Лес Тольятти: почему рекомендованы сплошные рубки в лесу

лес Тольятти на схеме

Эксперты лесной отрасли, назвавшие этот документ противоречащим закону и непрофессиональным, считают, что его принятие позволит властям вывести “лакомые куски” из состава городских лесов и использовать их для посторонних целей.

Мы сообщали о том, что в Тольятти для публичного просмотра на портале мэрии вывешен проект лесохозяйственного регламента. Главный консультат министерства лесного хозяйства Самарской области Андрей Брыкин объяснил, зачем нужен этот документ и почему горожанам важно высказать замечания по этому поводу. Сегодня в городской думе во время совещания Общественного совета по стратегическому планированию свой приговор лесохозяйственному регламенту вынесли тольяттинские ученые.

 

“Это плохой регламент! – решительно объявил Юрий Рощевский – один из основателей национального парка “Самарская Лука”, кандидат биологических наук и научный сотрудник института экологии Волжского бассейна РАН. – Я изучил документ и могу сказать, что нормативы использования лесов не привязаны к конкретной ситуации. Я также не понимаю, почему рекомендованы сплошные рубки в лесу”.

“Наверное, они заложены в расчете на то, что опять будет пожар, или на то, что лес усохнет, – с горькой иронией ответил ему старший научный сотрудник Жигулевского государственного природного заповедника имени И.И. Спрыгина Андрей Крючков. – Но относительно рубок возникают и другие вопросы”.
Эксперт, изучивший 251 страницу лесохозяйственного регламента, проект которого разработан филиалом ФГУП “Рослесинфорг” “Поволжский леспроект” из Нижнего Новгорода, рассказал собравшимся о некоторых замечаниях к документу.

 

Так, санитарные рубки согласно таблице 15 запланированы на территории 2198,7 га, в том числе сплошные рубки 593,5 га. Ежегодный объем рубок составляет 732,9 га. А в таблице 9 ежегодный объем рубок поврежденных и погибших лесных насаждений составляет 1255 га. “Таким образом имеется явное несоответствие в объемах рубок, приведенных в разных разделах регламента — 500 га «плавают» туда-сюда”, – резюмировал Андрей Крючков.

В разделе 2.4.3 подробно обсуждается вопрос заготовки березового сока. Там приведены данные расчетного количества высверливаемых каналов для заготовки сока и прочие параметры, а в конце сказано, что подсочка березы в городских лесах запрещается.

В разделе лесозащитного районирования даны общие представления о его целях и задачах, а самого районирования нет.

В разделе лесопатологического обследования то же самое. Даны общие представления о его целях и задачах, но нет результатов обследования, плана организации мониторинга, его методики, системы показателей применительно к лесничеству.

В таблице 16.2 вместо типа леса «осинник сложный» указана «осина сложная» и другие типы осинников названы с ошибками.

В таблице 17.2 приведены показатели недопустимых признаков включения участков в лесокультурный фонд для южной тайги, тогда как Самарская область находится в другой зоне.

“Этот регламент не может быть принят как нормативный документ для ведения лесного хозяйства на территории Самарской области”, – подытожил Андрей Крючков.

“Когда я пробежал глазами этот документ, я, грубо говоря, обалдел, – продолжил Юрий Рощевский. – Мелких замечаний можно сделать бесконечное количество. Я все свел к двум идеям: во-первых, задача регламента в изложении этих разработчиков — пассивная фиксация того, что происходит в лесу. А должно быть управление лесами.

Задачи регламента должны формулироваться как задачи управленческие. Во-вторых, нормативы, которые занимают большую часть регламента использования лесов не адаптированы к ситуации. А ситуация в огромном городе постоянно меняется. Это вообще за рамками текста. По лесному кодексу регламент — это документ, который полностью должен соответствовать понятию конкретных городских лесов, а значит и писаться в нашем случае исходя из того, что у нас здесь лесопарк”.

“А в этом регламенте дается такое рассмотрение вопроса, будто у нас леспромхоз”, – сказала специалист по гродскому озеленению и ландшафтный дизайнер Екатерина Мажникова.

 

По мнению Андрея Крючкова, “самое интересное” начнется дальше: “Если этот документ утвердят, муниципалитет выйдет с инициативой передать в аренду министерству наши городские леса, чтобы они занимались управлением. И проведут вывод отдельных лесных участков из состава городских лесов с целью, не связанной с ведением лесного хозяйства”.

Мэру Тольятти участники совещания предложили включить в состав рабочей группы по рассмотрению лесохозяйственного регламента директора Жигулевского заповедника Юрия Краснобаева, сотрудника института экологии Юрия Рощевского, а также старшего научного сотрудника заповедника Андрея Крючкова.
Кроме того, члены Общественного совета настаивают на проведении независимой экспертизы проекта лесохозяйственного регламента.