Если совершить небольшой экскурс в историю, то Комсомольский район – самый старший из городских «братьев». Несмотря на это, он значительно уступает Автозаводскому в численности, а Центральному – в площади. Может, поэтому местные власти меньше всего уделяют ему внимание – по остаточному принципу.
В конце лета 2016 года «Вольный город» писал похожий материал, есть прекрасная возможность сравнить, насколько изменился район за эти восемь лет. Перемены есть, например, на пересечении улиц Чайкиной и Ярославской стоял заросший кустарником недострой, теперь здесь современное здание налоговой инспекции.
Не украшали Коммунистическую развалины бывшего кинотеатра «Маяк», сейчас на этом месте – тематический сквер, где с удовольствием отдыхают горожане. А вот брошенные кирпичные павильончики на той же улице, по соседству со зданием суда, до сих пор портят вид.
Вообще, заброшенных объектов много, но они не сильно бросаются в глаза, в отличие, скажем, от ржавых заборчиков детсадов и школ. Внутриквартальные проезды в колдобинах, тротуары заросли кустарником.
Затонувший ресторан
Самый большой, на мой взгляд, репутационный урон имиджу города наносит старый дебаркадер, приспособленный в свое время под ресторан. Здесь праздновались свадьбы и отмечались юбилеи. Когда судно стало понемногу уходить под воду, увеселенья прекратились.
Власти начали ежегодно обсуждать возникшую проблему, но разговоры так и остались разговорами. То нет мощных кранов, чтобы поднять махину, то сложно откачать воду из пробоин, то еще что-нибудь. Свою отрицательную роль сыграло и то, что объект не принадлежит муниципалитету, он – в частном владении.
Я фотографировал дебаркадер дважды. В середине июня там лениво возились два работника, что-то разрезали, зато на входной двери висела красная табличка: «Осторожно! Опасно! Ведутся работы по подъему!» В начале сентября уже не было ни рабочих, ни таблички, а судно еще больше погрузилось в позеленевшую воду.
Скверно то, что тонущий дебаркадер видят все туристы, прибывающие в наш речной порт на теплоходах. И фотографируют его с соответствующими едкими комментариями.
Перерытая набережная
Со стороны Куйбышевского водохранилища набережная Комсомольска смотрится вполне презентабельно. Однако стоит по ней пройтись, как в глаза бросаются многочисленные огрехи. Во-первых, здесь нет пляжа, хотя есть хороший песок и сотни отдыхающих, особенно летом.
Во-вторых, у этого места релаксации горожан сложная судьба. То талые воды, бегущие с холма, снесут несколько пролетов бетонной (!) лестницы, то обнаружатся провалы буквально на ровном месте, то вандалы «посетят» туалет, то выросшая за лето трава превратит набережную в брошенный объект. Нет там хозяина, поэтому возникают проблемы одна за другой, которые мэрия не спешит устранять.
Кстати, восстановленные пролеты уже выглядят старыми: бетонные ступеньки стали щербатыми, вероятно, ремонтники использовали плохой цемент или нарушили соотношение компонентов. Откровенная халтура!
Сейчас набережная выглядит как после бомбежки – вся перекопанная, ведутся работы с трубопроводом большого диаметра. Часть асфальта уже грязная, а кое-где повреждена тяжелой техникой.
Бурьян… для заплыва
Шлюзовой – самый главный микрорайон Комсомольска, городские власти несколько лет гадали, где здесь лучше построить спортивный комплекс с бассейном. Наконец выбрали место на улице Гидротехнической, о чем торжественно объявили. Затем территорию наполовину (раньше тут планировали возвести жилой дом) разгородили, бросив на всеобщее обозрение бетонные плиты и кучи мусора. Зато по соседству есть пивная точка без туалета, понимаете, о чем я?
Народ по наивности своей воспринял эти шевеления как начало долгожданного строительства. Увы! Сейчас заросшие бурьяном «холмы» – яркое свидетельство того, как слова расходятся с делами.
А ведь в микрорайоне, который по численности скоро догонит город Жигулевск, мало мест для занятий физкультурой и спортом. Есть экопарк с его дорожками, правда, за ним не сильно ухаживают, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Есть стадион «Дружба», расположенный рядом с детдомом, а точнее с центром помощи детям «Единство». Но там только футбольное поле и куча ворот.
Дорога позора
Улица Никонова – практически единственная дорога, если не считать полулесных, соединяющая Федоровку с остальным городом. Ее протяженность – чуть больше четырех километров. По контракту скромная столичная фирма «Атлант-СК» должна была капитально отремонтировать еще два года назад за 214 миллионов рублей.
Впрочем, работы вела не она, а субподрядная организация из Красноярского района, «отличившаяся» на ремонте улицы Громовой. «СК Мотор» сделал возле Федоровки отдельные куски, после чего работы остановились. Руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии Павел Баннов, ныне арестованный за коррупционные дела, не раз публично говорил о возникших сложностях, арбитражных судах и возросшей стоимости стройматериалов.
Объективности ради, замечу, что ездить по дороге можно, потому что успели положить первый слой. А вот с тротуарами проблема: по одной стороне – их недоделали, по другой – не сделали.
Ходить там сложно. Знаете, что сделали опытные пешеходы? Протоптали дорожки параллельно с тротуарами. Остановочные павильоны – старые, ржавые, подъездные карманы не сделаны. И когда ситуация изменится к лучшему, даже мэр не может сказать.
Поволжский свинокомплекс
После банкротства свинокомплекса, который когда-то называли крупнейшим в Европе, поселок Поволжский внезапно постарел и стал дряхлеть. Не помогло даже переименование его в микрорайон.
Центральное место – площадь перед дворцом культуры – ремонтировали долго и не очень качественно. Плитка на ступенях опять облетает, вместо стелы первому генеральному директору комплекса и основателю поселка Владимиру Денисову – пустой постамент.
Рядом – чаша с фонтаном советской конструкции, дно которой усеяно разбитым стеклом.
По другую сторону – танк, как символ победы в Отечественной войне. Бронированная машина покрашена, но заросла высокой травой.
Вокруг микрорайона высятся разрушенные здания, местные жители давно привыкли, а вот гостям такое в диковинку. По замыслу министерства сельского хозяйства СССР, в аграрный комплекс замкнутого цикла должны были входить три свинокомплекса, племсовхоз, комбикормовый завод, элеватор, мясокомбинат, пашни и кожгалантерейная фабрика.
До выпуска модных кожаных сумочек дело не дошло, а потом развалилось всё остальное. Две тысячи человек тогда остались без работы.
Город мертвых
Кладбище на Поволжском шоссе существует более 40 лет. По идее, за это время можно было навести там относительный порядок, но почему-то местные власти ограничиваются простой констатацией существующих проблем.
Старые деревья по-прежнему нависают над памятниками и оградками, горы мусора высятся повсюду. Могилы роют среди обгорелых пеньков, которые никто не корчует, и даже возле мусорных контейнеров.
Дороги там извилистые и до сих пор грунтовые, точнее песчаные. Местность холмистая, серпантин порой выше захоронений. Когда проезжают машины, то поднимаются большие облака пыли, которые оседают на памятниках и крестах. Никакого уважения к памяти усопших!
А ведь эту проблему можно легко решить, проложив асфальтовый путь. Осенью на автомобиле с низким клиренсом там лучше не ездить, можно застрять. Хотя пешком идти далеко – город мертвых разросся до огромных размеров. И, похоже, нет никому из власть предержащих до этого дела.
Сергей Ростовцев, газета «Вольный город Тольятти»
Читайте также «Места в Тольятти, за которые стыдно»: часть первая и часть вторая