Мастер авторской игрушки Ольга Вагнер рассказала, как научилась разговаривать с куклами

мужичек пьет пиво

Она впервые представила своих кукольных персонажей на выставке «В лучах софитов», которая продолжается в Тольяттинском художественном музее до конца сентября.

Премьера

В юности Ольга Вагнер мечтала поступить на худграф. Ее отец отлично рисовал, сестренка любила взяться за кисть и краски, да и Ольгу волновала возможность превратить великолепную белизну альбомного листа в пейзаж или какую-то разноцветную историю.

Так уж вышло, что любовь к детям победила: она стала воспитателем в детском саду и отдала этой профессии большую часть жизни. Отдала искренне, с большой любовью к малышне, рядом с которой обычный воспитатель всегда немного волшебник и художник. Чего только не делают работники дошкольного воспитания вместе со своими подопечными: лепят, рисуют, придумывают игрушки, создают целые театральные декорации для утренников и праздников. Так что желание заняться авторской игрушкой для Ольги Вагнер стало логичным продолжением ее творческой натуры.

Сегодня, когда она уже на заслуженном отдыхе, отказываться от этой творческой, кропотливой, по-настоящему художественной работы она не собирается. И вот он результат – участие в ее первой выставке авторской куклы и игрушки «В лучах софитов», которая открыта в эти дни в Тольяттинском художественном музее. На Ольгины работы просто невозможно не обратить внимания: столько в ее удивительных персонажах из папье-маше, тканей, кожи и вдохновения жизненных историй, судеб, прожитых жизней ее чудесных мужичков, веселых и не очень.

Руки воспитателя

– Ольга Иннокентьевна, руки воспитателя умеют все?

– Наверное, это так. Мне творчество близко с самого детства, но раньше я им занималась только для своих близких и для себя.

– Есть имена у ваших персонажей из папье-маше? Как вы их зовете сами, когда с ними общаетесь?

– Имена… Я всех их поначалу называю своими малышами. Все началось с кукол в технике тильда. И такое первое текстильное создание с длинными ручками и ножками было подарено моей подруге на день рождения. Это была тильда-садовница. Потом на свет появилась тильда-дачница, а за ними пошли другие милые тряпичные куклы.

– У нее появляются стать и характер?

– Конечно. Правда, все-таки тильда – кукла отчасти машинная. Она шьется на машинке. Машинная, но не без рук, конечно. Кукла эта немного необычная. Очень интересная. Лет восемь назад я брала мастер-класс и впервые попробовала делать такие игрушки. Шила зайцев и бегемотов, и конечно же, дарила и подругам, и детям. У меня две девчонки, и хотя дочери уже взрослые люди, они любят мои игрушки и с удовольствием принимают такие подарки.

– А перед тем как взяться за саму игрушку, вы рисуете какие-то эскизы или все рождается спонтанно?

– Чаще всего рисую. Но вот две куклы, которые представлены на выставке, – Веселый человечек и Мужичок с гармошкой, родились по иллюстрациям голландского художника Жана Батиста Монжа. Это французский художник, иллюстратор, автор многих сказочных персонажей, забавных волшебников, гномов, эльфов. Его герои вдохновили и меня, и я решилась повторить его эльфов. Веселый человечек родился буквально за мастер-класс у Оли Тетюшиной, которую хорошо знают все мастера кукольных историй у нас в городе. Начали мы эту работу в октябре, а в январе закончили.

Изюминка

– Я не сразу заметила у мужичка порванный носочек. Так трогательно украшает его жизненный портрет с многими прожитыми годами за плечами вот эта крошечная дырочка…

– Нам хотелось придумать какую-то изюминку к этому образу. Вот и придумали мы с Олей эту трогательную дырочку.

мужичек пьет пиво

– А гармонист проявил свою индивидуальность и ожил в ваших руках сразу?

