Почему после написания, до конца своей жизни — не расставался с портретом, постоянно хранил его у себя и никому не показывал?
«Мона Лиза», или «Джоконда» — картина гениального Леонардо да Винчи (1452-1519) и одно из самых известных и значительных произведений мировой живописи. Точная дата написания шедевра неизвестна. По некоторым сведениям, написан он между 1503 и 1505 годами.
Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Полное название картины — «Портрет госпожи Лизы дель Джоко́ндо». Но заказчик свою жену на портрете не узнал, и имя «Джоконда» стало условным. У многих современников да Винчи возникли сомнения относительно личности женщины, изображенной на картине. Споры о том, чей портрет на самом деле нарисовал художник, не стихают до сих пор.
Есть и другие вопросы. Леонардо прекрасно писал женские портреты. Однако почему он не имел семьи и, прожив 67 лет, так и не полюбил ни одной женщины? Почему после написания «Джоконды» шестнадцать лет — до конца своей жизни — не расставался с портретом, постоянно хранил его у себя и никому не показывал?
Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» посмотрим, что есть в фонде библиотеки о художнике и его легендарной картине. Обратим особое внимание на прекрасно иллюстрированное издание книги Роберта Уоллэйса «Мир Леонардо», подаренное библиотеке ее читателем Светланой Юдиной. Потом заглянем в интернет и посмотрим документальный фильм «Тайны и загадки Моны Лизы Леонардо да Винчи». В итоге, узнаем чуть больше о картине, навсегда изменившей искусство.
Гипотезы, гипотезы
Еще в XVI в. Джорджо Вазари, соотечественник Леонардо, автор известного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», так и не смог объяснить, почему художник не отдал Франческо дель Джокондо портрет его жены. С тех пор появилось множество гипотез, авторы которых пытаются ответить на вопрос: кто изображен на картине?
Наиболее интересной является гипотеза американских исследователей, которые пришли к выводу, что на портрете изображен сам Леонардо да Винчи. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы.
Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Самые известные среди них: герцогиня Франкавилль; Филиберта Савойская, Изабель д’Эсте, куртизанка; синьора Пачифика, любовница Джулиано Медичи и даже Пресвятая Дева Мария.
Но Леонардо, конечно же, не писал своего автопортрета под видом Моны Лизы, которая действительно позировала. В противном случае он был бы уличен и высмеян сразу же возле портрета, так как было бы легко сравнить оригинал с его изображением. Даже Рафаэль, великий художник, который, несмотря на свою молодость, был допущен к картине, ничего подобного не заметил.
Под бременем эдипова комплекса?
Чтобы разгадать тайну «Джоконды», необходимо отметить, по крайней мере, два странных факта биографии Леонардо да Винчи.
Во-первых, Леонардо не рисовал самого себя. До нас не дошел ни один живописный автопортрет Леонардо. Известен лишь рисунок, сделанный через несколько лет после создания «Джоконды». В чем же кроется неприязнь Леонардо к своей внешности?
И во-вторых, Леонардо никогда не был женат. Если не считать нежных чувств и намека на платоническую любовь к Чечилии Галлерини, любовнице Лодовико Моро, то нет ни одного свидетельства о том, что он любил какую-либо женщину, И это притом, что Леонардо был статным и красивым, сильным и мужественным, обходительным и образованным. Почему же Леонардо так и не полюбил ни одной женщины?
Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем сначала в раннее детство художника и историю семьи да Винчи. Отец Леонардо, нотариус сэр Пьеро да Винчи, владел имением в окрестностях местечка Винчи в Тосканских Альбанских горах. Здесь, в горах, он и встретил будущую мать Леонардо, девушку по имени Катерина. Она была простой крестьянкой — крепкой, здоровой и красивой.
Сэру Пьеро было 25 лет, когда в 1452 г. Катерина родила Леонардо.
«Тут же старый Антонио (отец Пьеро), — пишет один из биографов Леонардо, — чтобы выбить у Катерины дурь из головы и успокоить свою совесть, женил сына на флорентийке Альбиере из семейства Амадори и, развязав толстую мошну, уговорил молодого человека Пьеро дель Вакка, прозванного за горячий нрав Задирой, жениться на красивой обманутой Катерине».
Так Леонардо, едва успев появиться на свет, был разлучен со своей матерью. Уже в возрасте пяти лет он начал замечать, что какая-то женщина неотступно следит за ним. Это была Катерина, его мать. Он часто встречал ее во время прогулок. Катерина обычно стояла у одного из домов селения и с печальной улыбкой смотрела на Леонардо.
С точки зрения классического психоанализа с большой вероятностью можно предположить возникновение у мальчика так называемого эдипова комплекса, который заключается в любви к матери и желании инцеста с ней с одновременной ревностью и ненавистью по отношению к отцу.
В случае с Леонардо да Винчи скорее всего именно этот комплекс имел место, и если не в полной мере, то хотя бы частично. В сознании Леонардо с детских лет отпечатался образ Катерины — красавицы–крестьянки. Для Леонардо она оставалась просто Катериной даже тогда, когда он уже во Флоренции узнал, что жена Пьеро Задиры его мать.
