Маленький одинокий человек

девушка с ноутбуком

Сегодня проблема демографии стала центральной для властей всех уровней. В стремлении показать бурную деятельность и озабоченность проблемой депутаты и чиновники стали предлагать множество решений. Среди них есть как здравые идеи, так и откровенно абсурдные. Например, отключать интернет по ночам. Но, судя по всему, переломить ситуацию не удалось. Сейчас перестали публиковать подробные данные о рождаемости и смертности в том виде, в каком это делалось раньше.

Вообще, рождаемость – больная тема для всех чиновников. Особенно остро она встает во время сентябрьских выборов, когда главы регионов борются за свои посты, собираясь идти на новые сроки. Сейчас – то самое время…

Каким бы ни был человек патриотом, но красноречивая и сухая статистика по рождаемости сводит на нет всю пропаганду в сфере демографии. Грубо говоря, как бы губернаторы ни строили на камеру серьезные лица, как бы сильно ни стучали кулачками по столу, по итогу идти на новый срок приходится с откровенным провалом с рождаемостью в регионе.

Теперь, судя по всему, данное упущение с минорным настроем наконец исправили.

«Семейный» год не удался

2024 год был назван «Годом семьи». Видимо, настолько успешный год вышел для семей страны, что сегодня подсчитать результаты ну просто нереально. А если слушать депутатов и чиновников, становится страшно. Страшно от осознания того, насколько они оторваны от реальной жизни рядовых россиян. Одни считают, что мешает рождаемости… ночной интернет. Другие на полном серьезе заявляют, что 1200 рублей к пенсии за пятого ребенка – это «высокая оценка государством» статуса многодетной семьи.

При этом за реальными причинами отсутствия желания заводить детей ходить далеко не надо: это экономические и социальные страхи населения. Квартиры только за 2023 год выросли в цене на 32% в новостройках и на 19% на вторичном рынке. Аналогично с продуктами питания: за 2024 год отдельные категории в среднем подорожали до 22%.

Не отстает и «коммуналка»: только недавно, 1 июля, плата за коммунальные услуги скакнула в некоторых областях страны до 23%. Прибавим сюда мигрантов и получим ту саму картинку, в которой граждане, судя по всему, ну никак не видят семейного будущего. Но как раз об этом чиновники и депутаты в большинстве своем говорить не хотят.

Посоревноваться между собой в абсурдности новых «идей» по улучшению демографии – это пожалуйста…

Ольга Сотникова, журналист, политический эксперт:

– Чиновникам страны поручили срочно улучшить демографическую ситуацию. Но ведь это не просто формальность, а задача, требующая реальных действий, на которые наши «элиты» плохо способны. Выращенные в идеологическом векторе 90-х – «своя рубаха к телу ближе», российские бизнесмены и чиновники по большей части стараются отделаться от общества пиар-акциями – то турник в детском доме с помпой построят, то подарят какой-нибудь школе робот-пылесос. На серьезную, значительную помощь обществу и государству они мало способны именно в силу особой эгоистической ментальности. Некоторые из них вообще вышли из криминального мира. Настоящая социальная ответственность таким деятелям претит в принципе. И несмотря на то, что многие из них считают себя консерваторами, глубоко в душе они все имеют либеральную суть. Свобода, так скажем, добывать деньги и свобода их оставить у себя вне зависимости от законности происхождения этих денег – это и есть сердцевина такого латентного либерализма. С такими настроениями, со всей этой показухой, с приписками, с отсутствием реальных долгосрочных механизмов демографию не поправить.

Алексей Краснов, ученый, многодетный отец:

– В ближайшее время – в год-два – мы увидим чудовищное запустение школ и детских садов. Затем «падут» колледжи и вузы. Так государство, судя по всему, «решит» проблему отсутствия в школах учителей. Нет учеников – не нужны и учителя. Это – горький сарказм, если кто не понял. Ну а если без иронии, то ситуация, конечно, плачевная. Проблема заключается в том, что действующие сегодня механизмы депопуляции населения России выстраивались буквально с конца 19 века. Каждые 20–30 лет к ним добавлялись новые, а вот серьезно противостоять им ни общество, ни государство, ни конкретные семьи, увы, не научились. Ведь вот, скажем, идеология чайлдфри. Она видна, очевидна, она роняет рождаемость и так далее, и государство с нею борется. А как же идеология фриланса? Это же практически то же самое, что и чайлдфри, только вид сбоку: здесь (во фрилансе), посмотрите, есть и разрыв с семьей, и культ одиночества, и страшилки про «токсичных родственников», и возведение на пьедестал гедонизма, и прочие элементы, нацеленные на разрушение института семьи. Но с идеологией фриланса никто не борется. Отчасти из-за того, что нет элементарного понимания ее опасности. Отчасти из-за того, что фриланс очень выгоден корпорациям. Маленький одинокий винтик, человек-функция, у которого нет опоры в виде семьи, – идеальный элемент экономики эпохи глобализма. Всё это надо понимать, нужно сопротивляться этому. И на государственном уровне – в первую очередь. Если, конечно, государство намерено существовать дальше в виде самостоятельного субъекта.

Александр Осипов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 11.09.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022