Lada Vesta: Взгляд изнутри

LADA Vesta, начало производства которой заявлено на 25 сентября 2015 года, – пожалуй, самый загадочный и вместе с тем самый ответственный проект АВТОВАЗа. И хотя до этого дня остается больше года, пилотные машины этой модели появятся уже через несколько месяцев в рамках этапа «S-lot». Об этом и о работе команды LADA Vesta рассказал главный инженер проекта Иван Хрипченко.

– До LADA Vesta Вы работали в проектах по разработке LADA Granta и LADA Granta Liftback. Основываясь на Вашем опыте, в чём отличие проекта LADA Vesta от других, в которых Вы участвовали?

– Прежде всего, этот проект отличается масштабностью. Я работаю в нём с 1 августа 2013 года. Если говорить, например, о LADA Granta Liftback, то там было примерно 150 оригинальных деталей. В проекте LADA Vesta таких деталей около тысячи. Разница – в 6 раз. Кроме того, во всех предыдущих проектах мы использовали действующую платформу. LADA Vesta – это проект, в котором предусмотрена разработка новой платформы. Поэтому LADA Vesta – это глобальный масштаб с огромным количеством вовлеченных команд в Тольятти и Ижевске, внушительный объем уникальных разработок, специфических расчетов и испытаний, огромное количество поставщиков с применением новой концепции выбора и работы с ними и стратегически важных взаимосвязей.

– На каком этапе проект сейчас?

– Мы успешно завершили этап заморозки конструкции (заморозка архитектуры) для того, чтобы запустить изготовление оснастки. Это как раз тот момент, когда мы переходим от цифровых испытаний к физическим, которые будем проводить на деталях с серийной оснастки. Именно из этих деталей в ближайшее время мы начнем производство партии S-lot. Это будет уже осенью, в сентябре этого года.

– Можно пример, который описывал бы именно этап S-lot?

– Конечно. К примеру, мы заказали один из штампов для лицевых панелей кузова в Японии. Штамп всё ещё там (мы его еще не забрали), но детали, отштампованные на нём, уже должны приехать к нам и мы из них должны будем сварить кузов. То же самое сделают остальные технические периметры проекта – они привезут свои детали сюда в Тольятти и мы соберём автомобили для физических тестов и улучшений, одновременно обучая наш персонал внутренним процессам и специфике сборки Vesta..

– Как именно будет происходить процесс S-lot?

– Мы соберем несколько десятков машин. Они пройдут разнообразные физические испытания -многие из них аналогичны тем, что мы производили ранее на цифровых моделях. Затем мы дадим свои замечания поставщикам, они доработают свои детали в соответствии с процессом разработки и детализации автомобиля, предоставят новую партию. Мы соберем новые автомобили – и так повторится несколько раз. К моменту запуска линии мы будем на абсолютной геометрической сходимости деталей кузова. А собранные на S-lot автомобили снова уйдут на различные испытания: дорожные и краш-тесты, в аэродинамическую камеру, проверки на электромагнитную совместимость и целый ряд других проверок.

– На каких мощностях будет производиться сборка S-lot?

– Партия S-lot будет собираться на территории опытно-промышленного производства (ОПП) АВТОВАЗа. Для нашего завода такое производство будет организовано впервые. На ОПП уже готовы свои сварочный и сборочный конвейеры, а также другие участки для сборки пилотных серий. Другими словами – это будет мини-завод внутри завода, очень гибкий, способный выпускать любые автомобили мелкими сериями. И LADA Vesta – первый автомобиль, который будет использовать этот новый ресурс. На сборке будет работать совместная команда из сотрудников сборочно-кузовного производства АВТОВАЗа и Иж-Авто, специалистов из инжиниринга, представителей поставщиков. Во время сборки мы имеем возможность наглядно проверить оптимальность узлов и оперативно проверить и внедрить улучшения.

– Параллельно с этими процессами готовится и само производство? Оно будет организовано в Ижевске?

– Да, мы полным ходом ведем подготовку мощностей для LADA Vesta в Ижевске. В момент полной готовности производства в Ижевске, включая все адаптационные и модернизационные мероприятия, мы начнем там сборку очередной партии. Кстати, наш автомобиль будет производиться на одной линии с моделью Nissan. Далее, имея проверенный продукт, мы отработаем все технологические процессы, обучим этим процессам людей, создадим и улучшим операционные карты. Этот процесс будет продолжаться до наступления новой вехи, когда заканчивается процесс всех проверок и согласований, и мы получим полностью валидированный автомобиль.

Следующий этап – сборка пред-серии. К этому времени завод и продукт полностью готовы и нашим основным фокусом будет проверка стабильности самого производственного процесса. Мы задаём определенный темп сборки в качестве серийной цели и следим за оптимизацией процессов для ее достижения, отрабатывая в деталях каждый такт и каждый этап сборочного производства. Имея хорошие оценки по AVES (методика оценки “глазами потребителя”) и другим проверочным мероприятиям, а также при наличии подтверждений от всех поставщиков об окончательной готовности производственных мощностей, мы запустим серийное производство – график весьма жесткий, но при этом нам удалось его предварительно согласовать со всеми участниками.

– Что бы Вы назвали сегодня самым важным и ценным в проекте?

– Самая главная ценность – это люди, вместе с которыми мы вместе делаем этот проект. Сейчас мы достигли высокого уровня доверия друг к другу, выстроили эффективные коммуникации с помощью внедрения так называемого Проектного Дома (Project House Team), обеспечивающего нам возможность быстрого реагирования. Каждый день мы решаем огромное количество вопросов, взаимодействуем с множеством организаций. Это можно назвать самым важным нашим достижением на сегодняшний день. К моменту, когда у нас будет партия S-lot, мы сможем быстро и эффективно взаимодействовать со всеми подразделениями по вопросам оптимизации автомобиля и процессов.

фото: из открытых источников