Чудесные деньги

магазин одежды

Настала очередь рассказать, как «подрабатывала» сотрудница тольяттинского отдела Роспотребнадзора Лариса Б.

Из показаний свидетеля

– Я – индивидуальный предприниматель, занимаюсь продажей верхней женской одежды, в том числе шуб и дубленок. В торговых центрах города держала три точки, сейчас осталось две. Дочь и муж официально трудоустроены у меня.

На домашний адрес дочери пришло извещение, что планируется проверка двух наших точек. Через день уже мне на сотовый позвонила сотрудница Роспотребнадзора, которая сказала, что ей надо вручить распоряжение о внеплановой проверке. Что характерно, она не представилась.

На следующий день в отделе появилась Лариса Б. Там я была одна. Она прошлась по помещению и спросила меня:

– Как вы хотите, чтобы была проведена проверка?

Я ответила:

– Спокойно.

– Видеокамеры здесь есть?

– Нет.

– Хорошо. Какую сумму вы готовы передать, чтобы проверка прошла спокойно?

Я понимала, что в ходе проверки могут наложить арест на товар, поэтому на калькуляторе набрала цифру 50 000.

Лариса кивнула, заявив, что тянуть с проверкой не стоит. Она пришла в отдел на следующий день и получила конверт с деньгами, там было 50 тысяч рублей. Потом сотрудница Роспотребнадзора попросила предоставить сертификаты на продукцию, еще она сфотографировала этикетки меховых изделий. Я поняла: ее заинтересовало, что на этикетках нет даты изготовления шуб.

На этом всё закончилось. Больше ни Ларису, ни ее коллег я в своих отделах не видела. Но…

Моя родная сестра в другом торговом центре держит такой же отдел. И тоже получила уведомление о внеплановой проверке. В ходе общения с Ларисой Б. я попросила о содействии. Та записала номер телефона, пообещав помочь. Позже позвонила сестра и сообщила, что отдала Ларисе 20 тысяч и коробку конфет за несоставление административных протоколов.

Из показаний подельницы

Наталья работала вместе с Ларисой в отделе по защите прав потребителей областного управления Роспотребнадзора. Затем стала там главным специалистом-экспертом, а Лариса заняла аналогичную должность, но в тольяттинском отделе. Тем не менее, контакты остались, чем при случае и решила воспользоваться самарчанка.

Наталья позвонила Ларисе и предложила «немного заработать», организовав внеплановую проверку индивидуальной предпринимательницы, торгующей в нашем городе мехами. Та легко согласилась. Что они сделали?

Наталья позвонила тольяттинской меховщице, представилась и сообщила о скорой проверке. Та ответила, что станет готовиться.

Не такой ответ ждала Наталья. Тогда она пустила в ход тяжелую артиллерию, сообщив, что в проверке будут участвовать работники прокуратуры, имея на руках все данные из налоговой инспекции. В частности, будут смотреть, сколько единиц товара официально указано и сколько есть в наличии, сколько продано.

Меховщица задумалась. Тут Наталья напрямую ей сказала, что есть возможность избежать нервотрепки. И если предпринимательница согласна, то пусть назовет сумму «отступных». Вот такие демократичные взяточники работали в Роспотребнадзоре, изо всех сил защищая права потребителей!

Меховщица назвала сумму – 60 тысяч рублей. Наталья согласилась, дальше в дело вступила Лариса, напечатавшая фиктивное распоряжение о проверке. Как только эту бумагу с печатью (но не той, что нужно) показали предпринимательнице, она привезла в Самару деньги и отдала Наталье. А та 25 тысяч перевела в Тольятти на банковскую карту коллеге, замаскировав назначение платежа как возврат долга.

Наталью, полностью признавшую вину, судили в Самаре отдельно от Ларисы. А в этом процессе Автозаводского суда она выступала как свидетель. Рассказывая про свои коррупционные делишки, Наталья подчеркнула, что никогда не просила коллегу на распоряжении о проверке подделывать подпись руководителя тольяттинского отдела Роспотребнадзора:

– У меня была только одна просьба – уничтожить потом «документ», но Лариса, судя по всему, этого не сделала.

Есть распечатка разговоров Ларисы и Натальи. Вот наиболее интересные места.

– Привет! Ко мне коммерсантка пришла. Что с ней делать? Вручать?

– Отдай ей распоряжуху.

– Распоряжение у нас вообще левое. Вручать?

– Вручай, дальше думать будем…

– Ну, всё нормально? Вручила?

– Да.

– Если что, на сколько ее кружить?

– Ну, не знаю.

– Подумай, потом мне звякни…

– Мне как тебе денежку переслать? На карту?

– Да. Она у меня зарплатная. В сообщении напиши: возвращаю должок. Типа ты занимала.

