Ловкость рук напрямую зависит от ловкости мысли

Новости Тольятти augustnews.ru

Фокусник появился в нашей компании совсем неожиданно. Мы сидели за столом в кафе и на разные голоса пели традиционные гимны имениннице, с которой были знакомы не один десяток лет. Ни в каких фокусах мы не нуждались. Тем не менее сами не заметили, как втянулись в забавное действо случайного чародея. С удовольствием наблюдали за поролоновыми шариками, которые в наших руках множились самым непонятным образом, мы участвовали в карточных фокусах, а потом одна из дам протянула по просьбе «мага» свое кольцо – бери, мол, друг, если надо, все равно оно у меня не золотое. На время представления мы превратились в детей, для которых секрет увиденных чудес так и остался неразгаданным.

Настроение, однако, поднялось! Оно и понятно: неизменным атрибутом успеха фокуса, кроме ловкости рук и выдумки, является артистизм исполнителя. Этот самый артистизм у нашего мага, безусловно, присутствовал. Молодой человек красиво и непринужденно двигался, владел мимикой, делал точные жесты. Как оказалось, зовут его Алексей Клименко, он актер Молодежного драматического театра. В часы, свободные от служения Мельпомене, Алексей подрабатывает фокусником на корпоративах. Интересно, что первоначальным толчком к развитию «чародейского» таланта стало его знакомство с девушкой два с половиной года назад. Новую знакомую Алексея надо было чем-то развлекать, удивлять, веселить. Водить в кино и кафе банально, совсем другое дело – фокусы.

Алексей стал читать книги, изучать материалы Интернета. С первого раза, естественно, мало что получилось. Девушка была в шоке, увидев, как на ее глазах Алексей проткнул пальцем крышку от пивной бутылки. Для более интересных фокусов, как оказалось, понадобились серьезные занятия. Алексей стал всегда носить с собой шарик, карты, монеты. Теперь он крутит-вертит эти предметы как минимум по три часа в день, чтобы разминать пальцы рук. Пусть сейчас уже есть фокусы с айфонами, айпадами, фокусники используют самые передовые достижения техники, но по-прежнему, королевой фокусов является манипуляция. Чистая ловкость рук всегда восхищала и будет восхищать зрителей и сейчас, и через сто лет, и через тысячу.

Начал наш герой с того, что на День города просто выходил на улицу и показывал людям фокусы, даже полицейских развлекал. Так он набирал бесценный опыт, изучал реакцию зрителей на происходившие чудеса, принимал решение: стоит ли дальше совершенствовать именно этот фокус. По мнению Алексея, роль фокусника не самая простая. Прежде всего, чародей – хороший манипулятор, которому надо уметь вовремя отвлечь или, наоборот, привлечь внимание зрителей. А психология у каждого человека индивидуальна. Целый год собеседник работает в кафе, публика – от малышей до бабушек и дедушек. Самые разные гости приходят на банкеты, чтобы отметить праздники и юбилеи, и к каждому надо найти подход. Пусть даже фокус не получился, все равно надо заставить человека улыбнуться.

Да и не каждый на банкете настроен радужно и горит желанием отдать незнакомому артисту золотое кольцо, чтобы в доли секунды оно незаметно исчезло. Поэтому в целях расположения и разогрева публики Алексей начинает свое представление с микромагии – то есть с фокусов на расстоянии вытянутой руки. Если зритель ничего не замечает, не может объяснить происходящее, для мага наступает момент блаженства.

– Когда фокусник может удивлять и организовывать полет или исчезновение каких-то вещей, то ему всегда будет что поесть, – с улыбкой пояснил собеседник.

– Когда вы видели самую неожиданную реакцию на свои фокусы?

– Буквально на днях, когда выступал на свадьбе. Во время одного из фокусов я достал из уха отца невесты 50 рублей, спрятал в свой кулак, и тот моментально, с диким остервенением схватил меня за руку. Вид у мужчины был самый торжествующий: ну, дескать, я тебя поймал, сейчас выведу на чистую воду. Я разжимаю кулак, а там… пусто. Надо было видеть лицо отца невесты! Он глазам своим не поверил, а я от его недоумения завелся еще больше, поймал самый настоящий кураж.

