Лучшие школы Тольятти, нагрузка детей, новые проекты в образовании

И.о. руководителя департамента образования администрации
фото: «Площадь Свободы»

И.о. руководителя департамента образования администрации г.о. Тольятти Лариса Лебедева рассказала корреспонденту «Площади Свободы» о проведении приемной кампании в первые классы, о нагрузке детей в школе, о новых проектах в образовании.

Недавно прошла первая волна записи в школу первоклассников. Обычно запись превращается в «гонку вооружений», система висит, далеко не все успевают записать детей в школы. С того, как обстояло дело в этот раз, мы и начали наш разговор со специалистом.

– 20 декабря 2018 года в Тольятти на принципах равных условий приема для всех поступающих прошел прием заявлений родителей о зачислении детей в первые классы школ, за которыми закреплена вся территория городского округа. Всего таких учреждений в Тольятти 10, это гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов. Заявления в электронной форме родители регистрировали через единую информационную систему «Е-услуги. Образование» по адресу: es.asurso.ru.

22 января 2019 года стартует прием и регистрация заявлений от родителей детей, зарегистрированных на территории, закрепленной за школой. На втором этапе приемной кампании с 1 июля (не позднее, конкретная дата определяется учреждением) до 5 сентября школы примут первоклассников вне зависимости от их регистрации.

В декабре 2018 года демонстрационная версия для ознакомления родителей с процедурой самостоятельной подачи заявления в 1 класс в электронной форме не открывалась. Сбоев при подаче заявления в первый класс через единую информационную систему «Е-услуги. Образование» в этом году не было. Приемная кампания проходит в штатном режиме.

– Какие школы считаются сегодня самыми престижными в городе Тольятти?

– Система общего образования уникальна, я бы сказала, своим разнообразием при единстве подходов. Практически в каждой школе есть возможность обучаться по программам разного уровня и профиля. Каждое образовательное учреждение уникально по своему и имеет свои традиции. Отрадно то, что деятельность образовательных учреждений городского округа Тольятти высоко оценивается на всероссийском уровне. Московский центр непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки РФ проводит ежегодное исследование и формирует перечень лучших школ России. 6 тольяттинских школ (МБУ №№ 6, 19, 39, 51, 57, 67) вошли в рейтинг лучших школ в России (ТОП-500).

Попробуют сидеть за партой

– Какие требования предъявляют к будущим первоклассникам сегодня? Всем ли нужны подготовительные курсы?

– Уровень подготовки к школе современных первоклассников различен и может зависеть от множества факторов. Подготовленность может быть связана с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой общего развития, психофизиологической и интеллектуальной зрелостью, социальной и эмоционально-волевой готовностью, особенностями семейного воспитания детей.

Подготовительные курсы для будущих первоклассников направлены на общее интеллектуально-психологическое развитие ребенка: развитие речи, внимания, памяти, формирование эмоциональной зрелости, мотивации к обучению, развитие чувства ответственности, самостоятельности. Данные курсы способствуют адаптации детей к школе: школьному режиму, нормам и правилам поведения, самообслуживания, правилам общения в новых условиях, подготовке к новому социальному аспекту их жизни. Обращаю внимание, подготовительные курсы для будущих первоклассников являются дополнительной платной услугой, предоставляемой исключительно на добровольной договорной основе.

– Можно ли избежать субъективизма учителя по отношению к ребенку? Как это сделать лучше?

– Успешное взаимодействие как с одним ребенком, так и со всеми детьми – главная педагогическая задача учителя. Учитель должен строить общение с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, закономерностей возрастного развития, социализации личности ребенка. Учитель использует в практике своей работы различные психолого-педагогические подходы и технологии для достижения воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся.

В случае конфликтной ситуации рекомендую сразу обращаться к руководителю образовательного учреждения.

Нагрузка разная, а стандарты – одинаковые

– Почему нагрузка детей в школе, особенно в начальных классах, настолько разная. Кто-то из родителей жалуется, что устает от бесконечных домашних заданий. А кто-то напротив, мечтает о повышенной нагрузке.

– Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, содержат единые для всех образовательных учреждений страны требования, в том числе и содержание основных общеобразовательных программ по всем предметам учебного плана, и предусматривает достижение результатов освоения учащимися данных программ всеми учащимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья. При этом каждое общеобразовательное учреждение имеет право реализовывать основные образовательные программы через различные учебно-методические комплексы (УМК), которые также содержат единые требования освоения всеми учащимися ФГОС. Все они направлены на формирование одинакового набора знаний, учебных действий ребенка.