– А гармонист это уже совсем моя работа. В него вложена душа. Разговариваю с куклами, особенно когда начинает вырисовываться их образ: «Ну что, товарищ, теперь-то я за тебя берусь всерьез». И берусь. Когда этого человечка увидели мои девочки, они в один голос сказали: «Мама, у него глаза на дедушкины похожи». И муж спросил: «Ты с деда списала этот взгляд и эти брови?»

кукла ольги вагнер

– А когда создаются такие игрушки или, возможно, скульптуры, вы чувствуете себя в большей мере художником или все еще играете в куклы?

– Художником… Мне до этого еще далеко. А может, и не буду художником никогда. Это мое увлечение и хобби, моя любовь.

– Интересно, что играет ваш мужичок на своей гармошке? Вы не слышите его мелодии?

– Наверное, он играет что-то французское… Когда мы были в Германии в гостях у дочери, вместе побывали в одном трактирчике. Там ростовые механические куклы играли что-то такое заводное, не сказать, чтобы кабацкое, но уж очень зажигательное. Может быть, и он играет что-то такое же веселое.

– Когда вы поняли, что он уже самостоятельная фигура, ваш мужичок с гармошкой?

– Музыкантик этот буквально накануне выставки родился. Мне все время говорят: что ж ты корпишь над этими куклами и игрушками, столько сил и времени на них тратишь… А я не корплю. Я с ними живу. Мне уже за шестьдесят, и я все время вспоминаю себя молодой, как в свое время я видела бабулек, которым и было-то всего сорок пять – пятьдесят. Я смотрела на них, видела в нестарых женщинах настоящих старушек и тогда же решила: нет, я такой не буду. К моим пятидесяти руки стали побаливать, голова беспокоить стала… Словом, годы стали о себе напоминать и мне самой, но вот я увлеклась этими игрушками. И обнаружила, что с ними я возрождаюсь: ни боли суставной, ни голова не беспокоит. Я теперь всем подругам говорю: займитесь творчеством, мне оно очень помогает. Муж говорит, что я в детстве не доиграла, но он в этом не прав: детство у меня было хорошее, счастливое, родители меня очень любили, у меня было много игрушек.

– Чем еще занимаетесь?

– Еще я шью. Мои дети росли в восьмидесятые, и я шила им все, вплоть до парок. Делаю броши.

– Да, я видела ваши цветочные броши на фотографиях. Они красивые. А внучкам не хочется поиграть в кукольных героев, или вот эти взрослые образы пока им недоступны как музейные экспонаты?

– Внучки от игрушек в восторге. Младшая Полина живет с нами, и она уже делала вместе со мной ватные игрушки. Такого ватного Снеговичка, сделанного своими руками, она подарила учительнице.

– Что дальше?

– Знаю точно, что остановки в этом творческом процессе у меня никогда не будет. Уже задумана следующая кукла. Это опять будет очень интересный образ по мотивам художника Жана Батиста Монжа.

– И еще раз мужской персонаж? Что-то женские образы вроде Мари или Аленушки вас пока совсем не интересуют…

– Может быть, потому что у меня две дочки и внучки…

– А особенная, рожденная только своим воображением и любовью кукла вроде ангелов Алисы Якиманской когда-нибудь будет украшением в коллекции игрушек Ольги Вагнер?

– Думаю, я к этому когда-нибудь обязательно приду.

Справка

Тильда – куклы, выполненные из текстиля, придуманы норвежской художницей Тоне Финангер. Техника изготовления куклы в стиле тильда подразумевает под собой пошив изделия, отличающегося наивно-примитивной формой с использованием натуральных образов и нежных пастельных тонов. Куклы-тильды отличаются немного вытянутыми частями тела и угловатой пропорцией, при этом они великолепно вписываются в интерьер любой квартиры.

Марта Тонова, «Площадь СВОБОДЫ»

ольга вагнер тольятти
фото: «Площадь СВОБОДЫ»