– Ладно. Могу и ничего не писать, какая разница? Мы с тобой коллеги, в конце концов.

– В принципе, да, почему нет. Напиши, на всякие пожарные, чтобы я помнила, откуда они…

Сотрудницы Роспотребнадзора, не стесняясь, обсуждали по телефону, деньгами взять или вещами. Так, Ларисе в одной проверяемой точке приглянулась «неплохая курточка на осень-зиму за 17 500 рублей». Вообще, Лариса в разговорах материлась часто и не хуже дорожного рабочего, которому на ногу попал горячий асфальт, а своего начальника отдела пренебрежительно называла дедом.

Из показаний начальника

Когда велось предварительное следствие, Сергея Б. допрашивали в качестве свидетеля в первый раз, он еще возглавлял (с 2005 года, кстати) тольяттинский отдел Роспотребнадзора. Второй допрос случился в суде, тогда во главе структуры был уже другой человек. Вряд ли кадровые перестановки напрямую связаны с уголовным делом подчиненной Ларисой Б., но подобные громкие скандалы никогда не красили первых руководителей.

Сергей пояснил технологию официальной проверки. Для предпринимателей, думаю, это будет особенно интересно.

В областном управлении Роспотребнадзора есть реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с распределением по направлениям видов деятельности, на основании которого выписываются распоряжения о проведении внеплановых проверок. Распоряжение готовится в отделе ответственным специалистом согласно соответствующему поручению начальника.

В распоряжении указываются основания, предмет, сроки, данные проверяемого лица, а также фамилия, имя и отчество специалиста, который будет проводить проверку. Внизу последнего листа указываются данные должностного лица, кто непосредственно готовил распоряжение.

После этого распоряжение отдают на подпись руководителю или заместителю управления, ставят гербовую печать и возвращают в тольяттинский отдел. Там его регистрируют в соответствующем журнале, а затем отдают сотрудникам по направлениям деятельности. Перед тем, как проводить проверку, исполнитель не менее чем за сутки должен уведомить предпринимателя.

Сергей подчеркнул, что Лариса денег ему не предлагала и ничего не рассказывала о «хитрых» проверках. Тогда ему предложили прокомментировать аудиозапись одного телефонного разговора. После прослушивания Сергей Михайлович рассказал, что однажды в его приемную пришла предпринимательница, которая нервно заявила, что Лариса назначила в офисе ей встречу, а сама отсутствует в кабинете.

– Я позвонил Ларисе Вячеславовне, спросил, где она. Лариса ответила, что у нее не заводится машина, надо погреть, муж помогает. Еще сказала, пусть посетительница немного подождет. Я попросил поговорить спокойно с женщиной, чтобы та не нервничала, – пояснил Сергей Михайлович.

И добавил: в тот момент он не знал, что предпринимательница – одна из тех, с кого Лариса Б. потом получила деньги. И вообще:

– В период работы от сотрудницы уведомлений о коррупционном опасном поведении со стороны проверяемых и иных лиц не поступало…

Не хочу никого обидеть, но мне эти слова напомнили сюжет одной русской народной сказки: пустили лису в курятник и сели ждать, когда рыжая хитрованка станет жаловаться на забияку-петуха. Не дождались!

Из показаний подсудимой

Что касается показаний непосредственно Ларисы Б., то что-то она признала, что-то – нет. А что-то – с определенными экивоками, например:

– Вину в получении 25 тысяч от Натальи П. признаю в полном объеме, но не могу подтверждать, что именно эти средства получены от коррупционных денег, поступивших ей от индивидуальной предпринимательницы.

Заявила, что два свидетеля под давлением правоохранителей ее оговаривают, а при прослушивании аудиофайлов не узнала ни голоса знакомых, ни свой собственный. При этом Наталья, прослушав те же файлы, узнала все голоса.

Еще Лариса рассказала, что находится в отпуске по уходу за ребенком, материальный доход семьи, с учетом зарплаты мужа, составляет около 40 тысяч рублей, из них половина уходит на оплату кредита. В контексте получалось, что она бедная и даже несчастная, поэтому заслуживает большого снисхождения.

Наличие маленького ребенка у любой подсудимой – шанс получить отсрочку от исполнения наказания. Но ни государственный обвинитель из прокуратуры Автозаводского района, ни суд не нашли достаточных оснований для применения такой демократичной меры, ведь Лариса Б. совершила три коррупционных преступления: два тяжких и одно особо тяжкое. В итоге – четыре с половиной года колонии общего режима.

После оглашения приговора бывшую сотрудницу Роспотребнадзора в зале суда взяли под стражу, так что новогодние праздники, и не только их, Лариса встретит за решеткой. Сама виновата!

Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 50 (1383) 24.12.21