Максим Гусейнов о своем шансе стать главой Тольятти

депутат Самарской губернской думы Максим Гусейнов
Депутат Самарской Губернской думы Максим Гусейнов, фото: соцсети

За пять минут до интервью с депутатом губернской думы Максимом Гусейновым в редакцию «Вольного города» позвонила пенсионерка Башкирева, проживающая на улице Мира.

Зоя Николаевна сообщила, что ей 92 года, поэтому из квартиры уже не выходит. В их дом тепло дали, но ее квартира по-прежнему холодная, надо убирать воздушные пузыри. По словам ветерана труда, такая ситуация была и в прошлом году до конца октября.

Я попросил Максима Николаевича помочь пожилой женщине, он записал координаты и добавил, что таких квартир в Старом городе, к сожалению, пока много. Не торопятся коммунальщики исправлять ситуацию, а чиновники, которые обязаны их контролировать, по-прежнему дремлют в мягких креслах.

– Неделю назад стартовал конкурс по выбору мэра города. Будете ли вы подавать заявление? И если будете, то почему?

– Однозначно буду. Я критично отношусь к работе действующей администрации…

– Законодательная власть не любит исполнительную?

– На то есть весомые причины. Мэрия, если называть вещи своими именами, наплевательски относится к людям. Сталкивался с этим много раз. Есть золотое правило: критикуешь – предлагай. Одно дело, просто предлагать, и совсем другое – реализовывать предложенное. Чтобы навести порядок в нашем городе, нужно для начала больше половины чиновников уволить, потому что они заточены не на результат, а на процесс.

– Это когда до обеда пишут и перекладывают с места на место бумажки, а после обеда планируют многочисленные совещания?

– Да, чиновник с важным видом «сделал» бумагу, но она не потребовалась, он принялся за новую. И так далее. И его не волнует, что от такой «работы» в городе не стало чище, уютнее, лучше. Главное для него – зарплата, премии, отпускные, лечебные. Вот если бы дорогу вовремя не отремонтировали или махнули рукой на бабушку в холодной квартире, у него уменьшилась зарплата, тогда он пошевелился бы.

Скоро снег выпадет, а парк Центрального района до сих пор не благоустроен. Дворовые территории приводить в порядок практически не начинали. Но ответственные чиновники как получали сполна свою зарплату, так и получают. Разве это нормально?

Вот она, ключевая задача нового главы города – обеспечить работу не на процесс, а на результат. Не для галочки! Помните, когда губернатор приезжал знакомиться с Тольятти, местные чиновники согнали на Центральную площадь десятки дворников, чтобы было чисто. Те убирали, драили, подметали, а вокруг, на остановках улиц Мира, Победы, как была двухмесячная грязь, так и осталась.

– Как вы оцениваете свои шансы стать мэром?

– Хороший вопрос! Рассматривать кандидатуры претендентов будут десять выборщиков от городской думы и десять – от губернатора. Понятно, что представители городской думы будут чинить препятствия, у меня сложные с ними отношения. И большие к ним претензии по работе.

В городе есть определенные кланы, политическая тусовка. Я им мешаю спокойно обеспечивать процесс, пытаясь добиться от них результата. Это их сильно раздражает. Но я не жалею, что не вхожу в эти банно-политические кланы. Верю, что со стороны губернатора будут более объективные выборщики.

– Эти выборщики будут тольяттинцы?

– Полагаю, часть – тольяттинцы, остальные – представители областного правительства. Программу развития города я почти подготовил. И если мэром выберут другого кандидата, я через какое-то время встречусь с ним и расскажу об этой программе, предложу сотрудничество. Если главой города изберут нового человека, то есть не тольяттинца, с ним будет интересно поработать.

– Самарский вариант может быть? Когда руководитель будет из другого региона, из той же Нижегородской области?

– Вполне.

– Как оцениваете работу Николая Ренца на посту мэра?

– Неудовлетворительно.

– А городская дума назвала его работу хорошей.

– Нынешний состав думы – это теперь филиал мэрии. Раньше руководители служб администрации, перед тем как прийти на заседание думы, готовились, волновались, то сейчас для них просто отдых от основной работы.

Да, у депутатов гордумы хорошо, а у их избирателей – плохо. А какая еще может быть оценка главе города и его команды, если основные службы не работают? У департамента градостроительной деятельности – полная деградация, там специалистов почти не осталось. Департамент городского хозяйства сейчас напоминает разрушенный павильон. Оставляет желать лучшего департамент транспорта и дорожного хозяйства. И список можно продолжить.

А сфера образования? Приведу только один пример. 60 родителей пожаловались на действия директора школы №21, считая, что их дети не получают должного образования. Нет педагогов, за пять лет сменились пять классных руководителей. Или: в актовом зале собирают четыре класса, после чего учитель без микрофона им начинает что-то рассказывать. Потом оказалось, что это был урок истории. Или: педагогу ставят уроки одновременно в двух классах.

– Это как?! Ошибка в расписании?

– Нет, учителей не хватает. Я разговаривал с этим педагогом. Он рассказал: в одном классе веду предмет, потом прихожу в другой – даю задание для самостоятельной работы, возвращаюсь в первый класс и продолжаю объяснять тему. О каком качестве образования может идти речь? Это же наши дети!

