольятти Сергея Андреева катали по железной дороге и уверяли, что скоро быстрые электрички будут летать между Самарой и Тольятти и, разумеется, не забудут и про аэропорт. Но минуло почти пять лет, прежде чем мы наконец дождались частичного воплощения этих амбициозных планов.

Без пробок

Регулярно скоростные электрички «Ласточки» начали ходить 12 июня 2021 года. Маршрут «Самара – Жигулевское Море» включает еще несколько остановок в Самаре: «Стахановскую», «Пятилетку», «Средневолжскую» и «Ягодную». Время поезда в пути – 1 час 25 минут. Отличный хронометраж от станции «Жигулевское Море» до центра Самары. Для сравнения: автомобильное путешествие в час пик от Тольятти до столицы губернии продлится как минимум вдвое дольше. Да и цена привлекательна: стоимость взрослого билета на скоростную электричку – 199 рублей, туда и обратно – 358 рублей (если берешь билет сразу). Ну и проезд по Самаре обойдется в 25 рублей. Опять же для сравнения: проезд на рейсовом автобусе обойдется в сумму более 300 рублей. При этом на электричке действуют все федеральные льготы, в том числе для детей и студентов. Билеты продаются как в кассах, так и в самих электричках, а также в мобильном приложении РЖД.

Стартуют поезда одновременно из Самары и Тольятти каждый день шестью парами – в 7.00, 11.00, 14.00, 18.00, 20.00 и 22.00. Обеспечивают это расписание три пятивагонных поезда.

Жители Тольятти уже могли видеть «Ласточки» в работе в других городах. Например, они связывают населенные пункты Большого Сочи, а также выбегают из обеих столиц по самым разным направлениям. Однако на перроне «Жигморя» многим было непривычно, что двери современного поезда закрываются автоматически за каждым зашедшим пассажиром и, чтобы они распахнулись снова, надо нажать на определенную кнопку. Справедливости ради надо отметить, что по всему ходу движения на каждой станции звучало объявление: «Для открытия дверей нажмите на кнопку». А сами двери и «начинка» вагонов в корне отличаются от привычных нам электропоездов.

«Ласточки» полностью адаптированы для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Подъемники для инвалидных колясок позволяют осуществлять посадку и высадку с низких платформ, а специализированные места оборудованы креплением для инвалидных колясок. Конечно, в широкие двери легко заходят и обычные коляски, велосипеды и т. д. Проход в составе тоже очень широкий, тамбуров нет, переходы между вагонами сделаны «гармошкой», и весь поезд можно пройти от начала и до конца не открыв ни одной двери. В салонах сиденья с высокими спинками и откидными столиками, на торцах есть немного розеток для подзарядки мобильных устройств.

Вагоны оборудованы системами климат-контроля с обеззараживанием воздуха, энергосберегающим светодиодным освещением и информационными табло, где показывается время, температура на улице и скорость электрички. Также есть специальные площадки для размещения крупногабаритного багажа и экологически чистые туалетные комнаты, в которых, правда, гигиенические принадлежности заканчиваются довольно быстро. Поезд идет очень плавно, нет характерного для железной дороги перестука колес, а если прибавить комфортную температуру воздуха и малое количество остановок, время в дороге пролетает незаметно.

А что стало с другими, более длинными и дешевыми электричками, у которых больше остановок? Они остались в расписании на прежних местах. Конечно, жители обоих городов получили новое и немалое удобство. Но есть и недовольные – в частности, жители Автозаводского и Центрального районов, которым далеко и долго ехать на станцию «Жигулевское Море». Они резонно хотели бы иметь эту транспортную услугу поближе к себе.

Газета «Площадь Свободы» направила письмо в ОАО «РЖД», где спрашивает: почему маршрут электрички «Ласточка» не доезжает до вокзала «Тольятти» и планируется ли пересмотр схемы движения электрички? Вспомнили мы и о планах построить новый железнодорожный вокзал в районе «Парк Хауса» – будет ли это сделано и когда? Как только наша редакция получит ответ от «РЖД», то сразу же поделится с вами.

Факт

Жители Самары давно признали рельсовый транспорт – метро и трамвай – самым скоростным транспортом. И все потому, что вагонам никогда не приходится терять время в автомобильных пробках, которые стали перманентным явлением столицы губернии, вне зависимости от сезона и времени суток. Так что у скоростной «Ласточки» есть отличные возможности не просто успешно конкурировать с автомобильными междугородними перевозками, но и выиграть это состязание.

Елена Кочева, газета «Площадь Свободы»