Реализация программ осуществляется на основании сформированного в соответствии с ФГОС учебного плана, который определяет равное для всех учреждений количество часов по всем предметам. Кроме того, образовательная деятельность, в том числе и нормы домашних заданий для школьников, строится в соответствии с требованиями СанПиН. Таким образом, нагрузка школьников определяется в соответствии с вышеназванными нормативными документами.

Необходимо отметить, что качество освоения общеобразовательных программ по предметам учебного плана зависит не от программ и УМК, а от уровня развития ребенка, его различных физических, психологических, особенностей, его здоровья, его умения адаптироваться в социуме и многих других факторов.

– Некоторые программы обучения вызывают споры среди родителей. Тот же Петерсон считается престижной методикой для умных детей. Ее берут с первых классов, а ведь далеко не все дети ее «тянут». Петерсон, действительно, так хорошо развивает детей?

– Учебно-методический комплекс, куда входят учебники Л.Г. Петерсон, действительно носит развивающий характер и включает задания для различных уровней развития ребенка. Эти учебники учителя используют, применяя дифференцированную систему обучения. В настоящее время данный учебник вошел в федеральный перечень учебников.

– Сколько детей должно быть в классе?

– Количество обучающихся в классе определяется в соответствии с требованиями СанПиН. Однако многое зависит и от количества детей, зарегистрированных на территории, закрепленной за школой, проектной мощности здания.

Продленки остались. Но на платной основе

– Раньше существовала группа продленного дня, отличная помощь занятым родителям. Сейчас продленки работают?

– Да, работают. Группа продленного дня в образовательных организациях городского округа Тольятти относится к дополнительным платным услугам. В школах группы продленного дня формируются по заявлению родителей на предоставление данной услуги.

– Есть школы, где дети учатся по 6 дней в неделю. Разве это правильно? Дети по сути работают больше родителей…

– В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение общеобразовательных программ по предметам учебного плана, а на основании выбора программ и установление продолжительности учебной недели относится к компетенции школы. Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, требованиями СанПиН установлено количество часов по предметам как для пятидневной, так и для шестидневной учебной недели. Изучение отдельных предметов учебного плана на углубленном уровне требует увеличения количества часов по сравнению с базовым уровнем. В режиме пятидневной учебной недели реализовать данные программы на углубленном уровне не представляется возможным.

Надеемся на проекты

– А новые технологии образования в Тольятти встречаются? Реализуются ли новые проекты?

– Огромные возможности для развития дает проектная деятельность школьников. Вы не представляете, насколько интересные проекты реализуются в тольяттинских учебных заведениях! Например, одна школа в рамках проектной деятельности наладила отношения с химическими предприятиями города: ученики ходят туда на экскурсии, активно сотрудничают с лабораториями, дети глубоко погружаются в тему, а потом идут учиться по профилю. Есть любопытные проекты по иностранным языкам, организации школьного питания, экологии.

На территории городского округа Тольятти также реализуются и различные межведомственные проекты. Так, в целях приобщения обучающихся городского округа Тольятти к мировой и национальной классической культуре через межведомственное сотрудничество учреждений отраслей «Образование» и «Культура» осуществляется реализация межведомственных проектов «Мир искусств детям» и «Школа. Музей. Театр». В рамках реализации проекта «Школа. Музей. Театр» МП “ТПАТП № 3” приобретены 2 школьных автобуса вместимостью 27 мест.

В этом учебном году в 43 тольяттинских школах началось обучение основам программирования учащихся вторых классов. В проекте «Кодвардс» принимают участие 2500 учащихся, а также задействованы 100 педагогов (учителя начальных классов, учителя информатики и ИКТ). Тольятти – это единственная территория в регионе, апробирующая проект «Кодвардс», где наработан положительный опыт, который будет транслироваться на региональном и федеральном уровнях в будущем.

О поборах на школьные нужды

– Имеют в школах просить у родителей денег? Вы же понимаете, что существует практика морального подавления родителей. Многие панически бояться, что к детям изменится отношение в худшую сторону…

– С точки зрения законодательства благотворительность не запрещена. Если родители сами изъявили желание помочь классу, школе и у них есть для этого возможность – пожалуйста. Однако давить на родителей и принуждать их сдать средства на что-либо нельзя категорически.

Наша справка

В 2018 году 447 выпускников тольяттинских школ из 3191 одиннадцатиклассника окончили школу с медалью «За особые успехи в учении».

В 2018 году выпускниками школ получено 40 максимальных результатов (100 баллов) на ЕГЭ и 1 выпускница МБУ «Гимназия № 38» Илич Злата получила 2 стобалльных результата на ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Юлия Дроглева, газета «Площадь Свободы»

И.о. руководителя департамента образования администрации
фото: «Площадь Свободы»