Тольяттинка Марина Харькова с легкостью опровергает досужий стереотип, что женщинам не дано уверенно управлять автотранспортом, тем более таким большим, как автобус ЛИАЗ.
Почти четверть века назад она получила первые свои водительские права и за это время успела посидеть за баранкой легкового авто, погрузчика, маршрутной «газели», троллейбуса и рейсового автобуса. И, по словам Марины, за все это время на ее счету лишь несколько штрафов от Госавтоинспекции (да и то – за неправильную парковку).
А в прошлом году руководство Тольяттинского пассажирского автотранспортного предприятия № 3, где уже шестой год трудится водитель Харькова, наградило ее особым знаком отличия – «За безаварийную работу» III степени. Минтранс вручает такие награды профессиональным водителям пассажирского автотранспорта, кто возит пассажиров безопасно, не допуская аварий и инцидентов на дороге. Чтобы заслужить знак третьей степени, надо без ДТП проехать 200 тыс. километров. Это все равно что пять раз обогнуть земной шар по экватору! И такую отметку наша героиня уже преодолела.
«До награды за безаварийную езду первой степени осталось совсем немного: столько же проехать и еще чуть-чуть», – смеется Марина.
Такого обаятельного, улыбчивого водителя автобуса № 42, с особым проворством и аккуратностью управляющего большим ЛИАЗом, сегодня на маршруте узнают многие пассажиры. О том, как большие машины стали большой любовью и как усмирить самого ворчливого пассажира, Марина Харькова рассказала читателям «Площади СВОБОДЫ».
– Марина, откуда у вас любовь к автомобилям?
– У моих родителей родились две дочери. Я старшая. А папа всегда мечтал о сыне. Поэтому все свои педагогические задумки он реализовывал на мне. Когда мне исполнилось 14, он, видя мой неугомонный характер, спросил: «Хочешь научиться водить мотоцикл?» В семье тогда машины не было, так что моим первым освоенным транспортом стал мотоцикл. Это позже, когда купили автомобиль, я уже быстро с папиной помощью и его водить взялась.
– И сколько лет вы за рулем?
– Права получила в 2000 году. Вообще, я по профессии бухгалтер, но мне было скучно сидеть на одном месте. Когда переехала в Тольятти, увидела, что в городе немало женщин водит троллейбусы. И мне тоже захотелось. Мне нравится водить большие машины. И хотелось все большего и большего.
– Говорят, что женщины не созданы для дорог. Статистика же свидетельствует, что женщины – более аккуратные водители. Вы часто общаетесь с инспекторами ГАИ?
– Очень редко. За все годы вождения у меня было лишь несколько штрафов, да и то за неправильную парковку. Когда я управляю автобусом, пассажиры говорят добрые слова за аккуратное вождение. Я когда на маршрутке работала, люди даже обращали внимание, что машина трогается с места только после того, как все пассажиры сядут. Это потому что женщина за рулем.
– Быть водителем общественного транспорта непросто: ответственность большая, подъемы ранние, работа допоздна, пробки, нервные пассажиры… Не пожалели, что взялись за баранку?
– Нет. Движение для меня – это жизнь. Я, пока на маршруте, все успеваю: встретить рассвет, понаблюдать, как солнышко садится. Очень интересно замечать, как меняется город в разные времена года.
– А когда Тольятти самый красивый?
– Он всегда по-своему красив. Мне особенно нравится Тольятти осенью, когда появляется много ярких красок: красная, желтая листва. И синее-синее небо. Солнце особенно красивое и не злое в это время.
– Вы ведете машину и медитируете?
– Можно так сказать. Я получаю удовольствие от движения. Поэтому всегда с радостью после выходных возвращаюсь к работе. Меня радует всё: дороги, люди, общение, наш город. Скоро весна будет, город расцветет. Я примечаю: на этой улице радует глаз жасмин, а на соседней благоухает черемуха.
– А правда водитель каждую ямку на дороге знает?
– Конечно! Каждая яма и колдобина наперечет. Мы, водители, постоянно работающие на маршруте, и многих своих постоянных пассажиров помним и знаем. А они нас. Эти люди каждый день ездят на работу, здороваются, желают хорошего дня. Бывает, зайдешь в магазин, а тебе улыбаются. Приглядишься, а этот человек каждый день на такой-то остановке в твой автобус садится. Мне приятно, что узнают. Мы как родные люди. Ведь со многими я вижусь чаще, чем со своими друзьями и приятелями.
– А что бы вы хотели сказать своим пассажирам? Ведь к вам в автобус садятся люди разные: кто-то устал после работы и сердит, молодежь шумная, бывают и пьяненькие…
– Я жизнерадостный человек, всем своим пассажирам улыбаюсь, и в ответ получаю то же самое. У меня на рейсах практически не случаются конфликты. Улыбайтесь чаще людям, и они вам ответят тем же.
– Марина, расскажите про свою машину, на которой вы работаете.
– С осени 2020 года я работаю на ЛИАЗе 5292. В АТП-3 это мой второй закрепленный автобус. Я сама лично ездила за ним в Москву. Провела сутки за рулем. Гнали прямо с завода.
– Обычно женщины такие выдумщицы: они имена своим машинам дают, разговаривают с техникой. Вы со своим автобусом общий язык нашли?
– Имена технике я, конечно, не даю, но мне кажется, что душа у нее есть. Я до ЛИАЗа работала на автобусе Volgabus. И когда я пригнала новый автобус, моя старая машина на месяц встала. Очень долго не могли найти причину поломки, хотя раньше автобус крайне редко ломался.
– Обиделся?
– Все может быть.
– А с новым ЛИАЗом нашли общий язык?
– Чем больше управляешь машиной, тем лучше начинаешь ее понимать. Я как будто чувствую ее, заранее знаю, где проверить, что сделать, чтобы избежать поломки в будущем.
– Заметно, что по улицам Тольятти стали ездить новые удобные автобусы. Только почему они стали ходить реже?
– Не хватает водителей. Сегодня в АТП-3 дефицит составляет 40%.
– Почему тольяттинцы не хотят работать водителями автобусов?
– Это тяжелый и ответственный труд, который должен достойно оплачиваться. Водитель несет ответственность за жизнь каждого своего пассажира.
– Вас научил управлять автомобилем ваш отец. А если ваш сын попросит научить его водить, поможете?
– Моему сыну сейчас 14. И он в 13 лет попросил научить водить машину. Обогнал маму. Сейчас мы знакомимся с техникой вождения.
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»