Люди обеспокоены обеспеченностью подходов к пляжу, береговой зоне

Тольяттинцы зарубили очередной проект планировки межевания, выполнявшийся компанией «М-Строй». Они не одобрили предложения проектировщиков, касающиеся береговой зоны Куйбышевского и Саратовского водохранилищ.

На его подготовку городская администрация не поскупилась, выделив из казны 19 млн рублей. Проектировщики рассматривали пять зон, разнообразных по своей освоенности, состоянию благоустройства, инженерной защищенности. Это Западная прибрежная зона (пляжи Автозаводского района, включая Муравьиные острова), Восточная, Центральная (микрорайон Портовый), Федоровская и полуостров Копылово. Как отметил представитель проектной организации «М-Строй» Сергей Фролов, процессы разрушения береговой линии Куйбышевского водохранилища весьма существенны. Основным фактором абразии берегов верхних бьефов является ветер, при штормах осуществляется особенно интенсивный размыв берегов. В нижних бьефах наибольшее влияние имеют вибрационное воздействие Жигулевской ГЭС и волны от проходящих судов. Поэтому в проекте предусмотрены различные мероприятия по берегоукреплению – волнозащитные и волногасящие. По словам Фролова, архитектурное оформление берегозащитных сооружений должно способствовать эстетическому восприятию. Этого можно будет достигнуть, используя новые конструкции, строительные материалы и покрытия. Вот только участникам слушаний показалось, что тему берегоукрепления проектировщики проработали слабо. Как отметил один из выступавших, Евгений Елисеев, все мероприятия по инженерной защите территории в проекте планировки описаны весьма теоретически и общими фразами, без анализа того, что действительно имеется. Где уже есть берегоукрепление, какого оно рода, насколько качественно, проводилось ли его обследование – об этом нет ни слова.

Для того чтобы выработать базовые решения для развития береговых зон, проектировщики в качестве определяющего подхода выбрали ландшафтный, так как каждая из проектируемых территорий имеет свои уникальные ландшафты. Фролов детально рассказал обо всех планировочных решениях. В каждой зоне упорядочили сложившееся функциональное зонирование зон отдыха, предусмотрели размещение объектов капитального строительства и создание единой туристско-рекреационной зоны Тольятти, с включением территорий, расположенных на берегу Куйбышевского водохранилища и полуострова Копылово, обосновали размещение особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Например, запланировано создание ООПТ — природный парк «Муравьиные острова» или дендрологический парк «Песчаные степи в Портоселке», чем малость насмешили людей. Где в Портпоселке увидели степи, непонятно. А известие о том, что проектировщики предусматривают строительство автомобильного моста из Федоровки на полуостров Копылово, вообще сразило многих наповал. По замыслам проектировщиков, он соединит проезд Федоровские луга, улицу Кооперативную с улицей Бурлацкой в непосредственной близости от парка «Копыловская коса». Люди так и высказывались: «Абсурд. Не построят его в этом месте».

По проекту планировки неясно, выполнялись ли топографическая съемка, инженерные и геологические изыскания, которые должны быть в обязательном порядке. Вот и возникали вопросы. Кроме того, проект должен неукоснительно соответствовать документам территориального планирования — генплану, правилам землепользования и застройки. Но на публичных слушаниях явно указали: он им не соответствует, так как предусматривает новые территории общего пользования (тот же лесопарк «Копыловская коса»), новую сеть улиц и проездов, которые отсутствуют в генплане. Например улица Бурлацкая, которая чудным образом появилась в проекте планировки, в генплане и схеме транспортной инфраструктуры отсутствует. Более того, она целиком расположена на территории гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности! «Копыловская коса» тоже попадает на территорию гидротехнических сооружений. И то, что они заросли деревьями, ничего не меняет. На них вряд ли можно делать лесопарк.
Скандальная ситуация возникла также из-за планов по созданию единой пешеходной зоны по всему берегу. В тех местах береговой линии, где имеется частная собственность, дабы обеспечить свободный доступ к водным объектам, проектировщики предлагают наложить сервитуты. По словам Фролова, сервитут накладывается стандартно в пределах 20-метровой полосы, где уже есть объекты капитального строительства. Но свободный доступ был одобрен не всеми. Например, представители Соцкультбыта АВТОВАЗа откровенно высказали этим недовольство. Арендованную на 49 лет землю холят и лелеют, вкладывая немалые средства в ее благоустройство, поэтому коммерсанты считают, что открытый доступ в районе турбазы «Фортуна» и отеля «Лада Резорт» организовывать нельзя. Это, по их мнению, будет захоронение бизнеса. Управляющая гостиницей «Лада Резорт» Оксана Иващенко привела довольно сомнительные аргументы в пользу этой позиции. «Вы знаете, что таксисты в городе предлагают женщинам-иностранкам интимные отношения? Они приходят в отель запуганные, они боятся страны, города!» — заявила она.

По ее мнению, в преддверии чемпионата мира по футболу надо позаботиться об иностранных гостях, обеспечить их безопасным местом. Все споры на эту тему прервал главный архитектор города Аркадий Шишкин, тоже сделавший контрзаявление: «Мы не комментируем и не обсуждаем федеральное законодательство, мы исполняем его».

Увы, на публичных слушаниях выяснилось, что проектировщики не согласовали свои проектные решения с собственниками земельных участков. И те не замедлили поставить об этом в известность. Так, ООО «Волма» на своем земельном участке собирается организовать парусную секцию для детей, а «М-Строй» планирует там парковку. Как тут не возмущаться и не поднимать вопрос о нарушении своих прав?
Депутат Борислав Гринблат очень негативно отозвался по этому поводу. По его словам, техническое задание предусматривало согласование со всеми правообладателями земельных участков. Именно по этой причине работа стоит так дорого — 19 млн рублей. Но этого явно не было сделано. Также обескураживает тот факт, что еще 9 млн рублей выделялось на разработку проекта планировки микрорайона Портового, который стал составной частью данного проекта. Между тем эта территория важна для города, для развития туризма. Поэтому, по мнению депутата, просто необходимо запустить процедуру согласования с правообладателями земли. В итоге за то, чтобы отправить проект планировки на доработку, проголосовала подавляющая часть присутствующих.

Комментарий

Главный архитектор города Аркадий Шишкин:

— Люди обеспокоены обеспеченностью подходов к водохранилищу, пляжу, береговой зоне. Всё это учтено в проекте планировки, но не всем нравится. Это естественно, потому что каждому хочется владеть конкретно своим участком по своему усмотрению. Но федеральное законодательство требует: непрерывность линии вдоль берега должна быть обеспечена. Проект создает базу, дает основание для выполнения следующих этапов работы по коммуникациям, дорогам. Поэтому он нужен. Мы обязаны его довести до утверждения. Безусловно, надо максимально учесть те замечания, предложения, пожелания как физических, так и юридических лиц, которые были высказаны, найти компромиссы. Мы должны максимально распутать те сложные узлы, которые завязались еще в давние времена.

Вид на Жигулевские горы Тольятти

Георгий Семёнов, газета «Панорама Тольятти» от 11 декабря 2017 года