– Алексей, а как относитесь к коллегам-фокусникам?

– Хорошо. Нас в городе немного – трое; подход к работе у каждого свой, индивидуальный. Хотя вроде бы инструменты одинаковые: карты, шарики, монеты. Не всей профессиональной информацией обмениваемся: интересно, когда один фокусник удивляет другого. Высший пилотаж – авторские фокусы. Профессионалы их придумывают и продают. Если говорить об авторитетах жанра, то для меня это Гарри Гуддини. У него было много интересных инженерных разработок, невозможно не восхищаться складом ума этого человека.

– Вы работаете с ловкостью рук или для вас важна ментальная магия, то есть создание атмосферы таинственности, мистики, чего-то непознанного?

– Сейчас для меня важна ловкость рук, надо максимально развить пальцы. Упор на таинственность и мистику делаю, если работаю с детьми. Демонстрирую им левитацию, то есть «летающие» предметы: стол, шар, кольца. Кстати, в одном из спектаклей МДТ, который называется «Шкаф», в качестве фишки эта самая левитация и присутствует. Мне нравится работать с детьми, хотя не все фокусники готовы на это. Взрослые в случае неудачи актера смогут деликатно промолчать, а дети непосредственны, не сдерживают своих эмоций. Выезжая на детские дни рождения, я предупреждаю родителей: «Надо ребят организовать, чтобы они сидели на одном месте, не бегали по площадке». Иначе работать невозможно, дети «спалят» все секреты.

– Кстати, как вы относитесь к разоблачителям фокусов?

– Нормально, даже с уважением. Если человек разобрался в механизме фокуса, значит, он нестандартно мыслит по сравнению с другими зрителями. Таких разоблачителей единицы; для большинства зрителей фокусы – интересное, захватывающее действо. Некоторые настолько восхищаются, что поощряют артиста самыми горячими аплодисментами.

– Реквизит сами изготавливаете?

– По-разному. Для изготовления реквизита нужны чертежи, их находим или покупаем. Часто реквизит делаю сам – только шить не могу, отдаю профессионалам, чтобы карманы всякие потайные пришили куда надо или ремни. Считаю, что фокусы – это постоянный поиск: реквизит надо пробовать, изучать реакцию публики. Кроме того, надо быть готовым к любой неожиданности. Например, вдруг поднялся на улице ветер, начался дождь. Вопреки всему фокуснику, работающему на открытой площадке, надо переключить внимание от стихии к представлению.

– Как по-вашему, фокус это обман или невинное развлечение?

– Для меня, наверное, это все-таки развлечение, которое заставляет человека улыбнуться и одновременно задуматься: что есть увиденное – магия или обман?

– Каков ваш сценический имидж?

– Надеваю всегда строгий пиджак, бабочку или галстук. Определенный дресс-код у меня, естественно, существует. Очень важно держать стиль; вспомните легендарный фильм «Чародеи» – «главное, чтобы костюмчик сидел».

– Откройте, пожалуйста, напоследок ваш секрет успешности фокусника.

– Важно работать над собой, любить свое дело, проявлять упорство: если что-то не получилось, начни сначала. Каждое движение можно довести до совершенства, оно будет очень красивым. Главное – трудолюбие.

Интересно:

Великий американский фокусник Эрих Вейс (артистический псевдоним Гарри Гудини) был первым, кто строил все свои выступления на исчезновениях и освобождениях. Он убегал из подвалов банков, заколоченных бочек, зашитых почтовых мешков, гигантского футбольного мяча, гальванического котла, письменного бюро и даже… из колбасной кожуры. Однажды его заперли в шкаф в наручниках и кандалах, смирительной рубашке – убежал. Гудини никогда не раскрывал своих секретов. Во-первых, это были специально изготовленные миниатюрные инструменты, отмычки, особые замковые устройства, во-вторых, великолепное знание механики, в-третьих, хорошая физическая подготовка и крепкие нервы, тренированная, не поддающаяся панике психика.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”