В записях Леонардо читаем: «Катерина пришла в день 16 июля 1493 года». Он упорно не хотел называть ее матерью.
Лишенный матери с детства, Леонардо не смог вполне прочувствовать, что такое сыновья любовь к ней. Но он любил этот образ. Он был влюблен в собственную мать. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи. Вот почему он не писал автопортреты. Леонардо был очень похож на свою мать. Стоило ему нарисовать самого себя, как на холсте проступили бы черты его матери, но только в мужском обличье. По сути дела, получалось изображение его идеала, его кумира, но в гротескном виде. Учитывая состояние художника, легко понять, что вынести такое для него было тяжело или невозможно.
Постоянно находясь под бременем комплекса, Леонардо не мог не желать написать портрета Катерины. Он отчетливо помнил дорогие ему черты. Однако для написания картины, достойной его кумира, картины, где Катерина была бы как живая, ему была необходима модель. По всей видимости, Мона Лиза Герардини, жена Франческо дель Джоконде, была похожа на Катерину или напоминала ее. Точно известно лишь одно: художник писал ее портрет не по заказу.
Леонардо намеренно подружился с мессером Франческо дель Джоконде и сам предложил написать портрет его жены. Чем еще, кроме портретного сходства, могла привлечь художника Мона Лиза? Она печально улыбалась. Мона Лиза в это время все еще не пришла в себя после смерти дочери. Печальная улыбка молодой женщины оживила в памяти Леонардо улыбку Катерины, его матери, которую к тому времени он уже похоронил.
Леонардо взялся написать для Франческо дель Джоконде портрет его жены Моны Лизы и, протрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Имея перед собой живую модель, художник превращал хранящийся в его памяти схематичный образ Катерины в образ живой.
«Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально», так писал о картине критик — искусствовед Джорджо Вазари.
Леонардо использовал Мону Лизу как отделочный материал. По сути дела, «Джоконда» — это Катерина, имеющая кожу Моны Лизы. Долгих четыре года, затратив, по некоторым подсчетам, не менее 10 000 часов, с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося кистью мазки величиной в 1/20-1/40 мм. На такое был способен только Леонардо — это каторжный труд, работа одержимого.
Когда же портрет был готов, не считая пейзажа, флорентийцы признали в женщине, изображенной на картине, Мону Лизу. Некоторое расхождение между портретом и оригиналом они отнесли к художественному видению автора, ведь портреты зачастую не передавали модель с фотографической точностью, а, напротив, приукрашивали ее. Поэтому Мону Лизу узнали все, кроме ее мужа.
Франческо дель Джоконде понял, что на портрете изображена не его жена. Но и он не знал, что это Катерина, на которую Леонардо был похож в молодые годы. Именно этим обстоятельством объясняется такой странный на первый взгляд результат сравнительного компьютерного анализа «Джоконды» и автопортрета.
Закончив портрет, Леонардо сразу же покинул Флоренцию. Картину он забрал с собой, так как она имела большую ценность только для него. До конца своей жизни он не расставался с портретом, постоянно хранил его у себя и никому не показывал.
И еще один любопытный факт. Позднее, после отъезда из Флоренции, Леонардо написал фон картины. Это горный пейзаж. Горы, которые как нельзя более кстати подходят именно Катерине, а не кому-нибудь еще. Это горы, в которых она родилась, это ее мир.
То романы посвящают, то обливают кислотой…
Леонардо да Винчи, скрытный и гениальный, глубоко упрятал тайну «Джоконды».
Вот почему о ней постоянно пишут стихи, поэмы, рассказы и романы, снимают фильмы…
Краже Моны Лизы посвящена новелла Георга Гейма «Вор» (1911), давшая название одноимённому сборнику рассказов. Поэма Владимира Маяковского, «Облако в штанах» написана под свежим впечатлением от похищения и возвращения картины: «…вы — Джиоконда, которую надо украсть! И украли»
14-я книга в книге Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги» носит название «Мона Лиза Джоконда» и посвящена этой теме.
Олдос Хаксли написал роман «Улыбка Джоконды». На Джоконд очень похожа его героиня, с которой он ее все время сравнивает.
В рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка» вандалы выродившегося будущего дерут картину на части, и герою удаётся спасти только улыбку, которую он и прячет.
Боб Шоу в рассказе «Шутка Джоконды» в недалёком будущем с помощью телепата пытается разрешить загадку появления «обнажённых Джоконд».
В романе Дэна Брауна и одноимённом фильме «Код да Винчи», снятого режиссером Роном Ховардом, ключ к решению загадки лежит через знаменитые работы Леонардо, в том числе и «Мону Лизу».
Интересуются полотном не только литераторы. Сегодня «Джоконда» хранится в Лувре. Много раз бедное полотно вандалы пытались испортить, а воры — украсть. Так, в 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря 1956 года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
В апреле 1974 года на выставке в Токио женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, которых не пускали на выставку, чтобы увеличить пропускную способность зала, попыталась распылить из баллончика красную краску.
А 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Сейчас полотно находится на своем прежнем месте в Лувре. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея.
Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com