Рассказываю почему: Легко ли попасть в школу

охранник в школе

После трагедии, случившейся в казанской школе № 175, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров поручил провести комплексную проверку мер безопасности в региональной системе образования. Источники «ПТ» в тольяттинских школах уверены, что без участия региональной власти безопасность школ не обеспечить.

В чём проблема?

Первые же разговоры с источниками в тольяттинских школах показали, что их системы безопасности финансируются по остаточному принципу. Отсутствие адекватного финансирования – главная проблема, которую не пришлось искать долго. Сумм, которые школы тратят на меры безопасности, собеседники «Панорамы Тольятти» не называют, но сравнивают их с затратами бизнеса на эти цели.

– В школах существует парадоксальная ситуация. Пожарные нормы безопасности определяют, что в школах не должно быть запертых дверей на эвакуационных выходах, а указания полиции на этот счет противоположны. Двери должны быть закрыты, чтобы преступники не могли проникнуть, – поясняет один из директоров школ на анонимных условиях. – Есть ли сейчас современное решение этой проблемы? Да! В торговых центрах уже установлены системы автоматического отпирания дверей в случае пожара, но у школ на это средств нет.

Деньги на меры антитеррористической защищенности школы берут из городского бюджета. Сумму, которую казна тратит каждый год на эти цели, пока не назвали, но есть факты. В большинстве школ охрана на входе остается с утра и только до момента окончания занятий. В среднем до 15 часов. После этого в школе остаются сторожа. Они должны следить, чтобы в школу в это время никто не проходил и ничего не проносил. Получается, что на их совести держится очень много.

– Работники ЧОПов, которые сидят в школах, – это в основном женщины-пенсионеры, потому что бюджет финансирует эту услугу по минимальной стоимости, – объясняет наш собеседник. – При этом с директоров никто ответственность не снимал. Все они должны обеспечить безопасность, но делают это компенсирующим способом. Если говорить серьезно, то нужно обращаться в Самарскую губернскую думу, чтобы решить вопрос финансирования. Именно за счет областного бюджета город ранее обеспечил школы видеонаблюдением и другими средствами контроля.

Выводы не сходятся

Чтобы огородить забором одну школу, нужно от 3 до 5 миллионов рублей. В крупных школах должна постоянно дежурить квалифицированная охрана. Услуги Росгвардии, которые обслуживают тревожные кнопки школ сейчас, не должны оплачиваться за счет школ. Это только поверхностный срез того, о чем говорят источники, знакомые с системами безопасности. Если распутать узел из должностных коллизий, уступок и нежелания говорить о реальном положении дел, останется много тревожных вопросов.

Но департамент образования уже отчитался о том, как идут проверки в школах. «Специалисты департамента образования 12 и 13 мая провели внеплановую проверку состояния антитеррористической защищенности во всех школах Тольятти, – пишет официальный сайт администрации. – Результат внеплановых проверок показал, что все тольяттинские школы соблюдают установленные требования антитеррористической защищенности. Замечаний к организации пропускного режима со стороны проверяющих не было».

Что именно проверили? Организацию и обеспечение пропускного режима, наличие охраны, соблюдение правил прохождения учащихся и сотрудников через рамку металлоискателя, наличие в учреждении ручного металлодетектора, исправность систем видеонаблюдения и наличие телефонов с автоматическим определителем номера, сообщает городская администрация. Стало известно, что в школах постоянно проводятся инструктажи учащихся, как себя вести в угрожающих ситуациях.

«Руководителям частных охранных организаций рекомендовано провести дополнительные инструктажи со своими сотрудниками и отработать схему взаимодействия с образовательными учреждениями при возникновении чрезвычайных ситуаций, – сообщает администрация. – Прорабатываются дополнительные меры безопасности при проведении «Последних звонков», государственной итоговой аттестации и выпускных вечеров. Сформированы графики учебных тренировок и рейдов общественного контроля в рамках проекта «Родители ЗА безопасное детство».

Никого, похоже, не смутило, что сфера образования проверяет сама себя, а возглавила проверку заместитель главы города по социальным вопросам. При всем уважении – это не самый главный эксперт в безопасности. После таких трагедий, как в Казани, хочется, чтобы проверки делали компетентные и независимые специалисты. Но главное – то, что впечатления комиссии и тех, кто согласился говорить с «Панорамой Тольятти» о безопасности тольяттинских школ, кардинально расходятся.

Горе от ума

Есть и те, кто считает, что строить заборы в школах и создавать вокруг них охрану, как на военных объектах, – это путь в никуда. Нужно думать о том, как защитить менталитет детей, считают некоторые родители, которые безуспешно борются с их интернет-зависимостью. Однако эти мнения внушают еще меньше надежд на реализацию, потому что тогда нужно перестраивать всю систему образования.

– Воспитание, которое получают современные дети через медиа, делает из них социопатов, – делится с «Панорамой Тольятти» одна учительниц местной школы. – Учителя и родители перестали восприниматься как авторитет. Вместо этого в их мозгах укореняются игры, конспирологические идеи, политика, которая несовершеннолетних вообще интересовать не должна! Ильназ Галявиев говорит прямым текстом, что он всех ненавидит. Да, он – это нездоровое исключение, но мы видим, что дети меняются и вступают в конфликт с реалиями системы образования.

Как это часто бывает после трагедий, общественное мнение разделилось сразу на несколько лагерей, которые с пеной у рта спорят друг с другом. От сотрудников местных школ звучат призывы успокоиться и оценить то, что сделано за последние несколько лет в тольяттинских школах ради усиления безопасности. Школы закупили металлодетекторы, видеокамеры, наняли ЧОПы и ушли от финансирования охраны школ за счет родителей.

– Я считаю, что директора школ относятся к безопасности более чем серьезно, – считает заместитель председателя Окружного родительского собрания Елена Васильева. – Просто у одних есть возможность поставить, условно, 8 камер за счет своего бюджета, а у других – 28. Я сама работаю в школе и вижу, как тщательно инструктируют учителей и самих школьников. Этому уделяется повышенное внимание, но проблемы выше финансовых возможностей школ. Некоторые школы спроектированы в 70-80-х годах, и переделать их под современные требования безопасности очень сложно и дорого.

Разговаривая с теми, кто зависим от системы образования, редко услышишь резкие мнения, но на этот раз один из руководителей высказался прямо: «Я прошу на меня не ссылаться, но, по-моему, учителей, детей и директоров школ просто виктимизируют. Нечего их проверять, они ни в чем не виноваты. Они не могут своими силами обеспечить безопасность. Нужно сделать выводы и решить, что государству важнее: деньги или спокойствие за безопасность детей. И начать уже реально что-то делать для охраны детей».

Спустя несколько дней после трагедии в Казани в нескольких городах России, в том числе и в Тольятти, прозвучали угрозы в отношении школьников со стороны лиц, наблюдавшихся в психоневрологических диспансерах. В Тольятти был арестован 17-летний подросток. После его угрозы «повторить Казань» была эвакуирована школа № 43.

Ирина Смирнова, оригинал статьи опубликован в газете «Панорама Самарской области» от 24 мая 2021 года