– Согласен с вами. Недавно мелькнула информация, что в Самарской области не хватает больше тысячи педагогов, особый дефицит на учителей математики, русского языка, физики, информатики, физкультуры и воспитателей дошкольных учреждений. Региональный центр занятости сообщил, что зарплата учителя варьируется от 25 до 60 тысяч рублей в зависимости от их опыта, нагрузки и места работы.

Если в актовом зале вести сразу четыре класса, то зарплата точно будет больше, чем у коллег. И такое в промышленном городе! А что происходит в сельских школах, где и в прежние времена педагогов не хватало? Грустно. Разрешилась ли конфликтная ситуация в двадцать первой школе?

– Нет. Я инициировал проверку, приехала комиссия из областного министерства образования. Полтора месяца проверяли, вынесли дисциплинарное взыскание директору школы. Я предложил провести собрание, пригласив родителей, которые возмущались изъянами в учебном процессе. Чтобы обсудить проблемы: что можно решить, что нельзя, и наметить план по исправлению недостатков.

Мне прислали сообщение, что такое собрание будет на следующий день. Я звоню инициаторам письма, они не в курсе. Звоню в министерство, там говорят, что решили собрать самых активных родителей, пять-десять человек.

– Своих сторонников?

– Да. Мне мягко посоветовали, побыстрее «закрыть эту тему». Я не против закрыть тему, но вы сначала устраните недостатки в учебном процессе.

– Возвращаемся к чиновникам. Когда уволят заместителя мэра по социальным вопросам Юлию Баннову, чей муж-чиновник арестован за коррупционные преступления? Педагоги удивляются, соцсети негодуют, а она по-прежнему работает, делая вид, что ничего не произошло.

– Если придет по-настоящему новый мэр, то до Нового года уволит.

– Чем сейчас занимается Николай Ренц?

– Я думаю, собой. А вообще, у него есть чем заниматься.

– Слышал, что у другого бывшего градоначальника, Николая Уткина, возникли большие проблемы со здоровьем. У него скоро юбилей.

– Не знаю, давно не видел Николая Дмитриевича.

– Почему, на ваш взгляд, уволился Виталий Рябов, который возглавлял департамент городского хозяйства всего пять месяцев?

– Если говорить о благоустройстве Тольятти, то здесь полный провал. А средства выделялись из трех источников: городской бюджет, областной и федеральный. Наверное, Рябов, когда понял ситуацию, решил уйти, чтобы не отвечать за серьезные промахи предыдущих руководителей.

Возьмите придомовые территории. Больше ста дворов не оборудованы, это и детские площадки, и укладка асфальта, и многое другое. В департаменте городского хозяйства до сих пор не выдано ни одно уведомление о субсидии для управляющих компаний. А без этого документа работы не начнутся.

– Это запрещено законом? Или управляющие компании опасаются, что мэрия их банально кинет?

– Как раньше было? В апреле управляющим компаниям выдавались уведомления, и они начинали работы по благоустройству. А все завершали к сентябрю. Сейчас – середина октября, ничего нет, даже документов.

– Да, зима близко. В снег будут закапывать деньги или рукой на все махнут?

– Не знаю, это большой вопрос. Люди годами ждут благоустройства своих дворов, дождутся ли.

– Максим Николаевич, проясните ситуацию со сквером на улице Лесной, который еще называют карманным парком.

– Там задействован тот же подрядчик, что и на благоустройстве парка Центрального района.

– По-нят-но.

– Не спешите с выводами. Подрядчик не может завершить работы в парке, потому что много технических вопросов по проекту. Здесь есть и вина департаментов мэрии.

Теперь по улице Лесной. Там была обычная общественная территория, которая плохо убиралась. Под выборы в городскую думу администрация решила разыграть комбинацию: жители голосуют за определенного кандидата, взамен получают мини-парк. Стоимость работ – около девяти миллионов рублей.

Выборы прошли с «нужным» результатом. Мэрия определилась с подрядчиком, заключила в ноябре прошлого года с ним договор. Начались работы, а через неделю чиновники разорвали контракт в одностороннем порядке. Подрядчик обратился в суд и выиграл процесс. Было даже возбуждено уголовное дело в отношении администрации города за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.

Я изначально предлагал перенести все работы на весну. Кто же в снег делает парк, благоустраивая дорожки?

Только в этом сентябре подрядчик возобновил работу и опять ее остановил. В итоге – ямы, кучи грунта и возмущения жителей.

– Я знаю, вы недавно вернулись с Донбасса. Какая была по счету поездка с гуманитарным грузом в этом году?

– Седьмая. В конце октября планирую восьмую в Курскую область, а в ноябре – снова на Донбасс. Обычно навещаем наших земляков: тольяттинцев, самарцев. Привозим то, что они просят.

Когда верстался номер. В школе №21 прошло собрание, инициированное Максимом Гусейновым. Вопросов к руководству школы высказано много, все взяты на контроль министерством и департаментом образования. Было озвучено и о важном мероприятии для школы – капитальном ремонте, который начнется в ближайшие месяцы. Но это уже отдельная история…

Беседу вел Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 40 (1526) 18.10.24